Автореферат и диссертация по медицине (14.00.18) на тему:Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят

ДИССЕРТАЦИЯ
Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят - диссертация, тема по медицине
Балаганова, Тонирма Бальжинимаевна Новосибирск 2006 г.
Ученая степень
кандидата медицинских наук
ВАК РФ
14.00.18
 
 

Оглавление диссертации Балаганова, Тонирма Бальжинимаевна :: 2006 :: Новосибирск

ВВЕДЕНИЕ.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

Транскультуральный аспект в современной психиатрии.

Религиозная вера и психическое здоровье.

Религиозные верования у бурят, как этнокультуральная особенность.

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Глава 3. Полученные результаты и обсуждение.

3.1. Особенности течения шизофрении у бурят.

3.2.Особенности аффективного депрессивного расстройства у бурят.

3.3. Культурально обусловленные психические расстройства.

 
 

Введение диссертации по теме "Психиатрия", Балаганова, Тонирма Бальжинимаевна, автореферат

Психические нарушения у разных этносов имеют свои определенные особенности, которым до последнего времени уделялось недостаточное внимание, поскольку в психиатрии преобладала биомедицинская парадигма, не учитывающая особенностей, связанных с воздействием культуральных, социопсихологических, религиозных факторов. В настоящее время этнокультуральным исследованиям уделяется особое внимание, акцент делается на психиатрически-антропологическом подходе, центрированном на конкретном человеке, с учетом значимости психологических, социальных и культуральных факторов (Короленко, 1998). Изучению этнокультуральных психических нарушений и традиционных методов их лечения посвящены работы Jillek L, Jillek-Aall (1980; 1987; 1991; 1996), Castillo (1996; 1997), Chandrashekar (1989).О важности транскультуральных исследований в психиатрии свидетельствуют данные исследований Pfeifer W.(1975); Schwarz R., (1976); Kendler К., (1982); Hogarty G.,(1984); Gross G., Huber G., (1986); Pierloot R. A., Ngoma N., Andrade A., Srinath S., (1988); Gureje O., Adewunmi A., (1988); Holmberg G. P., (1988); Fisher F. D., Griffit E. E., Mahi G. et al., (1988), Галактионов O.K .,(1999); Галактионов O.K., Семке В.Я., Шорин B.B., (2001) и др.При изучении эпидемиологии психических заболеваний в Сибири отчетливо проявилась необходимость учета этнического фактора. (Красик Е.Д., Рахмазова Л.Д, Артемьев И.А., Васильева Н.А., Мухаметдзянов Х.М.). Семке В.Я. и со-авт., (1992-2002),. Миневич Б.В (1994-1996) на примере некоторых малочисленных народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока показали, что процесс разрушения традиционной культуры под натиском современной цивилизации, разрыв связей с предшествующими поколениями, социальная и психологическая дезорганизация, связанная с «культурным стрессом», могут оказывать отрицательное воздействие на психическое здоровье. Экологически-антропологические основания этнопсихиатрии позволяют рассмотреть проблему психической патологии в контексте взаимодействия культуры, социальной структуры и окружающей среды. Данные, полученные в разных этносах, имеют познавательное и научное значение относительно самой природы психических нарушений, их причин, форм, течения и исходов.От знания национальной и культуральной специфики зависит адекватность профилактики и диагностики психических заболеваний, выбор наиболее оптимальных методов лечения, эффективность работы по охране и укреплению психического здоровья конкретных народов. (Glick, 1982). В этой связи целью изучения этнокультуральных психических нарушений является проведение специфического для этих состояний методов психофармакологического и психотерапевтического лечения, причем последнее должно учитывать религиозные и мифологические верования, принятые в данной этнической группе, и во многом ориентироваться на традиционные аспекты коррекции (МухомедзяновДООО).Большое значение приобретает задача определения предрасполагающих факторов, специфических субъективных переживаний, а также форм проявления этих состояний. Таким образом, не оставляет сомнения важность этнокультуральных исследований в психиатрии.Определенный интерес представляет бурятский этнос, воспринявший европейский стиль жизни, и в то же время сохранивший традиционную культуру, религию и в значительной степени медицину. Буряты - коренное население Республики Бурятия, говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. По антропологическим характеристикам буряты относятся к континентальным монголоидам (Дебеца Г.Ф., 1951). В Бурятии проживает около 200 тысяч бурят, 800 тысяч русских, другие нации немногочисленны.Распространенность психических расстройств в Бурятии изучена недостаточно хорошо, углубленные исследования особенностей психической патологии не проводились и представляют чрезвычайный интерес с позиции транс-культуральной психиатрии. Найденные этнопсихиатрические особенности и сведения у бурят единичны (Миневич В.Б., Баранчик Г.М., 1994). Например, по стационарным данным Дымчикова А.А (1994), у бурят отсутствуют сенильные стационарным данным Дымчикова А.А. (1994), у бурят отсутствуют сенильные психозы и слабоумие; практически не обращаются к психиатрам в связи с неврозами (Миневич В.Б., Рожков А., 1995). Употребление этанола у бурят имеет так же свои особенности. К ним относятся нередкая эксплозивность в опьянении, отсутствие вегетативных признаков абстиненции, редкость алкогольных психозов, малая распространенность женского алкоголизма. Манжеев А.С.(1994) указывает, что у бурят почти не наблюдается "больших" невротических синдромов. В большинстве случаев речь идет о редуцированных феноменах: утомляемость, раздражительность, замкнутость, головных болях и т.д., не имеющих, в отличие от европейцев, системного характера.Этнокультуральные особенности у бурят играют ведущую роль в формировании клинической картины и тяжести течения психических расстройств. В число, которых входят такие культуральные факторы: исторические особенности существования нации, её доминирующие религиозные убеждения, система отношений в семье, подходы к воспитанию детей, национальные обычаи, традиции, ритуалы, ценностные ориентации. В формировании клинической картины психических расстройств, имеют значение, выявленные характерологические особенности у бурят, исторически связанные с этикетом и культурой: эмоциональная сдержанность; уклончивость и расплывчатость мышления, невозможность конкретных ответов «да» и «нет», агрессивность в состоянии опьянения. (Миневич Б.В. и соавт. 1995).Предрасполагающим к развитию психических расстройств у бурят, может быть, комплекс внешних условий, связанных с аккультуризацией. «Аккульту-ризация» в Бурятии сопровождалась частичным разрушением базисной культуры, обесцениванием ее морально-этнических норм, обычаев, привычек. Результатом этого явилось незнание городской молодежью языка, истории и культуры своего народа. Возникало стремление примкнуть к «более развитому» этносу, отказаться от национальной принадлежности, традиций, обычаев, обрядов и ритуалов. Все это сказывалось на формировании этнической идентичности и при-вело к частичной ассимиляции бурят. До начала этнического возрождения тенденция к ассимиляции бурятов все более и более усиливалась. Уменьшался среди проживающих в городе удельный вес бурятов, знающих свой язык. Так, детей, живущих в городе и воспитывающихся только родителями, владеющих бурятским языком было менее половины. Вследствие чего нарушалась этническая идентичность, т.к. язык является одним из факторов этнической идентичности. (Уталиева 1995; Романова, 1994). Среди городской молодежи в советский период был распространен национальный нигилизм - отрицательное отношения к своему этносу, языку, культуре, что происходило под давлением русскоязычного населения, которого в городе было в численном количестве больше. Такое положение приводило к низкой самооценке - дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя (Coopersmith, 1967). Негативное самовосприятие может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Кризис идентичности может быть в рамках нормального психического реагирования -предболезни, или же развивается психическое расстройство. Может являться причиной формирования негативной трансформации идентичности, что создает предпосылки для развития личностных расстройств и различных форм отклоняющегося поведения (Короленко, Дмитриева, Загоруйко, 2000). При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, тревога, чувство беспомощности и безнадежности, чувство выраженного психологического дискомфорта, страх, желание смерти. На содержание и течение нарушений идентичности влияют культуральные и социопсихологические факторы (Короленко, Дмитриева, Загоруйко, 2000). Влияние культуры на возникновение нарушений идентичности происходит различными способами и на разных уровнях. Патопластический эффект культуры проявляется во влиянии на феноменологию нарушений идентичности. Например, содержание агрессивных идей вы-ступает в контексте среды, в которой проявляются эти нарушения (Короленко, Дмитриева, 1999).Утрата социокультуральных традиций, духовных ценностей, отсутствие перспектив будущего у бурят являются сильными стрессирующим факторами, приводящим к дезинтеграции психического здоровья. Это способствует формированию дезадаптационного состояния. Проблемы адаптации являются общими для особенно уязвимых групп, таких, как иммигранты или национальные меньшинства (Эриксон,1968).Исследования показали, что, отказываясь от привычных ценностных отношений, стиля поведения, человек оказывается в состоянии социальной и психологической дезорганизации - аномии. Следствием этого становится чувство смятения и депрессия (Kittredge et al., 1977; Thomas, 1978; Mac Iver, 1977; Wanberg et al., 1978). В этой ситуации открывается дорога различным формам аддиктивного поведения и в первую очередь, злоупотреблению алкоголем. (Heath, 1975; Kissen, Begleiter, 1976; Wuthrich, 1977).Бурятия - социоцентрическое общество, поэтому для бурят характерно ощущение никчемности своего существования вне группы, стремление доказывать постоянно свою значимость, глубинные сомнения в своей значимости вне группы. Неудачи рационального опыта приводят к возвращению под защиту веры в сверхъестественное, к инфантильному состоянию беспомощности и зависимости от каких-то более сильных, чем он сам существ. Они активизируют патологическое продуцирование элементов архаичного мышления, аутистиче-ских, иррациональных мыслей, символизирование тревожности. Эти переживания вторгаются в сознание, приводят к обострению чувств неадекватности, неправильности своего поведения, вины.В исследовании рассматривается стереотипное культуральное поведение, которое представляет определенную модель поведения, свойственную населению Бурятии. Культуральные стереотипы повторяются в повседневной жизни, они выступают в качестве правил определяющих рамки поведения, принятого в Бу-рятии во время праздников, торжественных событий и т.д. Такое поведение может, воспринимается по-разному человеком со стороны, не являющимся , членом данного общества (Короленко, 1998). Для бурятов стереотипы культу-рального поведения имеют определенное значение, дающие им возможность релаксироваться, выходить за пределы социальных ситуаций, вызывающих психоэмоциональное стрессирование. Важнейшим социокультурным фактором является религия. Причем религиозная принадлежность выступает в качестве одного из этнических признаков. Сохранность традиций религии является отражением этнокультуральных особенностей, так как социальные условия не изменяют устоявшийся этнический менталитет (Миневич,1994).Культура обусловливает различные взгляды на возникновение, причины и лечение психических заболеваний. Среди бурят комплексная трактовка здоровья, причин заболеваний и средств их излечения часто базируется на буддийском или шаманистском мировоззрениях. Высказывания о воздействиях сверхъестественных сил, духах, откровениях, божественных словах могут восприниматься как нормативные в контексте культуры.Имеется основание полагать, что система ценностей, ориентированная на основные положения буддизма, оказывает непосредственное влияние на клинические проявления, динамику и исход различных патологических состояний.Приверженность в возрастной группе от 40 лет и более 60 лет к старым обычаям и традициям, его большая религиозная настроенность по сравнению с другими возрастными группами - отличительная черта у бурят, что ведет к наименьшему количеству психических расстройств. Религиозность (Rogers, 1976) обеспечивает защиту стареющего индивида против неопределенности, при уменьшении жизненного пространства, усилении интроекции и т.д., выполняя таким образом "геронтологические функции": - религиозность помогает при встрече с фактом принятия смерти; - помогает обнаружить и подтвердить значимость жизни; - компенсирует потери и ограничения, связанные с возрастом; - способствует участию в социальной деятельности.Существует ряд зарубежных исследований, посвященных вопросу соотношения религии и психического здоровья. Приводятся факты, что: а) внутренне ориентированная религиозность коррелирует с высоким уровнем психического здоровья. б) синхронность религиозных убеждений с соответствующим им поведением способствует лучшему прогнозу вне и внутри-личностных конфликтов; в) вера, придавая смысл существованию, уменьшает экзистенциальную тревогу; г) фундаментализм, догматизм и авторитарность могут представлять угрозу абсолютной ценности Смысла; д) внутренне ориентированная религиозность коррелирует с позитивной самоценностью и низким уровнем невротической вины (Schumaker, 1992).Позитивное влияние религии на фактор личностного благополучия подтверждено в исследовании Ellison (1991): у индивидуумов с сильной религиозной верой отмечаются высокая степень жизненной удовлетворенности, личного счастья и низкие уровни последствий травмирующих жизненных событий.Изучение влияния буддизма на психическое здоровье имеет практическое и теоретическое значение, так как в буддизме были выработаны эффективные методы психотренинга и психической саморегуляции. В настоящее время, когда требования к психической устойчивости человека резко возрастают, эти методы могут послужить основой для разработки новых психотерапевтических методов лечения.Незнание этнографии бурят ведет к незнанию особенностей течения психозов, непониманию различий психических расстройств. Этнокультуральные расстройства у бурят рассматривались как проявление психических заболеваний, особенно шизофрении. Таким образом, эта категория пациентов не имела возможности получения адекватной психологической коррекции. Недостаточное внимание к роли столь важных этнокультуральных факторов, безусловно, модифицирующих клиническую картину психическую картину психических заболеваний, в частности, шизофрении, зачастую приводят к грубым ошибкам диагностики — в том числе при разграничении психической нормы и патологии, - неправильной лечебной тактике и неверному планированию профилактических мероприятий (Гильбурд О.А., 1993 в, 1995а, 19976).Материалом для исследования послужили явления, которые наблюдаются у бурят. Буряты являются достаточно типичными носителями буддийского и шаманистского мировоззрения. Большое значение для исследования имели рассказы лам, шаманов, способных дать вербальный отчет в своих идеях и побуждениях. Таким образом, психическое здоровье бурят зависит от многих культу-ральных факторов: исторических особенностей существования нации, её доминирующих религиозных убеждений, системы отношений в семье, подходов к воспитанию детей, национальных обычаев, традиций, ритуалов, ценностных ориентации. Психические расстройства у бурят, их клинические проявления, динамика требуют специального изучения.Цель исследования.Изучение влияния этнокультуральных особенностей на феноменологию, клинику и течение психических расстройств у бурят.Задачи исследования.1. Выявить клинические особенности психической патологии у бурят, на примере шизофрении и аффективного расстройства.2. Исследовать этнические и культурально обусловленные симптомы психических нарушений у бурят.3. Определить основные подходы к особенностям лечения и реабилитации при шизофрении и аффективных расстройствах у бурят с учетом этнических и культуральных особенностей.Научная новизна.Показана определяющая роль культурально обусловленного мировоззрения в возникновении и развитии психических расстройств у бурят. Установлено значение этнокультуральных, традиционных и религиозных факторов в форми-ровании психических нарушений. Впервые приведены и проанализированы клинические случаи, показывающие, как мифология и религиозные верования у бурят сыграли ведущую роль в формировании клинической картины психических расстройств. Показано, что содержание продуктивных психических нарушений у бурят - бреда, галлюцинаций, психического автоматизма - соответствует религиозным убеждениям, и представляет собой их патологическое развитие. Проведен патопсихологический анализ этнокультуральных состояний: «утрата души», «порча, сглаз», «шаманская болезнь». Выявлены дифференциально-диагностические критерии этих состояний в рамках шизофрении и депрессивных расстройств и показаны особенности их коррекции. Показаны основные подходы и особенности коррекции этнокультурально обусловленной психической патологии у бурят.Практическая значимость результатов.Проведенное исследование позволит расширить представления психиатров об особенностях психических расстройств у бурят. Полученные результаты имеют важное значение для психиатров, непосредственно практикующих среди бурятского населения. Использование полученных сведений при осуществлении профилактики и коррекции психических расстройств у бурят позволит повысить эффективность результатов. Описание культурально обусловленных психических расстройств и методов их терапии дает ценную информацию психиатрам, психотерапевтам и психологам, для выработки подходов к коррекции в этнических группах бурят.Положения, выносимые на защиту.1. Этнокультуральные особенности у бурят играют ведущую роль в формировании клинической картины и тяжести течения психических расстройств.2. Содержание продуктивных психических нарушений у бурят - бреда, галлюцинаций, психического автоматизма - соответствует религиозным убеждениям, и представляет собой их патологическое развитие.3. Психофармакологическая терапия в случаях культурально обусловленного бреда недостаточна, основная фабула бреда, соответствовавшая религиозным представлениям резистентна к медикаментозным подходам.4. Традиционные методы лечения необходимы для проведения корректной терапии этнокультурально обусловленных психических расстройств у бурят.Публикация и апробация работы.По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ. Список работ приводится в конце автореферата. Апробация состоялась на заседании проблемной комиссии по психиатрии на кафедре психиатрии и наркологии Новосибирской государственной медицинской академии Росздрава.

 
 

Заключение диссертационного исследования на тему "Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят"

1. В механизмах формообразования шизофрении у бурят определяющее значе ние имеют религиозные верования: шаманизм, ламаизм, буддизм. Содержание продуктивных психических нарушений - бреда, галлюцинаций, психического автоматизма - соответствует религиозным убеждениям, и представляют собой их патологическое развитие.2. Клиническая картина параноидной формы шизофрении наряду с типичной для этого заболевания симптоматикой имеет свои особенности. Содержание бредовых идей отражает непосредственную связь с религиозными верования ми, мифологическими представлениями, легендами, местным фольклором. Из наиболее частых бредовых идей это идеи обладания сверхъестественными спо собностями ясновидения, возможности диагностировать патологию и исцелять ее, представление себя ламой, шаманом.3. Нарушения настроения депрессивного спектра у бурят характеризовались наличием жалоб преимущественно соматического характера. Выявляемые рас стройства были тесно связаны с нарушением идентичности. В связи с общей интравертированностью бурят и их приверженностью буддийской философии эмоции скорби были исключены из спектра депрессивных переживаний.4. При депрессивных расстройствах в клинической картине часто встречались сверхценные идеи вины и наказания за нарушение запретов, связанных с арха ичными убеждениями, запрещающими нарушать единство природы, вторгаться в природу. Особенностью депрессивных переживаний было то, что они строи лись на патогенных убеждениях, усвоенных в раннем возрастном периоде, ко торые формировали механизм страха нарушения запрета.5. Несмотря на наличие некоторых черт сходства этнокультурально обуслов ленных психических расстройств у бурят с культурально обусловленными на рушениями психики в других культурах, они специфичны как по своей клини ческой картине, так и по мифологическому содержанию.6. Проводимая психофармакологическую терапию и ее эффективность в слу чаях культурально обусловленного бреда была недостаточна, основная фабула бреда оставалась по своему содержанию незатронутой, а убеждения в ее пра вильности соответствовали религиозным представлениям и сохраняли толе рантность к терапии.7. Традиционные методы лечения необходимы для проведения корректной те рапии этнокультурально обусловленных психических расстройств у бурят.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Рекомендовано создание отделений транскультуральной психиатрии, целью которых будет являться разработка новых реабилитационных программ для бу рят с соблюдением этических норм психиатрии, психологии и превенции.2. Целесообразно открытие на больничной территории дацанов, предоставление пациентам права выбора лечения традиционного и нетрадиционного, не исклю чая возможное сочетание этих двух форм.3. Знакомство психиатров и психологов с основами религиозных представле ний, характерных для буддизма, шаманизма, поможет в выработке стратегии превентивных и лечебно-реабилитационных программ психических рас стройств.4. Методы психотренинга и психической саморегуляции, выработанные в буд дизме, могут послужить основой для разработки новых психотерапевтических методов лечения для бурят, и особенно для пациентов с культурально обуслов ленными расстройствами.

 
 

Список использованной литературы по медицине, диссертация 2006 года, Балаганова, Тонирма Бальжинимаевна

1. Абаев Н.В. Психологические аспекты буддизма. - Новосибирск: Наука. 1986.

2. Александер Ф.5 Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней: Пер. с англ.- М.: Прогресс - Культура; Издательство Агенства «Яхтсмен», 1995г. - 608.

3. Артемьев И.А. Балашов П.П. Роль иммиграции в формировании этнических контингентов. Культуральные и этнические аспекты психического здоровья. М., 1996, 14.

4. Артемьев И.А. Эпидемиология психических заболеваний и миграция населения в Сибири и на Дальнем Востоке : Дис. докт. мед. наук. - Томск, 1995.-С.347.

5. Атлас Тибетской медицины / Коллектив авторов. М., 1994. - 592

6. Баранчик Г.М., Дымчиков А.А. Принципы этнопсихиатрических исследований в Бурятии // Сборн. науч. тр., посвящ. столетию каф. нервн. и ду-шевн. болезн. Императорск. Томского Университета. - Томск, 1992. - 192-194.

7. Бачериков Н.Е., Петленко В.П.. Щербина Е.А.. Философские вопросы психиатрии. Киев «Здоров,я» 1985 26-33.

8. Белорусов А.: конспект по патохарактерологии для пастырей. Моск- ва,машинопись, 1992. 18-38.

9. Блейлер Эуген. Руководство по психиатрии. 1993.

10. В. Б. Миневич, Г. М. Баранчик, И. С, Яковлев. (Томск, Улан-Удэ).

11. Введение в этническую психологию уч.пос. Бороноев, Гуреева 1995. С- Петербург. 158-169

12. Воловик В.М., Вид В.Д. Психофармакология и психотерапия. Фармакоте- рапевтические основы реабилитации психически больных./Под ред.Р.Я. Бовина (СССР), Г.Е. Кюне (ГДР) (Совместное издание СССР- ГДР). - Медицина, 1989.С. 288.

13. Вульф Э. «Что дает этнопсихиатрия для понимания психических заболеваний» Независимый психиатрический журнал. 1995.

14. Вязниковцев А.И. Система Янтра йоги в традиции дзогчен/ Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. Сб. ст. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 48-56.

15. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. - М.: Медицина, 1964. - 291.

16. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 138 .

17. Гильбурд О.А. Шизофрения на Севере ( этно - культуральные и эволюционные аспекты ). - Сургут: Дефис, 1998. 292 .

18. Гильбурд О.А., Мишкинд А.Д. Клинико-эпидемиологические особенности дебютов шизофрении в условиях Севера Тюменской области // Реабилитация нервно-психических больных. - Томск, 1986. - С 20-22.

19. Гиляровский В.А. Учение о галлюцинациях.- М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1949.

20. Глушак А., Наумова Н. //Релиля i церква в контекст1 реалш сьогодення. - Кит, 1995. 8-9.

21. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период, 1990.

22. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.:Экопрос, 1993.-С.544.

23. Гюнтер Амон. Динамическая психиатрия С-Петербург, 1996.

24. Доржигушаева О.В. Экологическая этика буддизма. Учебное пособие: С - Пб., « Карма Йеше Палдрон» Фонд буддийских изданий и переводов, 2002 г. - 68.

25. Дымчиков А.А., Манжеев А.С. Эпидемиология психических расстройств в Бурятии // Психиатрия в контексте культуры / ред. В.Б. Миневич. - Вып. 1: Этнопсихиатрия. - М. - Томск - Улан-Удэ, 1994. 135-142.

26. Е.М.Васильева, В.Васильев контроль за состоянием психики в процессе тренингов свободного дыхания Актуальные вопросы психиатрии сб. научных трудов Иваново. 1996. 22-24.

27. Ионин. Социодинамика культуры вып 2, социокультурная дифференциация, социс, 1995.

28. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных как этико-правовая проблема. М. Психиатрия в России вчера и сегодня. С-Петербург. 1994 41.

29. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. - Л.: Медицина, Ле- нингр. отд -ние, 1985 - 216.

30. Карагодина Е.Г. Христианство, гуманизм, здоровье. Материалы международного симпозиума. Симферополь. 1995. 68-70

31. Колпаков В.Г., Короленко Ц.П. Биологические и социальные факторы в развитии шизофрении. В книге соотношение биологического и социального в человеке. Банщиков. 1975.

32. Кондратьев Ф.В. // Материалы XII съезда психиатров России. - М., 1995. - 77-78.

33. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. (2000) Социодинамическая психиатрия. М.:»Академический проект», Екатеринбург: « Деловая книга».

34. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография.- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003.С. 667.

35. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н.. Идентичность в норме и патологии.- Е.Н.Новосибирск, НГПУ, 2000.С.256.

36. Красильников Г.Т. «О транскультуральности психиатров». Сибирский вестник психиатрии и наркологии. Новосибирск 1999 №4 80.

37. Мантатов В.В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. Научная монография. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1997-С. 160.

38. Медитация: практика буддийского метода духовного воспитания. 1994. пер. с англ. Пандева.

39. Менделевич В.Д. Транскультуральные аспекты психотерапевтической теории и практики культурально- этические проблемы психического здоровья. Ижевск. 1997.С.43-47.

40. Миневич В.Б., Баранчик Г.М. Психологическая антропология // Психиатрия в контексте культуры / ред.В.Б. Миневич. - Вып. 1: Этнопсихиатрия. М. -Томск-Улан-Удэ, 1994. 5-58.

41. Миневич В.Б., Баранчик Г.М., Дымчиков А.А. Развитие этнопсихиатриче- ских и этнонаркологических исследований у бурят// Профилактика нервно-психических заболеваний. - Томск, 1993. 123-124.

42. Миневич В.Б., Баранчик Г.М., Эрдэнэбаяр Л. / Алкоголь у бурят и монголов.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд.- во, 1994. 56.

43. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции.- Новосибирск: Наука, 1987.

44. Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела: Пер. с англ./ Предисл. д-ра Э. Кублер- Росс-М.:»Физкультура и спорт», СП «Интерконтакт», 1990. - 92.

45. Наэм Джозеф. Психология и психиатрия в США М.Прогресс. 1984.

46. Никифорова Л.Д. Современные исследования по шаманизму: аналитический обзор литературы/ Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. Сб. ст. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 124-146.

47. Петряев В.Н. Тайны Тибета - Мн.: Харвест, 1999. - 448.

48. Пивень Б.Н. // Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - 1980. - №11.-С.1674-1679.

49. Полтавець В. // Р е л т я i церква в контекст1 реалш сьогодення. - Кшв, 1995.-С.60.

50. Пивень Б.Н. О развитии экологической психиатрии// Медико-социальные аспекты охраны психического здоровья. - Томск, 1991. - Т. 2. 200-202.

51. Положий Б.С. Культуральная психиатрия, взгляд на проблему. Российский психиаьтрический журнал. 1997. № 3. бЗ.Положий Б.С. Культуральные аспекты психического здоровья населения России (Материалы 12 съезда психиатров России). М., 1995. 102-103.

52. Положий Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества (Обозрение психиатрии и мед. психологии). 1993. №4 6-11.

53. Религия и психосоциальная реабилитация. 1996. Роттердам, Нидерланды.

54. Рыбальский М.И. Иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 1989. - 368.

55. Санчжей Чжамцо. Тибетский медицинский трактат Лхан- тхабс. Разделы тха, да, на, па и пха. Пер. с тиб.- Улан- Удэ, Изд- во БНЦ СО РАН, 2001. -С.147.

56. Семке В.Я. Превентивная психиатрия. Изд-во Томского ун-та, Томск, 1999, 403.

57. Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. Наука. 1991.

58. Смоленцев Ю.И. // Проблемы моделирования психической деятельности. - Новосибирск, 1968. - Вып. 2. - 348-350.

59. Старшенбаум Г.В. // Вопросы социальной и клинической психоневрологии. -М., 1976.- 113-122.

60. Тендзин Вангьял Ринпоче / Тибетская йога сна и сновидений: пер. с англ., С-Пб.: Культурный центр «Уддияна», 2002. - 248.

61. Терентьев Е.И. Бред ревности. М.М.1991. 7б.Тибетская книга мертвых. М.: Агентство «ФАИР», «СКРИН». 1995, 224.

62. Тушемилов П.М. Шаманские материалы Улан-Удэ, издательство Наран, 1995,-С43.

63. Угринович Д.М. Психология религии. Москва. 1986.

64. Уолш Р. Дух шаманизма - Пер.с англ. Каноненко - М.:Изд-во Трансперсонального Института, 1996.-С. 288.

65. Уотте А. Психотерапия. Восток и запад: Пер. с англ.-М.:»Весь Мир», 1997.- 240.

66. Урбанаева И.С. Эзотерические смыслы учения о Тэнгэри и боо мургэл/ Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. Сб. ст. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 3-48.

67. Фромм Э. Психоанализ и культура. 1995.

68. Халецкий A.M.: Эгоцентризм как наиболее общая основа аномалий личности. В книге: Психология личности. Москва, 1970, 265-271.

69. Хохлов Л.К. Общие вопросы эпидемиологии и патоморфоза психических заболеваний // Эпидемиология и патоморфоз психических заболеваний Сборник научных работ под редакцией профессора Л.К. Хохлова Ярославль 1979. 22-31.

70. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб: Питер Ком, 1999. - 608.

71. Чимитдоржиев Ш. Б. Кто мы - бурят-монголы? - Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991,С. 60.

72. Щедрин А.Т. //Наука и культура: гуманистический аспект: Сб. науч. тр.- Харьков, 1991.-С.138-148.

73. Э.Фромм Д.Судзуки, Р.де Мартино Дзен-буддизм и психоанализ. Москва. 1997. 27-123.

74. Эрдэнэбаяр Л., Семке В.Я., Доржжадамба Ш. и др. Мед-соц.аспекты охраны психического здоровья: Тез. Докл.симпозиума Всес. конф. с международным участием, Томск, 10-13 сент. 1991 г. - Томск 1991. - 64-66.

75. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. - М.:«Медиум», 1994.

76. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

77. A1-Issa I. //British Journal of Psychiatry.- 1995.- N.166. - P.368-373.

78. Bentall R.P. // Psychological Bulletin. - 1990.- N107. - P.82-95.

79. Bergin A., Jensen J. // Psychotherapy. - 1990. - N27. - P. 3-7.

80. Bergin A.E.: Religiosity and mental health: a critical re-evaluation and meta analysis. Professional Psychology: Research and Practice, 1983, Vol.14 (2), pp.170-184

81. Bonsaint R.: Loneliness: the experience of social alienation. Studies in Formative Spirituality, 1984, Vol.5(3), pp.323-329.

82. Bowers M.: CONFLICTS OF THE CLERGY. NY, Nelson, 1963.

83. Bowers M.: Psychotherapy of religious Personnel, in "RESEARCH PLANS IN THE FIELDS OF RELIGION, VALUES AND MORALITY". NY, 1962.

84. Bowers M.: Psychotherapy of religious Personnel, in "RESEARCH PLANS IN THE FIELDS OF RELIGION, VALUES AND MORALITY". NY, 1962.

85. Caruso LA.: EXISTENTIAL PSYCHOLOGY. Herder & Herder, 1964.

86. Castillo RJ. Culture and mental illness// Pacific Grove. - Brooks/ Cole Pub lishing Company, 1996.

87. Cohen E.J.: Induced Christian neurosis: an examination of pragmatic paradoxes and the Christian faith. J. of Psychology & Theology, 1982, Vol.10 (1), pp. 5-12.

88. Conn W.E.: Conversion: a developmental perspective. Cross Currents, 1982, Vol.32 (3), pp. 323-328.

89. Ellens H.J.: The psychodinamics of Christian conversion. J.of Psychology & Christianity, 1984, Vol.3 (4), pp.29-36.

90. Ellison C.G.: Religious involment and subjective well-being. J. of Health & Social Behavior, 1991, Vol.32 (1), pp. 80-99.

91. Erikson, E. Identity: Youth and Crisis. New York: Norton. 1968.

92. Foster G/M/ and B/G/Anderson 1978 Medical Anthropology New McGraw- Hill-Hill/

93. Foster G/M/ and B/G/Anderson 1978 medical anthropology New-York McGraw-Hill/

94. Fromm E.: (Э.Фромм: ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ., Москва, "Прогресс", 1990)

95. Gartner J., Larson D.B. & Allen G.D.: Religious commitment and mental health: a review of the empirical literature. J. of Psychology & Theology, 1991, Vol.19 (1), pp. 6-25.

96. Haenel Т.: Aberglaube, Glaube, Wahn. Shweizer Aachiv fur Neurologie, Neurosurgery, und Psychiatrie, 1983, Vol. 133(2), pp. 295-310.

97. Heise R.G.& Steitz J.A.: Religious perfectionism versus spiritual growth. Counseling & Values, 1991, Vol.36 (1), pp. 11-18.

98. Honey K. The neurotic personality of our time. - N.Y.: Norton, 1937.

99. Hood R.W.Jr.: Religious orientation and the experience of transcendence. J. Sci. Study of Religion, 1973, N 12, pp.441-448.

100. Howland E.S.: A psychiatrist looks at religion. J. of Religion & Health, 1971, Vol.10 (2), pp. 111-120.

101. Hunter Rodney J. (ed.): DICTIONARY OF PASTORAL CARE AND COUNSELING. 1990.

102. Jackson G.E.: Anxiety and the churchAs role. J. of Religion & Health, 1975, Vol.14 (4), pp. 231-241

103. Jensen L.C., Jensen J., Wiederhold Т.: Religiosity, denomination and mental health among young men and women. Psychological Reports, 1993, Vol.72 (3+2), pp. 1157-1158.

104. Landrine H. Clinical implications of cultural differences// Clinical Psychology Review. - 1992. Vol. 12. - p 401-415.

105. Lee R.S., Kovac Y.S.,Rhee H. The national epidemiological study of mental disordes| in Korea// Journal of Medical Science. - 1987. -Vol. 2.- p. 19-34.

106. Levi-Strauss C/ 1967 Structural Anthropology New-York Double-day

107. Lewis V.: A psychological analysis of faith. J. of Psychology & Theology, 1974, Vol.2 (2), pp. 97-103.

108. Lukoff D., Lu F., Turner R. // Journal of Nervous and Mental Disease. - 1992. - Vol.180. -Nil.-P.673-682.

109. Lukoff D., Lu F., Turner R. // Journal of Nervous and Mental Disease. - 1992. - Vol.180.-Nil.-P.673-682.

110. MacDonald C.B.& Luckett J.B.: Religious affiliation and psychiatric diagnosis. J. for the Sci. Study of Religion, 1983, Vol.22(l), pp. 15-37.

111. Marsella A. J. Depressive experience and disorder across cultures/ H. Triandis., J. Dragnus (Eds.)// Handbook of cross-cultural Psychology. - Boston: Allyn and Bacon, 1979. - Vol. 6. - p. 237-289.

112. McCrae R., Costa P.T. Recalled parent-child relations and adult personality// Journal of Personality. - 1988. - Vol. 56. - p. 417-434.

113. Nathan T/ Za folil des autres/ Trate doethnoppsychiatrie clinigue. Paris, 1987.

114. Oates W.E.: New emphases in psychiatric treatment and religion: DSM-3. Union Seminary Quarterly Review, 1981, Vol.36, pp. 141-147.

115. Oates W.E.: THE RELIGIOUS CARE OF THE PSYCHIATRIC PATIENT. 1978.

116. O'Doherty E.F.(ed.): THE PRIEST AND THE MENTAL HEALTH, 1963.

117. O'Doherty E.F.: RELIGION AND PERSONALITY PROBLEMS. 1964.

118. Okasha AQ., a oth. Phenomenology of obsessive-compulsive disordes: a transcultural study// Comprehnsive Psychiatry. - 1994. Vol. 35. - p / 191-197.

119. Pattison E.M.: "Ex-Gays" - religiously mediated change on homosexuals. American J.of Psychiatry, 1980, 137:12, pp. 1553-1562.

120. Pfeiffer M. Transkulturelle Psychiatric Ergebnisse und Probleme Z. Auflage. Stuttgart-New York. 1994. 252 S.

121. Ragan C , Malony H., Beit-Hallahmi B. //Rev. Religious Res. - 1980. - N21. - P.208-217.

122. Ragan С , Malony H., Beit-Hallahmi В. //Rev. Religious Res. - 1980. - N21. - P.208-217.

123. Rogers Т.: Manifestation of religiosity and the aging process. Religious Education, 1976, Vol.71 (4), pp. 405-455.

124. Romme M., Escher S. //Accepting Voices /Ed. by M.Romme and

125. Romme M., Escher S. //Accepting Voices /Ed. by M.Romme and S.Escher.- 1.ondon: Granta House, 1994.-P. 11-27.

126. Sartorius N., Jablensky A., Gubinat W., Ernberg G. WHO collaborative study: assessment of depressive disordes// Psychological Medicine. - 1980. - Vol. 10. -p. 743-749.

127. Sartorius Net al (1983) Depressive disorders in different cultures/ Geneva/ World Health organization/

128. Sato Т., Takeichi M., Lifetime prevalence of specific psychiatric disorders at general medicine clinic// General Hospital Psychiatry. - 1993. - Vol.15. - p. 224-233.

129. Schumaker J.(ed.): RELIGION AND MENTAL HEALTH. NY, 1992.

130. Solignac P.: THE CHRISTIAN NEUROSIS. 1982.

131. Spero M.H.: Sin as neurosis - neurosis as sin: Further implications of a galachic metapsychology. J. of Religion & Health, 1978, Vol.17, pp. 274-287.

132. Spilka В., Hood R.W.Jr., Gorsuch R.L.: THE PSYCHOLOGY OF RELIGION: AN EMPIRICAL APPROACH. Englewood Cliffs, NJ, Prentice - Hall, 1985.

133. Taylor J.: Working with dreams in pastoral counseling. Pastoral Psychology, 1987,Vol.36(2),pp.l23-130.

134. Tillich P. Theology of Culture/ Kimball R. - N.Y.: Oxford Universities Press, 1959.

135. Timpe R.L.: Ritualizations and ritualisms in religious development: a psychosocial perspective. J. of Psychology & Theology, 1983, Vol. 11 (4), pp. 311 -317.

136. Tseng W.S., Hsu Y. Chinese cultufe, personality formation and mental illness// International Yournal of Social Psychiatry. - 1969. - Vol 16. - p. 5-14.

137. Ulrich H. Cultural shaping of illness/ A longitudinal perspective on apparent depression// Journal of Nervous and Mental Disease. - 1993. - Vol. 181. - p. 647-649. 154. van Kaam A.: TRANSCENDENCE THERAPY. Crossroads, NY, 1995.

138. Walters O.S.: Religion and psychopathology. Comprehensive Psychiatry, 1964, Vol.101, N5, pp. 24-35.

139. Walters R.P.: Forgiving: an essential element in effective living. Studies un Formative Spirituality, 1984, Vol.5(3) pp.365-374.

140. Wilson W.P.: Utilization of Christian beliefs in psychotherapy. J. of Psychol ogy & Theology, 1974, Vol.2 (2), pp. 125-131.

141. Wulff E. Socialpsychiatrischer Krank heitsbegriff? \\ Pfafflin: Der Mensch in der Psychiatria. Berlin: Springer, 1988.

142. Young H.F., Bentall R.P., Slade P.D. // Journal of Nervous and Mental Die- sease. -1987. - N175.- P.41-48.

143. Young H.F., Bentall R.P., Slade P.D. // Journal of Nervous and Mental Die- sease. - 1987. - N175.- P.41-48.

144. Young J.L., Griffith E.E.: The development and practice of pastoral counsel ing. Hospital and Community Psychiatry, 1989, Vol.40(3) pp.271. N