Автореферат диссертации по фармакологии на тему Разработка серебросберегающей технологии в анализе лекарственных средств, содержащих галогенид-ионы
НИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФАРМАЦИИ . '
На правах рукописи
САФОНОВА' ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
■к
РАЗРАБОТКА СЕРЕБРОСБЕРЕГАЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В АНАЛИЗЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. СОДЕРЖАЩИХ ГАДОГЕНИД-ИОНЫ.
15.00.02 - фармацевтическая химия и фармакогнозия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата фармацевтических наук
Москва. -
1994
- Работа выполнена в Курском государственном медицинском университете
Научные руководители: - доктор фармацевтических наук, профессор
В. И. Лобанов
г канд. фармацевтических
наук, доцент Б. В. Кузьмин
Официальные оппоненты:
- доктор фармацевтических
- наук. . З.П. Костенникова
- "доктор Фармацевтических
наук, профессор * В-И. Прокофьева
Ведущая организация - Государственный НИИ стандартизации
и контроля лекарственных средств
защита диссертации состоится * ^ * срр^^ьол^? 199 г г.
Ул с' *
в 7 _часов на заседании Специализированного Ученого Совета
Д 074. 28.01 при Научно-исследовательском институте фармации' Минздрава Российской Федерации по адресу: 117418 Москва, ул.Красикова. д. 34.
С диссертацией моано ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разос/чн" " сге^Я-ЯЛ-? 1994 г.
Ученый секретарь ^
Специализированного Совета Д 074.28.01
канд.фарм. наук. ст.науч.сотр. Л.И.Боброва
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ ' ' АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Ассортимент лекарственных -средств совре-
менной медицины довольно многообразен. Одно из ведущих мест(более 20% от общего числа) в нем занимают лекарственные средства, содержащие галогенид-ионы. В основном это препараты органического происхождения, которые образуют соли с галогенводородными кислотами. что повышает их растворимость в воде и дает возможность использовать для перорального и парентерального введения.
Спектр применения данный веществ разнообразен. Это нейролептики, адреномиметики. спазмолитики, болеутоляющие, успокаивающие, витаминные средства. Большинство из них являются сильнодействующими веществами и относятся к спискам А и Б. входят в состав инъекционных-, глазных и детских'лекарственных форм'. Это требует повышенного внимания к их качеству.
Изучение доступной литературы показывает, -что известные в настоящее время.методы идентификации и количественного определения лекарственных средств,содержащих галогенид-ионы имеют ряд недостатков. Так, многие из спектральных и электрохимических методов являются косвенными^требуют сложного оборудования, используют &о-• рогостоящие и дефицитные,токсичные реактивы, многостадийны, трудоемки. .Все это затрудняет их использование в аптеках и контрольно-аналитических лабораториях. Наиболее широко распространена'ар-гентометрия. При„этом значительно расходуется дефицитный и дорогостоящий серебра нитрат. В ряде случаев на( одно определение расходуется до нескольких десятых граммов этого реактива. 'Если при этом учесть, что данные анализы относятся к числу массовых, становится понятным, что в республике на эти цели расходуются ' значительные количества' драгоценного металла. Попытка заменить
аруенгометрию меркуриметрией привела к использованию довольно токсичных растворимых солей ртути, что небезопасно для здоровья и вызывает загрязнение окружающей среды. Применяемая для анализа га-логенидов ионообменная хроматография так же не получила широкого "распространения, особенно в аптеках, так как требует значительных затрат труда и времени для подготовки колонок и самого процесса хроматографирования. К тому же при выполнении анализа расходуются большие количеств определяемых веществ (до 1 г).
В условиях экономической самостоятельности аптечных учереж-дений и контрольно-аналитических лабораторий существует необходимость разработки современного, доступного, достаточно точного метода идентификации и количественного определения лекарственных средств, содержащих в своей молекуле галогенид-ионы, позволяющего сократить расход дефицитных и дорогостоящих реактивов и лекарст -венных средств. О необходимости проведения исследований по замене нитрата серебра как реактива в фармацевтическом анализе методиками, нетребукщми его расхода говорится в приказе "МЗ, РСФСР от 24.12.82г. N 744 и письме от 30.06.86 г. N 42-12-28 "О сокращении расхода солей драгоценных металлов, используемых в анализе лекарственна средств" .
Все вышеизложенное- обусловило актуальность данного исследования. определило его цель и задачи.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью настоящей работы явилось: изучение соле- и комплексообразования галогенид-ионов и разработка унифицированной методики идентификации и количественного определения лекарственных средств, содержащих в молекуле галогенид-ионы, в субстанции и лекарственных формах.
* л
■ Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие
основные задачи:
1. Изучить взаимодействие реактивов с анионами галогенов и установить оптимальные условия выполнения цветной реакции..
j
2. Изучить состав образующихся продуктов взаимодействия, их свойства и устойчивость.
3. Разработать методику идентификации определяемых анионов и изучить ее селективность и чувствительность.
4. Разработать фотометрические методики количественного'определения лекарственных средств, содержащих галогенид-ионы, в субстанции и лекарственных формах.
5. Провести сравнительную оценку разработанных и фармакопейных методов анализа исследуемых лекарственных средств.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЙ.' При исследовании методом спектрофо-тометрии продуктов взаимодействи?; галогенид-ионов с солями меди(П) в различных органических растворителях установлено, что наибольшие величина оптической плотности и смещение максимумов поглощения окрашенных продуктов наблюдается при взаимодействии с хлоридом ялл нитратом меди в среде диметилформамида(ДЦФА).
Методами "насыщения", изомолярных серий, Асмуса, пересечения кривых установлены стехиометрические соотношения компонентов окрашенных продуктов взаимодействия галогенид-ионов с солят! меди (П)
s среде ДМФА (1:1-для бромидов и йодидов.1:4-для хлоридов);вычис-• - »
лены молярные коэффициенты поглощения, константы равновесия и устойчивости (для бромидов 0,-82; КР- 777: tx - 417; для йодидов = 526; lip- 4960; ек-7450; для хлоридов.Р„-15.84-10,о;Кр-55,88 -10й'; t„-620), позволившие установить комплексную природу и стабильность продуктов реакций, которые положены в основу количественного определения галогенид-ионов фотометрическим методом. .
/На основе спектрофотометрических и фотоэлектроколориметриче-ских методов определены факторы, влияющие на полноту образования и
стабильность окрашенных продуктов реакции (соотношение реагентов.
Ъгтуо
. концентрация определяемого вещества, влага),позволило разработать i, »
к оптимизировать унифицированные методики прямого фотометрического определения лекарственных средств, содержащих галогенид-ионы. в субстанции и лекарственных формах.
На основе цветной реакции галогенидов с солями меди в среде ДМФА разработан способ идентификации галогенид-ионов, позволяющий исключить расход соли драгоценного металла - серебра нитрата, выявлена его высокая селективность и. чувствительность. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. На основании проведенных исследований разработаны и внедрены:
- способ количественного определения бромидов (А.С. 1755136 от
'02.03.90г.) используется в практике контрольно-аналитических лабораторий Белгородского 0П0 "Фармация" и Тульского АПУ (акт внедрения N 38 от 30.1'2.ЭЗг.; акт внедрения N 34 от 1.02.94TJ;
- способ определения йодидов ( A.C. 1767396 от 26.05.90г.) используется в практике контрольно-аналитических лабораторий Белгородской ОНО " Фармация " и Тульского АПУ (акт внедрения N 41 от 30.12.93г.: акт внедрения N43 от 1.02.-94 г.);
- способ определения хлористоводородной кислоты в чистом водном растворе (А.С.1821698 от 11.11.90) (26) используется в прак-
• тике контрольно-аналитических лабораторий Белгородского 0П0 "Фармация" и Тульского АПУ ( акт внедрения N 39 от 30.12.93 г. ; акт внедрения N 36 от 1.02.94 г.);
- методика идентификации изученных лекарственных средств из-, дана в виде учебно-методических рекомендаций " Идентификация' лекарственных средств, 'содержащих галогенид-ионы" (Курск.1990).раз-
решенные к изданию Республиканским Учебно-методическим' Кабинетом НЗ РСФСР от 15.06.90 г. - , • • "
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертационной работы-доложены на конференциях молодых ученых Курского государственного медицинского института (Курск, 1993, 1994), Бакинского медицинского университета (Баку,1993), на 1 международной конференции молодых ученых (Бишкек,1993).а также представлены в сборниках тезисов докладов соответствующих конференций.Работа доложена на межкафедральной научной конференции фармацевтического факультета Курского. государственного медицинского института (1994 г.) ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертации опубликовано работ, в том числе . 3 авторских свидетельства.
СВЯЗЬ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ ;С ПРОБЛЕМНЫ! ПЛАНОК ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ НАУК.- Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Курского государственного медицинского института и Межведомственного Совета по "Фармации" N 17
АМНИ РФ. Номер государственной регистрации 01.9.40 006797. <
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
»
- методики идентификации галогенид-ионов ;
- методики количественного определения лекарственных средств, содержащих хлориды, бромиды уС йодиды в. чистом виде и в лекарственных формах. •
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА' ДИССЕРТАЦИИ. • диссертация изложена
на стр. машинописного текста, иллюстрирована 20 рисунками, 35 таблицами и состоит из введения, обзора литературы . ,3 глав с изложением собственных . результатов исследования, выводов, списка цитируемой литературы, приложения. Библиография включает 231-источник . из которых 87 на иностранных языках. ' ;
/Во введении сформулированы актуальность, цель и задачи исследований, показаны научная новизна и практическая значимость результатов исследований, связь задач исследований с проблемным планом фармацевтических наук, положения, выдвигаемые на защиту, объем и.структура диссертации.
В первой главе (обзор литературы) изложены сведения о современном состоянии исследований по методам идентификации и количественного определения галогенид-ионов, • а также о свойствах и применении в фармацевтическом анализе солей меди (11).
Во второй главе изложены результаты собственных исследований в области поиска оптимальных условий образования окрашенных продуктов взаимодействия галогенид-ионйв с солями меди (11).
Глава 3 посвящена изучение состава, природы и устойчивости комплексов галогенид-ионов с солями меди (И).
В четвертой главе'приведены методики количественного опреде-. ления лекарственных средств, содержащих хлорид-, бромид- и ио-дид-ионы, в субстанции и лекарственных формах. " 4
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Объектами исследования явились: калия бромид, калия хлорид, калия иВдад. натрия бромид, натрия хлорид, натрия йодид; тиамина бромид, скополамина гидробромид, гоматропина гидробромид, новокаин. димедрол, папаверина гидрохлорид, пилокарпина гидрохлорид, хинина гидрохлорид, пахикарпина гидройодид.
При разработке нового метода анализа галогенидов с целью выбора оптимального реагента и растворителя нами сняты спектры продуктов взаимодействия галогенидов калия с различными солями ме-да(11) (ацетатом, хлоридом, нитратом, сульфатом, карбонатом) в 17.
органических растворителях при избытке и недостатке реактива.
Выявлена специфичность взаимодействия хлоридов ' с нитратом меди (11), бромидов и йодидов - с хлоридом меди (11) в среде ди-метилформамида. При добавлении солей меди к галогенидам в среде диметилформамида наблюдаются батохромный и гиперхромный эффекты . смещения максимумов в ультрафиолетовой области спектра и появление новых полос поглощения в видимой области спектра. При-взаимодействии хлоридов с нитратом меди (11) наблюдается- смещение максимума в УФ области (А X »• 35 нм. ДА = 1,06 ) и появление максимума в видимой области (X =437 нм, А=0,760). Бромиды реагируют с избытком хлорида меди в ДМФА с образованием окрашенного в оранжево-бурый цвет продукта ( X» 490 нм,А» 0.51 )При взаимоДейст-.в'ии иодидов с хлоридом меди 6 ДМФА происходит 'смещение максиму1 ма в УФ области (А Х-25 нм) и появление максимума в видимой области спектра (Х-365 нм.А >0.72 ).
Полученные.данные позволяют говорить о наличии химического . взаимодействия между галогенидами и реактивами. По данным литературных источников .появление новых полос в спектре наблюдается у координационных комплексов переходных металлов, окраска которых . обуславливается изменениями . симметрии иона металла под- влиянием Поля молекул лигандов. Эти спектральные изменения присущи только комплексам и являются надежным доказательством их существования.
В связи с теу, что в литературе описано постадийное комплек-сообразование' галогенид-ионов с различными комлпексообразователя-ми (РЬ. А^. Нй и др. )в зависимости-от количеств последних, с целью подбора оптимального количества реактива были получены кривые насыщения и сняты спектры''продуктов взаимодействия растворов различной молярности при соотнашениии реактив/галогбнид от 20-крат-
уого - избытка до 15-кратного недостатка реактива. О постоянстве состава образующихся продуктов реакции судили по характеру спектра. Установлено, что у хлоридов окрашенный продукт, поглощающий в видимой области спектра, образуется при молярном соотношении С1/реактив от 1,3:1 до 4.5(5):1. причем наблюдается прямопропорци-ональная зависимость величины оптической плотности от концентрации хлорид-ионов. Постоянство состава и максимальные оптические плотности у бромидов и йодидов наблюдаются при 7- и более кратном избытке реактива.
Для того чтобы, реакцию образования окрашенного продукта можно было использовать в фотометрии» реактив и продукт реакции должны отвечать определенным требованиям. Одно из них - стабильность соединений во времени. При изучении стабильности получены следующие результаты:
IX раствор нитрата меди (11) в ДМФА стабилен в течение 3 суток. через 15 минут после разведения раствора нитрата меди (11) оптическая плотность стабилизируется и остается посТЬяцно в течение часа. • . •
. Концентрированный (1,5-235) раствор хлорида меди (11) в ДМФА стабилен в течение месяца. 0.5% и О, IX растворы хлорида меди (11) в ДМФА стабильны 3-4 дня,а 0.01% и- 0.005%, используемые как растворы сравнения, стабильны в течение 2 часов.
Оптическая плотность окршиенных продуктов реакции бромидов и хлоридов увеличивается в течение первых пяти минут и практически не меняется в течение часа, затем постепенно снижается.
При взаимодействии йодид-ионов с хлоридом меди (1.1) в среде
диметилформамида наблюдалось постоянное и значительное снижение • *
оптической плотности» С целью повышения стабильности продукта ре-
- И -
акции мы использовали одно из известных водоотнимающих средств,которое также обладает комплексообразующими свойствами безводный глицерин. С этой целью было изучено влияние добавления безводного
глицерина на интенсивность и стабильность окрашенного соединения,
г
и устновлено, что при добавлении к пробе йодидов 1об% безводного глицерина наблюдается увеличение оптической плотности и повышение стабильности окрашенного продукта реакции, при дальнейшем увеличении содержания безводного глицерина образование окрашенного про-■дукта замедляется, уменьшается' оптическая плотность. В связи с этим в дальнейшем реакцию взаимодействия йодид-ионов с хлоридом меди (И) проводили в 1%-ном растворе безводного глицерина в ДМФА.
Мы изучили влияние колебаний температуры от 14° до 30° С. содержания воды, порядка добавления'реагентов на полноту образования и стабильность продуктов реакции, что позволило нам выбрать оптимальные условия проведения реакции.
В результате изучения оптимальных условий взаимодействия га-логенидов с солями меди разработана методика их идентификации, которая заключается в следующем: к нескольким кристаллам анализируемого вещества добавляем 0,5 мл 0,00555 раствора нитрата меди ' (11) в диметилформамиде. Кристаллы окрашиваются в характерный дает.(таблица 1.) Постепенно, по мере растворения кристаллов окрашивается раствор .
Изучена селективность реакции идентификации. Разработанная Методика может быть использована для обнаружения галогенидов как в чистом виде, так и в смеси с другими Соединениями. Определен предел обнаружения, который не превышает 5,5 мкг хлорид-ионов, 3.0 мкг бромид- и 1.3 мкг йодид-ионов .
» ' Таблица 1.
Наблюдаемые эффекты реакции при идентификации галогенид-ионов
Определяемые иоцы Окрашивание
кристаллов раствора изменение окраски
Хлориды желтое желтое оранжевое при добавлении бромида натрия
Бромида черно-фиолет. . грязно-зеленое оранжевое при добавлении хлорида натрия
Йодиды желтое ■ желтое' не изменяющееся при добавлении бромида натрия
Для выявления прямолинейного участка зависимости оптической плотности от концентрации строили калибровочные графики в различных . интервалах концентраций. Подчинение закону светопоглощения наблюдается в следующих интервалах концентраций галогенид-ионов: 0.06 - 0.16 иг/ил - для хлоридов. 20 - 200 мкг/мл - для бромидов. 4-20 мкг/мл для йодидов. При дальнейшем увеличении концентрации галогенид-ионов в анализируемой пробе нарушается прямопропорцио -нальная зависимость оптической плотности от концентрации. Методом наименьших квадратов рассчитали уравнения калибровочных графиков. С помЬщыо методов математической статистики провели проверку гипотезы линейности калибровочных графиков,которая осуществлялась путем выведения критерия Фишера (?) в результате сравнения диспер- ' сии (Б2 при п= 5).обусловленной рассеянием средних значений ( У ) относительно линии, регрессии с дисперсией ( 5в0сдр2 при ш =3). обусловленной ошибками воспроизводимости при параллельных определениях, а также оценку жесткости линейной связи оптической плотности и концентрации определяемого вещества по величине коэффициента корреляции ( г.)(таблица 2). Усыновлено, что в оптимальном
интервале концентраций галогенид-ионов коэффициенты корреляции близки к единице, а вычисленные критерии Фишера не.превышают табличного значения , следовательно, дисперсные отношения незначимы, т.е. рассеяние точек относительно линий регрессии определяется только ошибками' воспроизводимости'и калибровочные графики имеют линейный характер, что подтверждает правильность определения интервала концентраций подчинения объединенному закону светспогло-щения.
Таблица 2
Результаты проверки гипотезы линейности калибровочных графиков
Рассчитанные величины Хлориды Бромиды Йодиды
СФ ФЭК . СФ ФЭК СФ ФЭК
г 0.9995 0.9994 0.9999 0,9999 0, 9999 0.9992
Г выч 3.43 3.52 2,46 1,03 2,30 3.59
Ртавл (Р=95.3,10)= 3.71
Изучение комплексов галогенид'ов с солями меди (И) Для полной характеристики окрашенного соединения, используемого в фотометрическом ■ анализе , неободимо знать его состав, коэффициент поглощения, константу устойчивости и константу равновесия.
Для установления состава окрашенных комплексных соединений с помощью методов "насыщения", изомолярных серий , прямой линии (Асмуса), пересечения кривых определены стехиометрические коэффициенты изучаемых реакций. Получены идентичные результаты при определении состава разными методами, а именно: бромид- и йо-дид-ионы взаимодействуют с хлоридом меди в изучаемой неводной среде в-молярном соотношении 1:1; хлорид-ионы взаимодействуют с нитратом меди (11)'в соотношении 4:1.
С применением методой насыщения и пересечения кривых рассчитаны молярные коэффициенты поглощения 'и константы равновесия и устойчивости изучаемых комплексов. Получены следующие результаты: для хлоридов Ск - 1,14 мМ/л ; = 15.84 -Ю10 ;КР - 55.88 -10п; ек - 620; для бромидов Ск=0,444 мМ/л; рк » 82 ; Кр- 777; е, - 417; для йодидов Ск = 0,024 мМ/л; рк = 526; Кр= 4960;ек -7450.
Все указанные данные совместно со спектральной характеристикой позволяют предположить, что продукты, образующиеся в резуль-т-тгр взаимодействия галогенидов и солей мееди (11) в среде ДМФА, име 'я. комплексную природу.
При изучении стабильности изучаемых продуктов реакций установлено, что оптическая плотность увеличивается в течение первых
пяти минут и практически не меняется в течение часа, затем посте-
♦ »
пенно снижается. • '
При изучении влияния температуры на стабильность окрашенных . продуктов установлено, что при повышении температуры в пробе хлоридов наблюдается некоторый рост оптической плотности, причем в интервале 18°- 20°С изменение оптической плотности не превышает 0,018 единиц и им можно пренебречь. В экспериментах с бромид-ионами и йодид-ионами наблюдается незначительный рост оптических плотностей проб и растворов сравнения, однако изменение разности оптических плотностей (А А) в изучаемом интервале температур не превышает 0,02 единицы оптической плотности и им можно пренебречь. Р то же время стабильность окрашенных продуктов реакции г;-не меняется при всех температурах, что свидетельству!; ет о достаточной прочности образующихся комплексов, дающей воз-м -прсть пси \льзср<тгь их с аналитической целью в фотометрическом
»
Количественное определение лекарственных средств и лекарственных форм, содержащих галогенид-ионы. На основании результатов проведенных исследований разработаны методики количественного анализа галогенид-ионов, с помощью которых было проведено определение лекарственных средств органической' и не^оганической природы, содержащих галогенид-ионы: папаверина гидрохлорида, калия хлорида, новокаина, пилокарпина гидрохлорида. димедрола, хинина гидрохлорида, калия и натрия бромида, тиамина бромида, скополамина гидробромида и гоматропина гид -робромида, калия, и натрия йодида; лекарственных форм заводского изготовления: таблеток димедрола по о, 05 г и таблеток папаверина гидрохлорияа по 0.01 г.:Параллельно эти же лекарственные средства и лекарственные формы анализировали по методикам НТД. В соответствии с требованиями Государственной фармакопеи 11-го издания проведена сравнительная оценка разработанных и официнальных методик. Результаты представлены в таблицах 3.4.5.
Таблица з
Сравнительная характеристика количественного определения •хлорнд-содержащих лекарственных средств фармакопейным и предлагаемыми методами.
Лекарственное средство
Методы анализа
Метрологические характеристики
Б*
Эх
Ах £о.9 5 1выч Гвыч.
1
2
6
8
9
10 11
Калия Сф-нетрия 100.17 2.50 1.58 0,71 1.97 1.97 0.24- 5.00 -хлорид ФЭК-метрИЯ 100.29 2.51 1,59 0,71 1,97 1,97 0,41 5,02 -НТД 100.36 0.51 0.72 0,32 0,89 0,89 1,13
Папавег СФ-МетриЯ 99.67 2,34 1,53 0.68 1.89 1.90 0,48 3,25
рина ФЭК-метрия- 100.48 1.07 1.04 0.46 1.29 1.28 1,03 1,49 г/хл
Продолжение таблицы 3
1 2 3 4 5 6 ' 7 8 9 10 И
НТД' 100,21 0,72 0.85 0,38 1.06 1,06 0.55
Хинина г/хл. СФ-метрия 100,24 1,37 1,17 0,52 1.45 1.45 ФЭК-метрия 100.46 1,40 1,18 0,53 1,47 1.47 НТД 100,00 5,31 2.30 1,03 2.86 2.86 0.46 0,87 0 3,88 3,79 -
Новокаин СФ-метрия 100,17 1.65 1,28 0.57 1,58 1.58 ФЭК-метрия 100,77 2,33 1,53 0,68 1.89 1.88 НТД 99,78 0,78 0,88 0,39 1.08 1,08 0. 30 1; 13 0,61- 2.12 -2.99 -
Димедрол СФ-метрия 100,31 1,26 1.12 0.50 1.39 1,39 ФЭК-метрия 100..48 1,70 1,30.0,58 1.61 1.60 НТД -99.76 0,25*0,50 0.22 С.61 0,61 0,62 0,83 0,41 5,04 -6.80 -
Пилокар- СФ-метрия' 99,70 1,85 1,36 0,61 1.70 1.71 Пина ФЭК-метрия 100,54 1,26 1,12 0.50 1,39 1,38 Г/ХЛ. НТД • 100,70 2,43 1.56 0,70 1,95 1.94 0,49 1.08 1.00 1,31 -1,93 -
|(95,'4). ■ 2.78 Ггаб.'.;(Р-9Э,4.4)'15.98,
Таблица 4
Сравнительна« характеристика количественного определения бромид-
и Подчд-содержащих лекарственных средств фармакопейным и , ' ' ' • предлагаемыми методами/
ГС! Метола анализа Метрологические.характеристики
о гго X 2г„ БХ .Ах 95 1выч Гвыч. б
.. I' .3 . 4 5 6 7 ; 8 9 10 11
1
1НГ|ч!'! С'!' метри? К'0.30 0,58 0,'76 СК 34 0;95 0.95 0,88 2,64 !;гг М!-л г:-Н -ЮТП1Я И),?7 0.56 0.75 0,'34;:6-95 , С, 95 £80 2,55 ¡ПЛ- 6.'22-0.47: 0,21.^58 0.58 2.52 .
Продолжение таблицы 4.
1
4
5
6
7
8
10 И
Калия Сф-метрия 99.32 1,08 1,04 0,47 1,31 1.32 1.41 2,51 бромид ФЭК-метрия 99.11 1.27 1.13 0,51 1,42 1,43 1.76 2.95 НТД 99.74 0.43 0.65 0,29 0,81 0,81 0,89
Тиамина СФ-метрия 100,38 1.38 1.17 0,52 1,45 1,44 0,73 3,17 бромид ФЭК-метрия 99.26 2.63 1,62 0,72 2,00 2.01 1,02 1,62 НТД 98,20 4.37 2.09 0,93 2,59 2,64 1,93
Гомат- СФ-метрия 100.32 1,32 1.15 0,51 1,42 1,42 0.62 3,38 ропина ФЭК-метрия 100,45 1,76 1.33 0,59 1,63 1,64 0,76 4,51 г/бр. НТД 100.05 0,39 0,62 0,28 0,78 0.78 0,18
скопо-. СФ-метрия 99,34 1,98 1.41 0,63 1,75 1.76 1,05 1,61 ламина ФЭК-метрия' 98.82 0,94 0,97 0,43 1.20 1,21 2,72 1,10 Г/бр. НТД 98,56 0.82 0.91 0.41 1.14 1,16 3,54 1,44
Калия СФ-метрия 99,80 0,53 0.73 0,33 0,92 0.92 0,61 1,06 ЙОДИД ФЭК-метрия 99,83 0,23 0,48 0,21 0,75 0,75 0,79 2,17 НТД 99.75 0,50 0,71 0,32 0,88 0,88 0,79
Натрия СФ-метрия 99,54 0.50 0,70 0,31 0,87 0.87 1,47 1.11 -ЙОДИД ФЭК-метрия 99.30 0.35 0,59 0,26 0,72 0,73 2.65 1.29 -НТД 98,98 0.45 0,67 0,30 0,83 0.84 3.40 1,02
1(95,4) = 2,78 Гтаб. (Р=99,4,4) 15.98 Как видно из данных таблиц разработанные методики по точности не уступают официнальным результаты анализа с помощью разработанных методик являются правильными.то есть не отягощены систрматичес-' кой ошибкой, так как рассчитанный критерий Стьюдента не превышает
Таблица 5
Сравнительная характеристика количественного определения лекарственных форм фармакопейным и предлагаемыми методами.
Лекарственные формы Относительная ошибка определения.%
СФ ФЭК НТД
Таблетки папаверина г/хл 0.01Г 1.76 1,65 3,12
Таблетки димед -рола 0,05 г 1,75 1,47 3,98
таСлкчного значения! При анализе данных определения ■ скополамина гилробромида и натрия йодида фармакопейными методиками видно, что результаты отягощены систематической оиябкой. Так как Г рассчитанный ке превышает табличного значения, то можно сказать что разработанные методики не уступают фармакопейным по воспроизводимости. Относительная погрешность-определения не превышает для хлоридов ±1,97 X; для бромидов ±2,01 % и для йодидов ± 0,92%. Разработанные методики позволяют расходовать на анализ в 4 - 5 раз меньшие количества определяемых веществ и исключить расход соли драгоценного металла ( серебра нитрата) и токсичных солей ртути для идентификации и количественного определения лекарственных средств, содержащих галогенид-ионы. ' ■ ■■ .
ВЫВОДЫ:
1. На осиоЕе изучения взаимодействия галогенидов с солями меди в 17 органических растворителях, выявлена специфичность взаимодействия хлоридов с нитратом меди (11), бромидов и йодидов - с х'|п;и\лом меди (И) в среде диметилформамида. ;. Изу н'Цг» ягиякир следующих факторов^на полноту образования про-лу'гов (тимодейотеня: природы реактива . органического раст-ьч !п?л.-1 . соотнесения реагентов, температуры, влаги, порядка
, - 19 -
добавления реагентов, концентрации определяемого вещества, что позволило установить оптимальные условия проведения цветных реакций.
3. Изучена природа и установлен состав комплексных соединений га-логенид-ионов с солями меди. Получены идентичные результаты при определении состава разными методами, а именно: бромид- и йодид-ионы взаимодействуют с хлоридом меди в ДМФА в молярном соотношении 1:1; хлорид-ионы взаимодействуют с нитратом меди (11) в соотношении 4:1.
4. Рассчитаны молярные коэффициенты поглощения и константы равновесия и устойчивости изучаемых комплексов, установлено, что полученные окрашенные соединения обладают достаточной прочностью и стабильностью, дающими возможность использовать их в фотометрическом анализе.
5. Разработала унифицированная методика идентификации галогени-дов, позволяющая исключить расход соли драгоценного металла -серебра нитрата, и изучена ее селективность.Определен предел
.обнаружения. Для хлоридов он не превышает 5,5 мкг, для бромидов - 3.0 , для йодидсв -1,3мкг .
6. На основании изучения зависимости оптической плотности от концентрации галогенидов, проверки гипотезы линейности калибровочных графиков и их математической обработки разработаны спектро- и фотометрические методики определения галогенидов. Рассчитаны пределы определения и открываемые минимумы.
7. Сравнительная метрологическая оценка результатов фотоколори-. метрического и спектрофотометрического методов анализа лекарственных средств и лекарственных форм, содержащих галог;енид-ио-ны ( калия хлорида, папаверина ридрохлорида. новокаина, пило-
карпина гидрохлорида, димедрола, хинина гидрохлорид, калия и натрия бромидов, тиамина бромида, скополамина гидробромида и гоматропина гидробромида, калия и натрия йодидов) с -методами, предложенными НТД показала, что предлагаемые методы не уступают, а в некоторых случаях превосходят фармакопейные методы по точности и воспроизводимости, значительно быстрее и экономичнее, исключают расход дорогостоящих солей драгоценных металлов (серебра нитрата) и токсичных солей ртути. Относительная ошибка определения не превышает 2.01 %.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:-
1. A.c. 1755136 СССР .МКИ 5 G 01 N 21/78. Спосбб количественного определения бромидов. / Лобанов В.И., Рожкова И.А.. Ванина И-Д.. Кузьмин Б.В. (СССР). - заявлено 02.03.90 N 4798594/04; Опубл. 15.08.92 Бюл. N 30. //Открытия. Изобретения. - 1992. - с. 178. ■
2. А. с. 1767396 МКИ 5 G 01 Н 21/78. Способ определения йодидов. /Лобанов В.И., Рожкова И.А.. Ванина И.Д., Кузьмин Б.В. (СССР).-Заявлрио 26.05.90 N 4829543/04; Опубл. 07.10.92 БюЛ. N 37 //Открытия. Изобретения..- 1992,- с. .294. ' ' •
3. A.c. 1621698 МКИ 5 G.01 N 21/78. Способ определения хлористоводородной кислоты в чистом водном растворе. / Лобанов, В.И... Рожкова И.Л., Ванина М.Д.. Кузьмин Б.В. (СССР).-Заявлено 11.11.90 п 4fi31S33/25; Опубл. 15.06.93. Бюл. N 22//Открытия. Изобретения. - 1993. ~ С. 315.
5. Гилксьа И. л.» Кузьмин Б. В. , Жучков Г. А. Использование солей» неаи р ан^тиэе хлоринов.//В кн.:Материалы итоговой научной кон-•tepeimmi " Актуальные вопросы медицины и фармации". Курск.-1994. * с. ПО .
I.- ОБЩАЯ ХАРМТЕИ'ЮШСА РАБОТЫ.
Актуальность ттпоблеш. Настоящая работа посвящена последова-ипя одной лз сашх слояных проблем музыкальной педагогики - развития технического кастерстза учащихся гитаристов.
Особенностью проблемы раззятпя ткнппга лгрн па гятарэ является то, что она замыкается в узких рашсах своей специальности, не использует досикеккй теории лгргг на других кузннальшпс инструментах. Для помоцп так начинающим, так л прогрессирующим исполнителям создан ряд самоучителей и 'школ игры на глтаро. Основной недостаток значительной чаыя эта: работ заключается б том, что они базируется на о:.пп1раяосп;к данных к нэ учитывав? соврокзЕлих науч-зшх представлений» Основной упор в них делается на нсихо-игвпчес-юю гготодн воснптангя пспашатсльской техники. Образннз сравнения, сопоставления, штод прой-и ошибок я т.п. ъ^достагочн-г в гтоетпкв массового общения кузыкснтов-исполшттолей. с&ширичзская хюдаго- , гш'л сбптло охзатвзает внегвш, сугубо праккгаоскуэ сторону язле-ная. Е-гутрошгае нмсашшн я законогэрносЕ! техники остается кш> дзучзншаа, 'что лз позволяет лядагогок-практтсаи увзрезто оряенти-рохагося в расту;.""?: требованиях к глтарнсму ясполЕЕгельекск.'у яскус-СГЕУ.
Взодосря па то, что нробле а ташкчосяого разгжгя гсгяашн-тоз зотж'зог су;-гзстагкно9 гесхо в литература го ^енкальной педагога® л тетодико сЗучсггл, вопроси ХаЕЦОЕаЛЗШОЙ оргашхсашш игротеке движений но могут считаться достаточно разработаннккя. В педагогической литература практически нот работ, основания: на теоретических расчетах рапшнлльЕоЗ организация ¿•узыкалью-ягро-енх'двйзонвй. ф-чцествуот-ряд цешк работ, осесезнпых на ебьок-тпвзнх оотшзяческих ляд оксперишлтальннх данных {Н.Л.БэрнятеЯн, Т.С.Попова, 33.Ба2, Б.И.ТаталаЕ), ло вез ош касазтся не дишеовш: цузшеалышх инструментов л применяются для других целей.
Анализ современного состояния гптпгкогэ исполнительства л учебного г^орпала саго,"? на т^зстзуез единого
мнения го гяэгсз! аспектам, езязашшм с постановкой в разгзтаая оиерпэ-двпгателъного аппарата гитариста. В практической работа утаг2хая-г.13'31ЯК1Нтов отсутствуют приборы я технические сродсхза, помогла бы формировании рациональных игровых двлгезшЗ л их объективисту анализу, а также ' . воспитании слуха, чувства
динамики звучания, тактильной чувствительности пальцев. .
Начинающий гитарист на может заниматься усовершенствованием техники много .асов, как это было, например, в 19 веке. Тем более ' это относятся к подросткам 13-14 лет, которые подготавливаете для игры в ансамбле гитаристов. Это требует поиска новых репешй и методов, обеспечивавших высокую эффективность освоения исполни"" эль- ' ской техники и доступных для внедрения в массовую гитарную педаго-. гику.
Цель настоящего исследования - теоретическое обоснование и ! разработка технических средств и методов ускоренного, обучения начинавши гитаристов для практической музыкальной деятельности.
ОС-акт исследования - учащиеся-гитаристы, не владеющие игрой на инструменте, а такае участники ансамбля гитаристов.
Предмет исследования - формирование музыкально-технических навыков игры на гитаре учащихся-подростков на основе целенаправленных действий.
Гипотеза ■ следования. Процесс подготовки учащегося-гитариста можно ускорить рационализацией его музыкально-игровых действий. В понятие рационализация необхо;„.:ло включить специальную работу над опорно-двигательным вппаратом, введение срочной информации об игровых действиях, формирование динамики звука и тактильной чувстви- | тельности пальцев. ' \
.... I
Задачи исследования. |
» 1
1. Изучить современное состояние методики двигательно-техни- I ческого обучения гитаристов. ;
2. Уточнить понятийный аппарат для изучения процессов, связан- [ них с двигательно-техническим умением гитариста, выявить'.опецифику | этих умений и уточнить условия их формирования.
3. Разработать специальные приборныо технические средства, способствующие формированию игровых двигательных навыков, формированию динамики звука, развитию слуха.и тактильной чувствитель- | нусти пальцев уча-ихся-гитаристов.
4. Разработать методику ускоренного обучения и развития дви- | гательно-технических умений начинающего гитариста и экспериментально проверить ив эффективность в работе с подростками.
Ыа дологической основой исследования явились теоретические
полонения физиологии двпненцй Н.А.Бернштейна, А.В.Запорожца и Л.В.Чхаидзе. Работа базируется тага® на концепция единства музыкального л технического развития (Г.Г.Нэйгауз, Г.М.Коган, О.Шуль-пяков), теории развивающегося обучения (Г.М.Цщшн). ".атоды исследования;
- теоретический - анализ литературы по теме исследования (физио-' логия двпненпй, методика игра на музыкальных инструментах);
- щтекатию-стаисипескцй;
- йаблкяешщ за работой в процессе формирования игровых навыков и освоения музыкального произведения;
- сро^ой информации;
- экспериментально-педагогический - констатирующий и обучающий сксперимент.
Научная новизна исследования.состоит в том, что вперзые: ' - процесс формирования специальных двигательных действий гитаристов становится предметом специального исследования;
- представляется разработка интегрированной методики обучения игры ка гитаре; • '
- проведено усоверпенствовапие понятийного аппарата в гитарной педагогике и практическое применение его в целях, ускорения учебного процесса;'
- оцениваются воомошюстл мехаипеских средств тренажа для уско-
• репного процесса двигателыго-техняческого обучения учащихся-гитаристов;
- исследуются возможности применения электронных приборов для ускоренного обучения цузыкашю-лгровш действия:.!, формирования динамики звука, развития музыкального слуха, а такие тактйльной чувствительно стп пальцев. . !
Положения, выносимые на защиту.
1. Ускоренное обучение муэыкально-игровшг движениям начинающих гитаристов требует предварительного социально организованного тренака игрового аппарата, направленного на усвоение основных игровых приемов, формирование динамики.звука, развитие слуха и1'-тактильной чувствительности пальцев.
2. "етод срочной информации позволяет значительно ускорить процесс обучения л музыкально-техническое развитие гитариста.
3. Рационализация понятийного аппарата гитариста и музыкальных упраянений для закрепления позволяют сформировать игровые уме-
кия в сжатые сроки.
Практическая ценность работы.
Предлозе: гая методика совершенствования исполнительского мастерства при игре на гитаре шкет применяться в виде нрогрг много учебного пособия в специальных учебных заведениях.
Разработанные средства механического трепака могут цримзшть-' ся для широкого круга исполнителей-инструменталистов,. а электронный формирователь звука, кроме того, и для вокалистов.
Апробированные технические средства позволяют рассчитывать на появление нового поколения пособий в практике обучения игре на музыкальных инструментах, а именно - сашобучавдих устройств срочной информации. i- •• ■ Апробация работы осуществлялась;
- l ходе экспериментальной и учебной работы в Республиканском дворце культуры профсоюзов Украины "Октябрьский", а такие в ¡{невском государственном педагогическом институте имени М.П.Драгока-нова на кафедр- игры на музыкальных инструментах;
- в ряде опубликованных автором работ;
- в ходе обсуждения диссертации на кафедре организации и методов музыкального образования Киевской государственной консерватории и кафедрах - методики музыкального воспитания, а также игры на музыкальных инструментах Киевского педагогического института им. М.П.Драгоманова;
- в выступлении с докладами на семинарах фестивалей гитаристов (Минск, 1987 г.; Киев, 1988 г.; дворца культуры "Октябрьский" Киев, 1983-1991 гг.);
- в выступлении с докладом в Киевском доме ученых All УССР в дискуссионном клубе истории.науки и техники: "Наука и цуаыка, биомеханика - как основа музыкальной техники", 1991 г.;
- в конкурсах ансамбля гитаристов, созданного по методике данного исследования, получившего звание "Народный" и дипломы лауреатов
в честь 1500-летия г.Киева, телевизионного турнира Украины - "Со-нячн! кларнети", первого, второго и третьего всесоюзного фестива-лй народного творчества и в более чем 300 его сольных концертах.
П. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕЕЕАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и списка литерат^ы. Объем основного текста 142 стр. и библиографии 13
- Б -
страниц. Основной текст содержит 34 иллюстрации и 43 таблицы. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, степень разработанности ее, излагается цель, гипотеза, задачи, объект, предают, а таксе иэлогешя, выносимые на защиту.
В парной главе - "Рациональная организация музыкально-игровых двиеопий в теории и практике" - констатируется, что в теоретико-методической литературе организация вдзыкально-игровых движений гитариста представляет малообобщешшй, не систематизированный материал ~ эмшртсеский и противоречивый. Учитывая, что научно-исследовательских работ в области технического развития гитаристов нет, указывается на целесообразность изучения методической, музыкально-педагогической и научно-исследовательской литературы, посвященной обучении различных музыкантов-пнструмэнта.лотов. Правомочность подобных действий объясняется тем, что по существу, музыкально-игровые технические проблеш, иоиоки их решений для исполнителей на различных музыкальных инструментах типичны.
В § I - "Проблеш постановки и совершенствования опорно-дви-гагельного аппарата музыкантов" - выясняется •наличие нескольких направлений в педагогике. Первое - "старая школа фортепианной игра" таи "традиционная педагогика". Второе - "анатомофизиологичес-кач школа", третье - "исихотехшгееская школа", Критерии обучения в различных школах мокло органи: овать в две группы: "музыкально-слуховое" и "двигательно-техшческое". Доминирующим началом в педагогике прошлого был двигательно-техштеский метод. Педагоги искусства обращали внимание в основном на тренировку мншечно-свя-зочного аппарата, на специальное восштание силы мускулов и выносливости. Техника мыслилась гимнастическая ловкость пальцев в результате многочасовой тренировки. Применялись специальше механические устройства для разработки суставо-мыиечного аппарата. Значения слуховых представлений недооценивались, что вело к вос-1ШКШ1Ш абстрактной техншси, лшенной художественного сшсла. Представители "музыкально-слухового" направления утверждали ведущим принцип художественного развития. Воспитание музыкального слуха, образного мышления, эмоциональности, фантазии - всего того, от чего зависит музыкально-художественное творчество, рассматривалось, так первейшая задача обучения. С их точки зрения для процесса технического совершенства решащее значение имела психология - звуковой образ в сознании музыканта, - тот фактор, который
обеспечит нахождение целесообразных и рациональных игровых движений без их специального развития, хотя роль самих движений в работах многих подлогов все-таки признавалась. Проблемы управления цузнкально-игровыш движениями долгое время оставались спорнк. л, в смысле необходимости их решения, а также в плане реализации. С одной стороны утверждалось, что внимание исполнителя должно направляться на звуковой результат, а моторике представлялось функционировать на неосознанном уровне, с другой - доказывалась необ- . ходимость сознательного конструирования исполнительских-движений. ¡' Часто эти противоречия существовали в работах одних и тех же пе- . дагогов, внося больше путаницы, нежели пользы в теорию ыузыкаль- ' ного иг-'олнительства. •
Важным моментом является мнение многих методистов и педагогов о возможности и необходимости обучения мышечным движениям, разви- | тию и совершенствованию их техники посредством ощущений, развитию > обобщенных навыков. А навыки являются основой выработки двигатель-; ной техники. Н необходимость изучения "фундаментальных формул навыков" указывал Ф.Лист, организацию "двигательных заготовок" -Ф.Бузони, овладение "основных полуфабрикатов, элементов" - Г.Ней-гауз. К изучению "чисто технических основ техники" и выведению законов игровых движений призывал К.Мартинсен. В работе ведающих- -ся музыкантов и педагогов четко прослеживается мысль, что отбор и закрепление наиболее рациональных и совершенных игровых двигательных форм должен быть одной из важнейших задач методики обучения на музыкальных; инструментах.
В работе проведен анализ существующих в педагогической литературе рациональных, по мнению авторов, методов совершенствования музыкально-игровых движений исполнителей на разных музыкальных инструментах. Основное внимание педагогов сосредотачивается вокруг поисков более естественного положения рук, способа держания инструмента, посадки и т.д. Из обобщений литературных данных в исследовании выделены следующие аспекты организации ыузшшльно-иг--ровых движений:
17 советы уменьшения позннх напряжений, развиваемых для поддержания тела исполнителя;
2/ уменьшение фаз;.лх и циклических напряжений - сокращений мышц, реализуг-их перемещения пальцев, кисти, предплечья, а та;,хе действий, объединяющих перемещения рук или их звеньев при зву оизвле-
тении и подготовке к нему;
3/ организация энергетически выгодной мышечной деятельности, которая проявляется:
а/ в нахождении общих поз, среднефизиологических положений для достижения "полной свободы тела"; б/ в подборе удобной аппликатуры;
в/ в уменьшении количества перемещений кисти при игра одноголосых последовательностей с переходом на игру комплексами (охвату наибольшего количества перемещений пальцев при одном положении руки (кисти); -
г/ в м'шимизации размаха гальцев, кисти; д/ в учете при игре внешних сил_(например силы тяжести); 4/ учет физических способностей мышечного аппарата исполнителя; Б/ советы подготовки технических "заготовок", "полуфабрикатов"; 6/ советы по форме пальцев, рук, тела.
Необычайно прозорливы для своего времени представления Э.'Ба- , ха. Яо его мнению "существует только одна рациональная техника, которая по' элементарному применению в своих свойствах однозначна и точно познаваема, определима и поддается расчету подобно идеально сконструированном? мотору или идеально выверенному двигательному аппарату. Техника остается техникой, безразлично, машинная это техника или фортепианная. Всякаг техника подчиняется неизменным математическим ц физическим законам, но если рациональная техни-1са "познаваема и определю,©", то ее моего л формировать исключительно на основе упомянутых законов".
Современные научные данные о механизмах управления движениями человека подзывают (§2), что связь между образом предстоящего действия и самим действием неоднозначна и процесс выполнения двккения, в частности способ, каким оно совершается, его двигательная структура, многообразны и определяются многими факторами (П.К.Анохип, Н.А.Бернитэйн). Доказано (Л...Лурия, Н.А.Бернптейн, Л.Чхаидзе), что управление двигательной деятельностью человека происходит о двух сторон: со стороны ее смысловой направленности и со стороны ее двигательного состава. Эти стороны управляются разными уровнями нервной системы. Согласно анализа проблемы О.Ф.Шулышковым, слуховые представления руководят движениями в первую очередь по смысловой линии, для двигательной же рациональной техники необходимо отвлечение внимания ученика на детальную
сущность движений. Необходимо отказаться от обучения с позиций либо "слухового", либо "двигательного" методов, а исходить из того, чтобы сознани. музыканта было направлено и в слуховую и двигательную области.
Представления гитаристов об организации музыкально-игровых движений и постановке опорно-двигательного аппарата систематизированы в § 3. Выделены положения, общие для большинства педагогов в различных аспектах техники игры, а также противоречия в трактовке одних и тех же вопросов. К общим относятся представления о посадке, положении ног и инструмента, необходимости применения скамеечки, направлении звукоизвлечения пальцеЕ правой руки и цришша-ния стп7н левой, положение ее большого пальца.
Противоречия выявлены в определении высоты скамеечки, тракторе методов звукоизвлечения, формировании динамики звука, форме рук, пальцев и источнике их силы, длине и форме ногтей, в месте извлечения звука по длине струны и другом, то есть в том, что составляет основу успешного развития музыканта.
В итоге анализа первой главы сделаны следующие вывода.
1. Необходимость теоретической и практической проработки вопросов построения и совершенствования музыкально-игровых движений подчеркивалась всеми школами различных эпох и направлений, хотя иногда это было в косвенном виде.
2. Характеризуя в целом процесс построения музыкально-игровых движений как взаимоприспособление музыкальной и моторной сфер, при ведущей роли музыкальных представлений, большинство исполнителей
и педагогов считает, что путь в этом процессе лежит через обобщающие технические приемы - комплекс умений и навыков на пути к универсальной технике.
3. Приемы, как особенным образом оформленные наши знания о построении движений, по мере дальнейшего процесса познания и практики исполнителя, - уточняются, совершенствуются. Важен охват всех приемов, их точное описание и классификация, установление объективных (физических) границ их применения.
* 4. Необходимым условием выработки рациональной техники является научное обоснование постановки и совершенствования опорно-двигательного апг рата музыкантов.
5. Отсутствие фундаментальных работ в области техники гитарного исполнительства, противоречия в большинстве вопросов поста-
цовки и совершенствования технического мастерства наиболее остро ставит вопрос о необходимости разработки научных методов решения дроблом.
В главе 2 "Опытная организация музыкально-игровых движений гитариста на основе целенаправлегашх действий" - описано проведение эксперимента и подробно изложены всо элементы процесса становления и последовательного совершенствования начинающего учащегося. Основные рекомендации методически построены на доказательном материале в виде сделанных предварительно расчетах биомеханики пальцев. Подчеркивается индивидуальность посадки каждого исполнителя, определяемой преяде всег' положением в одной плоскости плечей и сшпш, не касающейся стула, расслабленностью всего тела, отсутствием искривлений позвоночника во избежание его заболеваний. Указывается на формирование положения рук, ног, головы по мере рассмотрения отдельных частей тела в двигательном действии при игое на гитаре. Постановка двигательного аппарата начата с правой руки. , Соглаоно сделанным ранее расчетам известии количественные соотношения между отдельными фалангами пальцев. Рекомевдованы приближенные значения расчетных параметров о указанием возможной коррекции их индивидуальным исполнителем в процессе работы применительно к овоему игровому аппарату.
В практику обучения введен метод наработки рефлекса рациональной формы руки сначала вне музыкального инструмента. Сформированная по расчетным параметрам рука дтя приема "апояндо" ставится на стол, запоминается и снимается с него. Упражнение повторяется до наработки рефлекса необходимой форш руки.
Впервые указано на многс эбразие положений руки в пределах тембрового диапазона гитары, определяемого в основном отрезком струны между концом грифа и подставкой для струн. При постановке руки непосредственно на инструменте определяющим является ее положение в наго,инее удобном для игры месте иа шестой струне у самой подставки). Необходимым условием является перевешивание ее в сторону струн относительно точки опоры предплечья о гитару при обязательном естественном сохранении формы, отраиотанной ранее. Невыполнение этого условия влечет за собой изменение типа посадки i высоты скамеечки автоматически. Впервые в педагогической литературе для гитары дано обоснование и целенаправленное применение разных ввдов посадки - I (классической - о инструментом на левой
ноге); 2 (промежуточный - с инструментом на обеих ногах); 3 (крайней правой - с инструментом на правой ноге).
Методика дальнейшей отработки постановки руки непосредственно на музыкальном инструменте закрепляет навыки, полученные к . столе с учетом дополнительных факторов (скамеечки под ногу, ощущения струн и корпуса гитары, положения головы, тела, ног).
Особое внимание обращено на методику извлечения звука. Важным условием непринужденной, естественной работы пальца является легкое соскальзывание с него струны. Показано, что зто зависит от углов сгибания фаланг и их движения при звукоизвлечении, а также от положения к плоскости струн. Регулятором соскальзывания определена средняг фаланга, а проксимальная .- регулятором громкости. Представлены упражнения для отработки звукоизвлечения приемом "апоян-до" на всех струнах (в воде нотного материала) и обоснованы способы перемещения при этом руки. В исследование введено понятие синхронности пальцев и его физическая реализация. Под синхронностью подразумевается одновременное движение в разных направлениях пальцев - на звук одного и навстречу ему другого (других). Умение синхронности - признак оптимальности всех параметров движения. Для развития синхронности пальцев представлено специально разработанное устройство и методы работы на нем с последующей проверкой и закреплением на музыкальном инструменте.
Значительное внимание уделено работе большого пальца. Его роль определена не только как равноценного соучастника с другими пальцами в музыкальном процессе, но и для снятия напряженности руки (в качестве опоры), а также для лучшей ориентации пальцев при игре и их устойчивому звукоизвлечению. Разработано положение большого фальца, его форма, методика развития и основанные на нотах музыкальные упражнения для этого.
При постановке левой руки учтены параметры первоначального положения инструмента, тела, правой руки, предварительной высоты скамеечки под ногу. Показаны признаки для уточнения и корректировки этих параметров для оптимального.положения руки и ее работы.
Разработана методика отработки движений на гитаре как отдельных пальцев толы, левой руки, так в совокупности с правой при ее звукоизг -ечении. Представлен нотный материал дая отработки навыков пальцев рук и их координации.
Для развития техники звукоизвлечения приемом "тирачдо" представлены расчетные значения межфаланговых углов пальцев, разработана методика извлечения звука, даны конкретные указания для отработки синхронности пальцев. Показана специфика работы большого пальца в "тлравдо".
В исследовании введены не существующие ранее понятия прямого и обратного расположения пальцев правой руки, а такие их параллельной и последовательной работы. Обратное расположение пальцев (указательный, средний и безымянный соответственно находятся на 1-й, 2-й и 3-й струне или других струнах со стороны 6-й в том же порядг-0 при звукоизвлечсзш в аппликатуре для гитары практически не встречаются. Прямое расположение пальцев (указательный, средний и безымянный находятся соответственно на 3-й, 2-й и 1-й струне) встречается часто а только эиа приемом исполняются все учебные пассажи, этюды и упражнения. В практике обратное расположение встречается довольно часто, причем, для выхода из кажущегося на первый взгляд неудобного положения авторы предлагают,как правило, решение за счет аппликатурных ухищрений, приспосабливая прямое расположение пальцев, в основном за счет снижения темпа, или искажения музыкального замысла композитора. Для равномерного, равноценного развития пальцев как в прямом, так и обратном расположении разработана методика, исх дя из предположения, что в начале обучения исполнители все равно к какому расположению привыкать. Он воспринимает их одинаково. Учить разгпш формам движения логично на первых этапах обучения, тогда выработанный всесторонний автоматизм их даст возможность легко преодолеть встретившиеся трудности.
' Методики параллельной работы пальцев (одновременно всеми) и последовательной (друг за другом по очереди) разработаны гак для прямого, так и обратного расположения. Для отработки последовательного движения большого пальца равноценно с другими разработаны специальные тренажеры. Для отработки различных логических последовательностей, встречающихся в практике движений всех пальцев при их различном расположении, разработаны спвциальные музыкальные упражнения непосредственно па ипструмоито.
В произведениях для гитары сочетается мелодия о ее сопровождением. Наиболее колоритно, ярко мелодия может быть выделена при помощи приема звукоизвлечения правой рукой - "апояндо". Сопровож-
дение при этом, как правило, исполняется приемом "тирандо". В исследовании систематизированы наиболее встречающиеся типичные виды совмещенных приемов в виде нотного материала. Ш основе этого разработана оптимальная логика движений пальцев для достижения -ре-буемого исполнительского эффекта. Дана методика наработки автоматизма движений при звукоизвлечении в совмещенных приемах с устранением их обратными и прямыми расположениями пальцев. Расширены ■ вияы логической синхронной работы пальцов, особенно больного, как наиболее чуткого к ошибочной постановке руки. Представлен последовательно выстроенный нотный материал для соЕершенспзованяя техники движений и даны рекомендации по их корректировке в зависимости ,т требований динамики отрабатываемого звука.
В исследовании ЕЕедено понятие "тремолоподобных" движений. К ним относятся движения, имеющие логику тремоло, или похожего на него, но при звукоизвлечении на разных струнах, Выявлены имеющк-еся в практике гитарного исполнительства частные случаи аппликатурного несое рпенства, ведущие.к нерациональной работе двумя пальцами, невыгодной энергетически, вместо возможных треиолопо-добных движений, увеличивают^ количество рабочих пальцев при том зге общем количестве звуков, повыпавших их рациональность и Д1ша-мичность звучания.
При работе гад целенаправленным развитием музыкально-игровых движений во всех случаях в процессе выполнения исследований ис-нодхзозаны конкретные музыкальные произведения, подобранные по специфике каждого отрабатываемого технического приема с одной стороны и представляющие художественную ценность - с другой. Этим достигается полноценное художественное и техническое развитие исполнителей.
Глава 3 - "Экспериментальная методика формирования звука в работе с учащимися-гитаристами" - посвящена методике формирования динамики звука. Сана из важнейших задач, встающих перед учеником, - выработка у него пространственной точности пальцевого аппарата, т.е. умений безошибочно, чисто и точно попадать пальцами на те
*
струны, которые обозначены в нотном тексте. Другая задача - формирование звука. Учитывая малый диаметр струны, понятна сложность попадания на не. пальца и стабильного звучания и звукоизвлечения, Непре! нным условием музыкальной техники яЕляется умение играть ровно. Вне вщроБнекности звуковых плоскостей и линий нереально и
-За-
ставить вопрос о достикешш гитаристом красочного богатства и разнообразия. "Учащийся должен уметь играть достаточно продолжительные фрагменты музыки абсолютно ровным звуком; это необходимо ему для дальнейшего..." (Г.М.Цшин). При наработке звука в процессе обучения известными методам учащийся контролирует звук только органами.слуха. Поскольку достизешга тонкого слуха - процесс достаточно долгий и трудоемкий, то на первых норах обучения учащийся практически из елниит неровного по сило звука, или слышит недостаточно.
В процессе выполнения работы было сконструировано электронное "Устройство контроля сву.я" (подтвержденное авторским евздетель-ством;, которое позволило но только слизать звук, но а видеть его величину.. При извлечении звука на гитаре он прообразуется в электрической шлояптельпый елгпач, измеряется его макегмалыюе значение; запоминается на необходимое для анализа учащиеся вр^мя и сбрасывается в ноль, т.е. в исходное состояние. Время достижения • максимума практически мгновенное, как для ушей, так и для глаз. В исходном состоянии на выходе устройства (экране двухлучевого осциллографа) учащийся видит две горизонтальные светящиеся линии 10 - контрольный звук до начала звукоизвлеченпя и 2 - заданное значение отрабатываемого звука (рисЛ).
рис Л. Работа устройства контроля звука
Экран осциллографа тарирован до самого громкого звука гитары (5/ ). При помощи специальной ручки регулировки та экране моя-но выставлять любоо значение звука, при этом линия 2 перемещается на необходимую величину вверх. Предполоапи, что музыканту необходима отработать звук величиной У, что соответствует меццо форте.
Для этого линяя 2 перемещается на необходимую величину У. При из-рпечении звука на гитаре линия 10 скачком занимает одно из трех положений или 12. При попадании в. положение 11 цузыкант,
сравнивая его с положением заданной лиши 2, видит, что'нужг") увеличить силу звука, при 1д - уменьшить, а' при - цель достигнута. Извлекая необходимое число раз'звук музыкант отрабатывает ощущение органа;,и: слуха, а также пальцами, корректируя не точности глазами.
Конкретная величина звука на выходе устройства измерялась цифровым вольтметром.
При постановке I эксперимента сначала был определен метод звуке •звлеченпя (§1). Учащиеся контрольной группы (10 человек) -извлекали по очереди каждым пальцем звук приемом "апояндо" с упо-г,и (У) и размаха (Р) да открытой второй струне гитары при заданно;,: значении громкости - . Испытуемые контролировали звук ка слух/ преподаватель - по прибору. Требовалось повторить заданное значение -:рп 10 попытках. Результаты обрабатывались методом вариационных рядов. Оказалось, что в Э3,3% звукопзвлеченкй игра с упора стабильнее, т.е. ровне., чем с размаха и только в 6,3$" результаты одинакови. Такал образом, за основу эксперимента бала принята игра с упора.
В екеяерименте П кавдому члену контрольной группы было предложено извлечь на 2-й струне 10 раз подряд с упорз по три звука, последовательно указательным (I), средним и безымянным (а) пальцами при заданном значения пп .
Расчет показали, что нормальные результаты при извлечении звука отдельными пальцами - указательным показали 50/2 испытуемых, средним70% и безымянным - 60$. При работе последовательно .всеми пальцами ни один из участников контрольной группы не показал нормального результата.
В эксперименте Ш и 1У учащиеся экспериментальной группы повторили то же самое задание, что и контрольная группа (§ 2), т.е. по 10 раз извлекали звук каждым пальцем, а затем последовательно * 10 раз тремя пальцами на слух, при требовании ровной игры. Нормальный результат показали при извлечении указательным пальцем 4.0% учащихся, <. здним - 30% и безымянным - 40$, Тремя пальцами н попал норцу ни один из учащихся.
В серии экспериментов У кашсый'учащийся играл 20 мин, - с тре
Напором, контролируя результат глазами при заданном значении- с" £ . 80$ учаотшшов попали в норму при работе последовательно тремя пальцами и 100/1 - отдельными,
В серии экспериментов УП и УШ псслэ работы по 20 мин. с -тренажером, били проведены измерения стабильности звукоизвлечения, контролируемого учащимися на слух.
Нормальный результат показали при работе указательным пальцем 100$ учащихся, средним - 90$ и безымянным - 90$. При работе двумя пальцами в норму попали 90$, а тремя - 60$ испытуемых. Результативность возросла для указательного и среднего пальцев на 60$, безымянного на 50$, для дв: х и трех пальцев - на 60$, что свидетельствовало об эффективности метода. Вместо о тем, учитывая но везде 100$ успех достигнутого улучшения, эксперименты бшы продолжены.
В серии экспериментов IX и X учащиеся работали о тренажером по 20 мин. отдельными пальцами, а затем триш последовательно и далее демонстрировали результат глядя на тренажер. Бее испытуемые , показали нормальный результат.
В серии экспериментов XI и ХП после работы по 20 мин. с тренажером отдельными, а затзм тремя пальцами, учащпося демонстрировали результат на слух, о 100$ положительным результатом.
Расчет коэффициентов нововведения показал, что в результате применения электронного тренажа экспериментальная группа стала стабильнее в звукоизвлачешш отдельными пальцами примерно в 2 раза по сравнении о контрольной, а при работе г^следовательно тремя пальцами приблизительно в два раза.
Расчет доотоворности различий данных между началом и концом испытаний по критерию Фишера -¡оказал статистическую достоверность эксперимента.
Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы.
1. Развитие эмоционально-образных и .узыкально-слуховых представлений являются ведуинми, но недостаточными факторами в построении физиологически роцпонаяышх, целесообразных движений. •
2. Для элективного формировали р'ицюнп^тсс игровых двигательных навыков необходима лаучно-обосновзшпя теория постановки п развития опорно-двигатольного аппарата учащегося-гитариста, основанная на знании анатомии и физиологии тела, с применением законов физики и механики.
3. Для ускоренного обучения начинающих гитаристов необходим
предварительный специально организованный тренаж двигательного аппарата, направленный на усвоение основных игровых приемов, форми-. рованио дошамил звука, развитие слуха д тактаяыюй чувствительности пальцев.
4. Ыетод срочной информации позволяет значительно ускорить процесс обучения и музыкально-технического развития гитариста,
5. Эксперимент показал, что рационализация понятийного аппарата гитариста, а такне специальных упражнений для ¡хт закрепления позволяют сформировать игровые навыки а сжатые сроки.
6. Разработанные и апробированные в настоящем исследована: технические сродства позволяют говорить о целесообразности виздрз-ния кот чго поколешш учебных пособив - саыообучающих устройств ' срочной информации - в практику обучения игра на цузикашшх хлх— струмептах.
7. Использование разработанных методик возможно два ускоренного обучо!£Ня п развития различных инструменталистов.
Основное -дар&анйо диссертации получило отрешенна г опздуюкз: публикациях:
1. Козлин В. Гитара - Иао-ротешто. Описание йзобрзшкш :•: ег~ торскоиу свидетельству ¡? и 1434485 А1, Д 1/08, I6.05.E3 г.
2. Козлин В, Устройство для обучения правпльноцу соложению пальцев руки цри игра ла стишком одзпказьиом иаструкокто. -Положительное рэаонке научко-техническоа экспертизы язобргтешй
487-1350/12/001-12 от 2G.07.9D г. Ы.Кя.5 & 09в 15/03 (в составе с Грищенко *В., Олашэкоы В., Грпбовсккм Л.).
3. Козлин В. Устройство контроля звука. - Подо.ултельноо попенке государственной научно-техшчоскои' о::спертизц изобретений
.'р 4874351/21/082143/ от 26.01.91 г. НЛО;.5 ИОН 1/6 (в составе с Грищенко В.).
4. Козлин В. Форма пальцев гитариста при извлечении звука приемом - "тирандо". - Киевский педагогический институт им.Ы.П.Дра-гошнова.-Деи.рук. от 26.12.91 г., 15 1647.-Ук 91.
5. Козлин В. Форма пальцев гитариста при извлечении звука приемом "апоявдо".-Киевский педагогический институт им.Ы.П.Драгомано-ва.-Деп.рук. от 26.12.91 г., № 1648.-Ук 91.