Автореферат диссертации по медицине на тему Эпидемиологические, этнонаркологические и организационные аспекты алкоголизма в Бурятии
научно-исследовательский институт психического здоровья томского научного центра академии медицинских наук
УДК 618.89-008.441.13-06 ■
БАРАНЧИК Григорий Моисеевич
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭТНОНАРКОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗМА В БУРЯТИИ
14.00.45 — Наркология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук
Томск 1992
Работа выполнена в Бурятском объединении «Психонаркология» и кафедре психиатрии Томского медицинского института.
Научный руководитель: профессор, доктор медицинских наук В. Б. Миневич
Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор Б. Н. Пивень
доктор медицинских наук, профессор Ц. П. Короленко
Ведущее учреждение: ВЦ наркологии МЗ РСФСР Защита состоится ^ июня 1992 г. в 10 часов на заседании Специализированного Совета Д 001.32.01 при НИИ психического здоровья ТНЦ РАМН по адресу: 634014, Томск, Сосновый бор.
Автореферат разослан
1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат медицинских наук
Л. Д. Рахмазова
! ■ ОВДАЯ ХйРШЕРИИИКА РАБОТЫ
I
Несмотря на большое количество литературных данных о нар-ологических проблемах в СССР и за рубежом, многие аспекты ос-аются недостаточно изученными: в частности, эпидемиологически-и исследованиями охвачены, преимущественно европейские районы граны, а сведения по Сибири и Дальнему Востоку разрозненны, шь в течение последних лет появилось некоторое количество бобщащих работ (В.Я.Семке, О.К.Галактионов, 1988, 1990; В.Б. иневич, 1990; В.Б.Йиневич с соавт., 1990, 1991).
Сибирские психиатры-наркологи провели в течение 1986-1991 г. четыре конференции, на которых было обращено внимание на гдостаточнув разработку проблемы эпидемиологии алкоголизма, зобенностей организации психиатрической и наркологической яуяб в условиях полиэтничности и малой плотности населения.
В Сибири эти проблемы разрабатываются группой томских пси-татров (работы В.Н.Семке, А.И.Мендель, О.К.Галактионова, Л.В. ащерякова, Е.Д.Красика, В.Б.Миневича, Ю.И.Прядухина)„
Исследовательские группы в Новосибирске (Д.П.Короленко), змени (Ю.Ф.Приленский), Барнауле (Б.Н.Пивень) внесли сущест-жный вклад в развитие сибирской наркологии.
Несмотря на полученные: весьма информативные материалы, га не могут быть экстраполированы на всю территорию Сибири. ? только указанная группа исследователей, но и другие ученые ¡гиона Зауралья почти не приводят данные об этнических харак-»ристиках пьянства и алкоголизма. Имеются лишь сведения о прошении алкогольных психозов у якутов, хантов, чукчей, тунгус-сой группы (НД.Бочкарева, 1974-1984; Л.И.Вуль, Ф.Р.Буль, 1981; Ф.Калачев, 1981; А.К.Качаёв, И.Г.Ураков, 1979-1982; ц.П.Ксро-«ко, 1966-1962; 0. Л..Лисицын, В.И.Сицоров, 1990; А.Д.Мишкинд, 182-1966).
Ни один исследователь нэ провел подобного рода, изыскания Бурятии.
При изучении такого феномена как алкоголизм, где ссциаль-й компонент неоспорим,.эпидемиологическая работа должна продаться в денном' районе и в заданное время. Изменяющиеся сода-ьные требования к наркологии, трансформирующаяся толерант-сть общества к проявлениям алкоголизма, вариации доступности иртных налитков приводит к тому, что свод эпидемиологических
данных необходимо все время пополнять и уточнять.
Этнопсихиатрические и этнонаркологические исследования необходимы и по той причине, что незнание этнопсихологии и истекающих из нее особенностей патологии приводит к досадным этническим коллизиям. Высока вероятность, что многие межэтнические конфликты удалось бы ликвидировать или сгладить, если бы этой области науки придавали соответствующее значение.
В наибольшей степени это связано с недопониманием больших различий психического этнического реагирования у славян, монголоидов, тюрков, угрофинов и т.д.
Более того, можно уверенно предполагать, что различные организационные формы психиатрии и наркологии в разных регионах должны быть неодинаковыми.
Например, существующие форвш антиалкогольной пропаганды и агитации, соответствующее развитие психиатрической и наркологической инфраструктур оптимальны для регионов, заселенных исключительно славянами.
У монголоидов же в силу этнических особенностей ритуалов, обрядов, обычаев, своеобразной толерантности населения к поведению в пьяном ввде модус антиалкогольной работы, принятый в России, нередко неадекватен.
Из литературных источников известно, что и алкоголизм и связанные с ним психозы у некоторых коренных народов Сибири протекает с этническими, различиями. Так, у хантов психозы, ассоциированные с потреблением алкоголя, протекают как своеобразные органические психозы.
У таких малых народов Сибири как энцы, эвены, селькупы алкоголизм очень быстро приводит к деградации, причем в структуре сложного синдрома алкогольной энцефалопатии прослеживается выраженное "органическое" слабоумие.
Практика всех психиатров и наркологов показывает, что и у представителей других национальностей нередки атипичные течения металкогольных психозов; алкоголизм очень часто комбинирован с шизофренией, эпилепсией, психопатиями и другими заболеваниями и расстройствами.
В условиях номенклатурного разделения психиатрической и наркологической служб постоянна проблема: какое диспансерное звено должно наблюдать за этими пациентами.
"Узаконенное отделение наркологии от психиатрии сыграло
-А-
свою роль - было обращено достаточное внимание на наркологические проблемы в стране.
Однако, собственно медицинские проблемы в результате этого разделения усложнились и запутались. Кроме того, возникла необходимость создания разветвленной новой инфраструктуры, что привело к дополнительным государственным затратам.
Поиски новых организационных форм психиатрии и наркологии необходимы, но не должны быть самоцелью и обязаны отвечать базовому требование медицины в целом: улучшать здоровье населения.
Все сказанное явилось основанием для проведения исследования алкоголизма в Бурятии. •
Актуальность проблемы определяется необходимостью получения информация о частоте и. клинических особенностях алкоголизма у бурят для создания оптимальной антиалкогольной стратегии с учетом этнического и этнонаркологического факторов. В контексте постановки вопроса актуально сопоставить обряд и традиции, относящиеся к этанолу, показатели алкоголизма и клинические особенности его у бурят и русских, проживавших на одной территории. .
Учитывая спорность необходимости разграничения наркологии и психиатрии как отдельных служб, актуально исследовать эффективность принятой в Бурятии совместной психиатрически-наркологической формы стационарной и диспансерной служб.
Новизна работы - впервые представлены сведения об алкоголизме и алкогольных психозах у крупной этнической группы - бурят.в сравнении с русскими Забайкалья. Новым является также соотнесение некоторых особенностей алкоголизации у бурят с исторически сложившимися обрядами и традициями.
В Бурятии, в отличие от большинства регионов страны, психиатрические и наркологические инфраструктуры не разделены и описание этой райоты также является достаточно новым, признанным оптимизировать соответствующую службу.
Достоверность данных определяется без?ыборочностью статистического материала и соотнесением данных с этнической половозрастной структурой населения. Данные об особенностях алкогольного обряда и ритуала, течения алкогольного опьянения л алкого^'-лма подтверждены квалифицированными информаторами (наркологи^ этнографы, шаманисты, буддслоги, старожилыл •
При проведении исследований были поставлены слэдугаие
задачи:
1. Детально описать ритуалы и обряды, связанные с потреб лением алкоголя у бурят. Привести характеристику алкогольного опьянения у бурят по сравнению с русскими.
2. Исследовать особенности течения алкоголизма и алкогол ных психозов у бурят.
3. Системно исследовать данные, относящиеся к потреблена алкоголя и алкоголизму в Бурятии за 1975-1992 годы.
4. Изучить ряды показателей, относящихся к алкоголизму, раздельно преимущественно в бурятоязычных, русскоязычных и смешанных аймаках и сопоставить эти данные.
5. Изучить эффективность судествущей в Бурятии модели психиатрически-наркологического объединения.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Потребление алкоголя, ежегодное выявление больных, болезненность алкоголизмом у русских и бурят существенно не различается. В ряде аймаков (районов) показатели выявленного алкоголизма у бурят достоверно ниже, чем у русских.
Z. Частота.психозов,, связанных с потреблением спиртных напитков, у бурят достоверно ниже, чем у русских.
3. Распространенность алкоголизма у буряток достоверно ниже, чем у русских женщин.
4, Клинические и реабилитационные возможности психиатри-: чески-наркологического объединения выше, нежели.у раздельных, психиатрических и наркологических служб.
Апробация работы и внедрение результатов. Материалы диссертации доложены на конференции психиатров и наркологов Бурятии (Улан-Уцэ, 1991); региональной научно-практической конференции (Владивосток, 1991),' краевой-конференции психиатров и наркологов (Хабаровск, 1991); конференции кафедры психиатрии №1 и отделов НИИ 113 ТНц АШ (Томск, 1992).
Публикации. По теме диссертации опубликованы 3 работы.
Структура и объем работы, диссертация состоит из введения, обзора литературы, характеристики материала и методов исследования, результатов собственных исследований, изложенных в 5 главах, обсуждения результатов в виде заключения, выводов, библиографии. Работа изложена на 179 страницах (121 основного текста),, иллюстрирована 26 таблицами и £ рисунками. Список цитированной - литературы включает 280 источников (в том числе 79 на иностранных языках).
Материал и методы исследования. Приступая к работе, мы исходим из положения, что базой масштабного исследования является опидемиологическое изучение, основой которого (но не единственным содержанием) должен быть анализ статистических данных.
Однако такого рода изучения имеют ценность лишь в случаях, когда исследователь достаточно знает культуральные, социальные, демографические, этнические особенности региона, где проводятся исследования.
Если эпидемиологический и клинический эксперимент проводится в популяции, культуральные особенности которой изучены достаточно хорошо, нет необходимости прибегать к подробному описанию этноса.
В ходе работы мы столкнулись с необходимостью изучения некоторых обрядов и традиций, связанных с потреблением алкогольных напитков.
Этнографическое описание бурят представлено в литературных источниках весьма подробно и восходит к ХЛИ веку (Паллас, Георги и др.). Во многих этнографических источниках указываются и обряды и ритуалы, относящиеся к изготовлению и потреблен« спиртных напитков, однако нам неизвестны исторические источники, в которых бы эти обряды у бурят описывались системно.
В первой части работы каа осветили этногенез и культуроге-нез бурят, обряды и ритуалы потребления спиртных напитков. оти данные частично базируются на литературных прецедентах, частично на информации, полученной от знатоков бурятского быта, частично на основании собственных многолетних наблюдений (автор настоящей работы по роду деятельности контактирует с бурятами около 20 лет).
Обряды, традиции и ритуалы во многом регламентируют и частоту потребления спиртных налитков и их количество. Соответственно, это имеет, отношение к.дизайну алкоголизма у данного этноса, а также отчасти определяет и поведение в пьяном виде. Последние являются производным специфических черт этнического характера, и представлений о допустимых границах поведения в пьяном виде, и конвенционального свода норм и правил с учетом ая-, культуризационного фактора. •
У бурят эта факторы не описаны (точнее, они имеются в виде разрозненных этнографических замечаний), и мы приводим краткое описание характеристики алкогольного опьянения у бурят и воззрений их на пьянство и алкоголизм.
- б -
Такого рода сведения помогают понять особенности течения алкоголизма в изученном этносе. Мультифакторная болезнь - алкоголизм - слишком сложна для того, чтобы исследовать феноменологию ее у данного этноса силами одного научного работника. Поэтому мы приводим лишь базовые (основные) признали алкоголи: ма, характеризующие бурят в отличие от русских. Эта информаци] получена от опытных врачей-наркологов, но в большей степени иг основании личного опыта автора, полученного за 20 лет работы < несколькими тысячами больных алкоголизмом.
Кроме того были изучены 500 историй болезни русских и бурят. Отношение населения к пьянству и алкоголизму и специфиче< кие особенности опьянения у условно здоровых и больных алкоголизмом сказываются на статистических показателях алкоголизма 1 данном регионе или популяции. Для выяснения частот ежегодного выявления (заболеваемости, болезненности алкоголизмом, заболеваемости алкогольными психозами) мы изучили всю документацию за 13-летний период (1978-1990 гг.) по республике в целом, отдельно по Улан-Удэ, а также аймакам (районам) республики.
Всего было изучено 325 статистических сводных документов,
В Бурятии, население которой составляет, около I млн. челе век, проживает 240 тыс.бурят. В некоторых аймаках преобладают буряты (так, в Окинскои аймаке буряты составляют 90,6% населения), в некоторых - русские (в Тарбагатайском аймаке бурят лишь 2%), в других же районах население смешанное.
Все клинико-статистические данные рассматривались в зависимости от преобладающего населения, и районы были сгруппированы в 3 группы: с преобладанием бурятского населения (5 аймаков, в которых процент бурятского населения свыше 50), 6 районов с русским населением (в них буряты составляют менее 15%) и смешанные районы.
Применительно к каждому аймаку прослежена динамика показг телей, кроме того они (показатели) сгруппированы по бурятским, русским, смешанным аймакам. Рассчитывались показатели на 10 ть общего и взрослого населения. Рассчитаны также данные по этим районам для мужчин и женщин.
В трех аймаках республики автором лично проведено тотальное обследование всех учтенных больных алкоголизмом и предста* лены статистические и клинические характеристики этого контингента. Полученны' анные сведены з систему и на основании их
- ?
тредставлена интегрированная схема характеристики алкого-
шэма в Бурятии.
Психиатрия и наркология в Бурятской ССР в отличие от большинства территорий страны представлена одним объединением. Осуществляется единое руководство, проводится гибкая переориента-;ия коечного фонда, психически больные и наркологический контингент в аймаках проходят реабилитацию без отрыва от родного шкросоциального и семейного окружения. Мы обобщили почти пятк-гетний опыт работы такого объединения и показали его преимущест-ю по сравнению с раздельньш функционированием психиатрических [ наркологических учреждений.
Базовым методом работы был клинический, а также этнографи-юский, организационный. Статистический метод включал в себя (ростые и наглядные приемы вариационной статистики Iрасчет подателей на население, скользящие показатели, вычисление среа-1их величин, достоверность различий по Стъюденту).
РЕЗУЛЬТАТА ИССЛВДОВАНад
Бурятия находится на юго-востоке Сибири и характеризуется ¡алой плотностью населения.
В г.Улан-Удэ (столице Бурятии) есть много промышленных [редприятий срецней мощности (гигантов индустрии в Бурятии нет;, ельское население занято преимущественно скотоводством и зем^тс-,елием. Территория республики разбита на 21 аймак, в части хото-«х проживает преимущественно русскоязычный этнос, в некоторых -основном буряты, большая тхе часть аймаков со смешанным населе-ием.
Буряты - древние северомонголоиды, в этногенезе бурят чествовали собственно бурято-монгольские племена, тюрки и (у рибайкальских бурят) эвенки. Буряты как этнос в литературе первые упоминаются в ХП веке ("Сокровенное сказание монголов"), днако несомненно, что эти племена много древнее.
Для изучения психической патологии, в том числе алкоголиз-а, необходимы знания о некоторых культурных особенностях. Мы рецприняли попытку изучения обрядов, норм, традиций, связан-ых с алкоголем и его потреблением. При этом мы учитывали, что Бурятии, как в любом регионе СССР, происходит аккультурализа-ия, однако многие традиции и ритуалы сохранились неизменными а протяжении столетий. С хмельными напитками буряты познакоми-ись еще до того, как сформировались в самостоятельный этнос.
Из кобыльего молока при кисло-молочном брожении изготавливались кумыс и тарасун - спиртные напитки, перегонкой - архи - молочная водка крепостью 13-15°.
В силу исторически сложившихся обстоятельств буряты Забайкалья, в конфессиональном отношении - буддисты (оригинальная комбинация с традиционным шаманизмом), а Прибайкальские буряты - православные, также с основательными реликтами шаманизма. Буддизм, шаманизм и современное православие не запрещают потребление спиртных напитков. Таким образом, в отличие, например, от мусульман, традиционная бурятская культура имеет множество ритуалов, обрядов, связанных с потреблением алкогольных напитков.
Шаманизм в течение веков закрепил обряды и ритуалы, большинство из которых связаны с потреблением тарасуна и архи; буддизм чрезвычайно веротерпим и отчасти включил шаманистский обряд и ритуал в свои практику.
У шаманистов и буддистов, как указано, никогда не прослеживалось морализаторских тенденций, поэтому отношение к выпивке не било окрашено ханжеством и пуритантизмом. Православная проповедь,'регламентирующая потребление спиртного, никогда не достигала цели у буря'., их христианизация очень поверхностна, за фасадом формального православного бурята оставался почитатель древнего шаманистсного культа. Это проявлялось во всем, включая и брачный отбор (последний имеет отношение к рассматриваемой теме). У бурят очень строго учитывалась родословная жениха и невесты (многие буряты знают свою родословную по мужской линии до 10-15 восходящих поколений). Если в чьем-то роду отмечались "архинча" в нескольких поколениях (на современном языке - наследственный алкоголизм), то вероятность соединения в браке жениха и невесты снижалась. Это в какой-то степени способствовало элиминации алкоголизма из бурятского этноса.
Понятие болезни, связанной со злоупотреблением алкоголем -алкоголизма, у бурят не было; алкоголизм осуждался скорее морально. Именно по этой причине современные змш-ламы (знахари, буддистские ьрачи) при дацанах (бурятский храм-монастырь) берутся за лечение некоторых психических расстройств - особенно неврозоподобных, и не оказывают, помощь больным алкоголизмом. Высокообразованные и лояльные эмчи-ламы, знакомые с современными учреждениями здравоохранения, рекомендуют больным алкоголю-
ном, попадающим в их поле зрения, обращаться к европейски ориентированны?.! врачам.
Тааим образом, "этническая толерантность" бурят к больным алкоголизмом была довольно высокой, однако традиционная мораль их осуждала, а аппликация европейской культуры заставляет обращаться к психиатрической и наркологической помощи. В городах у бурят, в особенности среднего и молодого возрастов, представления о границах поведения, имеющего отношение к этанолу, все более соотносится с русскими понятиями. На селе, где буряты и русские совместно проживают не первое столетие, толерантность общества к алкоголизму у бурят и русских примерно одинакова.
Все сказанное имеет отношение к выявлении больных. Существует точка зрения (весьма спорная), что среднедушевое потребление спиртных напитков соотносимо с частотой алкоголизма в популяции. Бесспорно лишь положение - большее потребление создает большее количество проблем (ке обязательно алкоголизма).
Исследование реализации спиртных напитков показано следующее. В аймаках, заселенных преимущественно бурятами (более оЖ коренного населения) продажа (в пересчете на спирт) алкоголь-содэргшсих напитков на взрослого человека в 1978-1984 гг. со-стазила э среднем 17,6 литра, в 1985-1990 гг. - 8,5. В районах с преобладающим русским населением (менее 15% аборигенов) эти показатели были, соответственно, 16,9 и'8,4. Таким образом, нэльзя говорить о различиях.потребления у русских и бурят.
В течение всего времени существования бурятского этноса практиковалось изготовление спиртных напитков из конского мо-лсна. Современные буряты выгоняот тарасун и архи только летом и з небольших количествах - для очень больших культовых праздников (например, Саган Цагал - летний праздник, отдаленный аналог Нового года). Русские Бурятии изготавливают самогон, однако имеются бесспорные данные, что самогоноварение на этой территории распространено сравнительно умеренно.
Поэтому мы мояеи приравнять реализаций спиртных напиткое к потреблению, и весьма уверенно говорить сб отсутствии различий по этому показателю у русских и бурят.
В отличие от некоторых аборигеншзх групп Сибири, у бурят не отмечается молниеносного опьянения, разнообразных атипичных психических реакций на этанол. Единственной чертой, отличающей опьянение у бурят по сравнении с русскими, является частая агрессивность. Особо отметим, что это наблюдается не у всех бурят,
равно как подобные коллизии характерны не только для бурят.
Впрочем, как правило, все ограничивается этой ке иьшой компанией, и серьезныз нарушения общественного порядка пьяными бурятами бывают не чаще, чем в русских группах.
Ежегодное выявление больных алкоголизмом (неточный термин - "заболеваемость") в Бурятии до начала 80-х годов бьио кзкь-шим, чем в Восточно-Сибирском регионе. Однако, после созценил специализированного наркологического диспансера в структуре психиатрически-наркологического объединения выявление резко повысилось. К настоящему времени зтог показатель не отличается от регионального.
Увеличение выявления больных в большей степени отмечено б г.Улан-Удэ, высокий прирост показателей в городах характерен для всей Сибири.
В конце 80-х годов показатели выявления больных алкоголизмом в Бурятии не отличались ни от соседних территорий, ни от России.
Показатели болезненности сопряжены'е выявлением больных, оп,нако не коррелируют полностью: суммарное количество состоящих связано с длительностью обязательного диспансерного наблюдения. Последнее, в соответствии с директивными документами Министерства здравоохранения, продолжается три года, то пять, то вновь три года. Поэтому рассмотрение динамических рядов по—, казателей достаточно информативно, но с учетом нормирующих процедур.
В течение 70-х годов показатели болезненности алкоголизмом в Бурятии были существенно ниже, чем в Восточно-Сибирском регионе, и были сопоставимы с'таковыми'в Туве. После активизации работы соответствующей службы эти показатели стати существенно увеличиваться. Так, в среднем по Бурятии болезненность на 10 тысяч человек населения составила в 1975-1979 годах -110,9; I960-I96D годах - 178,8; 1986-1990 - ¿10,0. Это сопоставимо с Тувсл, Якутией, Читинской областью.
В 1989-1990 гг. показатель болезненности снизился. Это связано с особенностями учета - с 1989 г. больные .состоят под наблюдением нарколога три, а не пять лет, как до этого времени.
- Учитывая полиэтничность Бурятии, специфику культура бурят и русских Забайкалья, нэ вполне корректно сравнение показателей алкоголизма в Бурятии, и, например, Кузбасса. Вместе с тем, чжовдики Минздрава провопят "прокрустову" политику, заставляя
зе рзгиош России срашягь погазаяаяи. Эта практика (гказсн-
00 откосится и Туте, Якутии) пи к «гму из приводит, дискрз-итирузт елтиалпогольнуэ работу к сйгщетсльстзует лишь о непо-¡»ЮНИИ СК1уЕЦ«Я.
Очекь рсэтД рост болезненнее?:! алкоголизмом за последние Э—15 лз? стпглп1 вопрос: т является ли ого отраг-знисм ксткшо-
3 уЕоякчгя'лп «тела болглпл: -и популяции.
Ми сопоставили болсзнетгос^ь алкоголизмом, олигофренией и азсфрзиксЗ са 1930 и 1965 гг. За эти год« болезненность олко-злгсшои гыросла я £8,3-1 раза, атагофрокисЧ - 12,58 раз, шкзо-рэнкей - 13,05. На внзыег.от соглкош«!. что рост шизофрении на эрлцок за 25 лет исключен - рзчь идет, нсссшенно, об улучзе-;ш выявления. То гв относится я к ся;;огожз£г/.
Таким образе«, опиосдщз изменения в статистике алкоголиэ-
1 езязани с атгквязацией нарсолопгеоской робота, "истинный" :ст болезненности палозорошон.
Ииогне исследователи полагает, что частота "люцнцного" алкоголизма без психозов) и "психотичсскего" (течение болез-I с периодическими психотическими впкзодаки) г\л::оголизна нз-здятся в коррзляхжемней зависимости. Нг?ав дшгшз свицетельст-дзт о сл едущем.
За взсь период кабяодешш частота порзнпгяс алкогольных зихозов составила з Бурятия I,8^0,2. 0.гсл?> клтсрзско, что кет ¡зличий мезщу этим показателем в гг. 1,9-0,2 и
565-1930 гг. - 1,7^0,2.■Срэгпокне с 1о::сксй областью (послсп-гя выбрена по той причине, что здесь опублгжотм - сцгнст-в Сибири - дангагнчесаке ряди пояезгголей) сггщотольст-ге? о резких различиях. В Томске!* обласгя показатель алкоголь-« психозов составил в 1978-1934 гг. - 7,а в 1935-1990
4 - 3,51'0,9.
НеЕксокиз поЕвзатояк ажкогольннх пекгоэоя хср.тктерны в ¡бири пазов для Тувн п 8ву?кп, причем эти цифру отасситолько ¡тойчиеы и ко коррзлнруэт е тгастотоЗ рлг.сгслпзез.
В связи с тоискчествз! слогпгоаигзх прг-:оз обеяедовенке ;ех бурят и русских, состоящих ка игр?.олсг.'лзске;! утето, весь-I затруднительно (хотя в пртадгав и согшшо).
Постов ш прибегли к рас^этян по отцелгнгш еЗнакт (рзйо-а). То зйкзеи, где корзкиоэ насглеико составляет более 50/5, ! считал:1 услокю буркешзта рзйктш» То, где 6yp.cz бшго
менее 15%, мы отнесли 1! русским районам.
Раздельно были высчитаны в динамике показатели выявления больных, болезненности алкоголизмом и заболеваемости алкогольными психозами. Помимо дшйшичзских рядов показателей были получены сведения о средних величинах за весь 13-летний период (1978-1990), усредненные данные за 1978-1984 и 1955-1990 гг. По этим данным сопоставлялись русские и бурятские аймаки. Отдельный анализ был проведен для г.Улая-Удэ, где буряты в течение анализируемого времени составляли в среднем 17% от населения города.
Проведенный анализ показал следующее: с 1978 до 1985 гг. специализированные службы на селе были развиты весьма слабо, выявление больных было недостаточным; это распространялось на бурят и русских. В аймаках, населенных преимущественно бурятами, показатели выявления больных ("заболеваемость") колебались б течение анализируемых лет довольно существенно, наиболее высокие показатели приходятся на середину 80-х годов; то же относится и к русским.
В среднем показатель выявления больных алкоголизмом в бурятских аймаках за 1578-1290 гг. составил 15,2 на 10 тысяч человек населения (24,С на 10 тысяч взрослых), в русских, соответственно, 16,4 (24,1).
Существенных различий в выявлении больных в русских и бурятских аймаках нет. Это можно трактовать двояко: либо и на тех и других территориях распространенность алкоголизма одинакова, либо существует одинаковая этническая толерантность к де-виантному поведению в пьяном виде у русских и бурят. Специальное исследование позволяло уверенно говорить о том, что уровень наркологической грамотности русских и бурят, проживающих в сельской местности, одинаков. И те и другие редко .обращается за наркологической помощью самостоятельно (впрочем, ето относится к больным алкоголизмом в целом). Буряты и русские проживают совместно почти три столетия, и выработался примерно единый взгляд на границы приемлемого поведения в пьяном вице, и этически допустимую частоту алкоголизации (сказанное не исключает, естественно, и определенных этнических различий). Поэтому высоковероятно, что в анализируемое время возможность направления к наркологам русского и бурята примерно одинакова.
Специалисты психиатры-наркологи есть не во всех аймаках.
шьнне алкоголизмом нередко поступают на учет по рекомендаци-I правоохрзнительшх оргоков и врачей обдел«зчебной сети.
, У бурят в пьяной виде, как отаечено, довольно часта аг-;ссия, и зто является специфической чертой опьянения у них ¡казанное не означает, что зто явление обязательно). Однако, ?а агрессия, кагс правило, исчерпывается коллизиями в этой же «яной компании, а всевозмояиые антисоциальные деяния, при ко->рых необходимо вмешательство правоохранительных органов, ¡тречаются не реке и не чаде, чем у русских. Если бы это бы~ ) не так, то работники правоохранительных органов направляли i бурят на консультации к наркологам чаще, чем в русских рай-гах.и показатели "заболеваемости" у русских и бурят различать. :
Врачи обще^эдкцинской сети как правило хорошо знают своих щиентоз и нерздко рекокевдуют им пройти обследование или летние у наркологов. Коль скоро они выявляют больных русских и грят с одинаковой частотой, то следовательно и алкоголизм у [■их этносов не различается по частоте.
Проведя изучение по описанной выше схеме, ш получили еле-тощие данкыз. Срздяне показатели болезненности алкоголизмом в грятсютх аймаках составили 81,9 (в пересчете на взрослое насе-!няе - 131,7), в русских - 106,5 (156,5). Достоверно более выжив показатели алкоголизма у русских могут трактоваться самым ¡зличныа образом, однако наиболее васто следующее. Наши данные ззвашат развеять устоявшееся мифическое шение о большей час->те алноголгагя у бурят по сравнении с русскими. Это имеет laqemie и просто как констатация факта, и для проведения по-гедувщих ЕошаратпЕКьк экюпсюжатретеских исследований. Не шее валко и использование таких сведений для проведения адек-1ТН0Й психологической работы по предупреждений и разЕеиванив 5Тояшмхся неверных сведегг^й об алкоголизме у аборигенов Си-тр*л.
Нами проведено специальное изучение особенностей клиники течения алкоголизма у бурят.
СрздккЯ возраст бурят, впервые обрзя&аэдихся за наркологв-5Ской помощью, ке отличается от pyccitra:, прсяивакийс в этом } регионе, и от возраста, известного га иногочлелешагк лите-мурвдх данных (соответственно, 34^2,7 и 35,2-2,0).
Традиционная бурятская культура ке приветствовала пьккст-з у молодеет.
А.кхультуралчзеция привнесла в традиционную бурятскую культуру и позитивные и негативные особенности. К числу последних принадлежит и широко распространившееся среди бурятской молоде-хи пьянство. В большей степени этот феномен очевиден в городах. 3 традиционных бурятских селах подчеркнутое уважение к старшим, сохранность многих обрядов и традиций приводит к меньшему пьянству молодежи, в особенности у девушек.
И наши наблюдения, и мнения респондентов (наркологов и знатоков обычаев) дают основания утверждать, что темп формирования безусловных алкогольных стигм (имеется ввиду абстинентный синдром) выше, чем у русских. У русских скорость формирования абстинентного синдрома, если отсчет вести от начала появления алкогольных проблем, составляет 5-8 лет, то у бурят он уменьшается до 2-3 лет. Такая же особенность описана у многих коренных народов Сибири, а у палеоазиатов Сибири этот период составляет несколько месяцев. В отличие от них у бурят, вне сомнения, нет проблем практически тотального алкоголизма этноса.
Несомненной особенностью алкоголизма у бурят является малая выраженность вегетативных расстройств з абстиненции.
В отечественных и зарубежных работах детально описываются аироко известные вегетативные нарушения при абстинентном синдроме, однако мы не встретили ни одного описания особенностей их у разных народов. Не имея литературных прецедентов, мы не можем и обсуждать, с чем связана редкость вегетативных стигм У бурят.
Абстинентный синдром у бурят практически исчерпывается лишь компульсивным влечением к алкоголю. ■
Вероятно, рационально провести межэтническое сопоставление особенностей абстинентного синдрома у коренных народов Сибири, что могло бы дать материал к созданию новой науки - эт-нонейровегетологии.
Нам не удалось получить достаточно достоверных сведений о частотах алкогольной деградации у бурят. На уровне впечатлений мы можем сообщить, что она сравнительно нечаста. Не рассматривая здесь бурят, проживающих в городах и усвоивших худшие образцы пьянства у русских, мы можем предполагать следующее: ведение хозяйства на селе заставляет в ряде случаев воздерживаться от приема алкоголя деже больного алкоголизмом. Большой объем работы вынуждает проводить необходимые операции с домалмим хозяйством в пьяном или трезвой виде.
Учитывая большую заботу традиционного бурята о семье, он вынужден заниматься домашними делами независимо от опьянения. Кроме того, в традиционной культуре мужчина, нередко занимался охотой. Эта тяжелая работа вдали от поселков сдерживала алкоголизацию, что также могло отсрочить или не допустить алкоголь ную деградацию. Несомненно, что сказанное в последние годы име ет меньшее значение, если учесть смешение русской и бурятской культуры.
Бесспорной особенностью является также большая редкость женского алкоголизма. Традиция, как мы уже отметилч выше, не приветствовала выпивки у бурят, сохранность культурных традиций до настоящего времени разрешает традиционным буряткам вы-пиват! по редким обрядовым случаям.
3 бурятской семье по настоящее время доминирующую функцию выполняет мужчина, женщина с предрасположенностью к алкоголизму не может нередко его клинически реализовать из-за противодействия мужа. В бурятских семьях, как правило, больше детей, чем в традиционных русских, и это также не располагает к алкоголизму женщины.
В силу эксвизитности женского алкоголизма в улусах, семейный алкоголизм там не встречается. Исследование таких стигм алкоголизма как амнезии и палимпсесты, толерантность к алкоголю, изменение личности по алкогольному типу и т.д. не выявило каких-либо различий между бурятами и русскими.
Наконец, безусловно специфической чертой бурятского алкоголизма является редкость у них алкогольных психозов. Алкогольные психозы у бурят представлены почти исключительно делириями, сравнительно редко отмечаются галлюцинозы. Алкогольные паранои-ды (дискуссия о клинической реальности алкогольных параноидов здесь не рассматривается) очень редки. Ни один врач не припоминает ни единого случая алкогольного корсаковского психоза.
Приведенные выше описания в большей степени относятся к бурятам, придерживающимся традиционного обряда жизни.
Интеграция культур приводит к тому, чгз границы нормативного поведения, специфичные для русских и бурят, стираются и размывается. Поэтому такие феномены как редкость алкогольных психозов или специфика абстинентного синдрома з обозримом будущем будут сохраняться независимо от культурных влияний, иные же отмеченные особенности могут подвергаться трансформации.
До самого недавнего прошлого аюсультурализация совершен« -
однозначно обозначала вое бол&кее внедрение паттерцоз русской культуры в культуру бурятскую. В частности это относилось и к алкогольный обрядам и традициям и отчасти сказалось на некоторых специфических особенностях бурятского алкоголизма; однако а последние 5-7 лет произошел буквально взрыв бурятского национального самосознания, все возможные обряды и традиции, которые до этого вуалировались или скрывались, проявляются откровенно. В частности, всегда бьио устойчивое глубокое уванение к ламаистам, шаманам, носителям духовной культуры. Вследствие известных обстоятельств это не обсудцолось или скрывалось. Возврат ко многим традиционном формам бурятской культуры, не исключено, возродит и все обряды и традиции, связанные, с употреблением алкоголя.
В этом случае приведенное нами описание мояет иметь определенный сьысл и значение не только как историческая стнонар-кология, но сведения, реально необходимые для работы наркологов в бурятских аймаках и улусах.
Отчетливое различие отмечается в частоте ьвталкогольных психозов у русских и бурят. В 1978-84 гг. средний показатель первичных госпитализаций с этими психозами у русских Бурятии составил 4,6^0,984, у бурят 0,31±0,12. В 1985-89 гг. у русских этот показатель - 1,3^0,271; у бурят - 0,08±0,01 (для обоих периодов различие швду русскими и бурятами высокодостоверно).5;
Особо интересно, что алкогольные психозы редки у тувинцев (в указанные периоды - 0,4*0,1 и 0,31^0,051) и якутов (1,04± 0,242 и 0,2^0,04). Это указывает на определенные этнические общности - но не полные совладения - у тюрко-ыонголов Сибири. В отличие от них тунгусо-шнчгуры (эваши и эваны Якутии) достоверно чзде демонстрируют шталкогодъше психозы - 6,58-1,84 к 0,4^0,026.
В условиях.административного разделения психиатрической и наркологической инфраструктур возникает ряд сложностей, в особенности в территориях с малой плотностью населения.
И медицинские, и экономические, и управленческие сообраае-шгя ириваяи нас к необходимости провести формальное и фактическое слияние психиатрических и наркологических слукб, создав Ресаублкканскоа объединение "Дсихонвркология".
Обаадех чзтнрзхлетнЕа опитом работы этого сбъедянзнаа, сс-обдазы в какоторих розуяьтатах деятельности.
В г.Улан-Удэ благодаря этому слиянию удалось, во-первых, обратить административно-управленческий аппарат за счет со-ращения дублирующих подсистем. Единый бюджет разрешает гибко риентировать его в зависимости от ситуации. Перспективная кадровая и бюджетная политика проводится с большей степенью точ-ости.
В медицинском отношении важно отсутствие адксшистративно-о барьера - любой больной может быть совместно консультирован аркологами и психиатрами, и разработка реабилитационных про-раш осуществляется также психиатрами и наркологами. С 1991 г. ы ввела ротацию кадров: врачи на определенное время переводят-я из психиатрического в наркологическое подразделение к каобо-от.
Однако, еще больше значение объединение психиатрической наркологичзской служб для районных больниц. Здесь имеют зна-зние два фактора: экономический и психологический.
В соответствии с нормативными документами при ЦРВ должна ыть должность нарколога. Главные врачи идут на это крайне не-хотно. Вследствие ограничений в финансировании администрация ольницы всеми силами противится вццелению специализированных арколотеческих коек.
При объединении психиатрической и наркологической служб режде всего высвобождается ставка - это весьма важно для ад-инистрации больницы. Врач ясихиатр-нарколог может гибко пе-еориентировать свой коечный фонд в зависимости от превалиро-ания того или иного контингента. Детально зная жителей аймака, сихиатр-нарколог имеет возможность проводить направленную по-итику, относящуюся к здоровому образу жизни. Знание и психиат-ии, и наркологии значительно повышает диагностические и реаби-итационные потенции врача.
Регламентирующие документы по деятельности психиатров в РВ не предполагает развертывание и организацию районных пси-иатрических стационарных служб. Врачи-психиатры вынуждены ранслортировать пациентов за шого сот километров в специали-нрованный стационар.
. Стеционирование в районное (или межрайонное) псюсонорколо-¡гаеское отделение по месту жительства дает ряд преимуществ, рач, как правило, хорошо знает и больного, и семью, и специфи-у окружения. Это позволяет гибко проводить реабилитационную
тактику. Больной с гораздо большей охотой будет не только полу чать лечение у знакомого врача, но и активное принимать участи в социальной и трудовой реабилитации.
В случаях обострений существует возможность проводить куп рующую терапию в родном аймаке - без отъезда в городской стаци нар. Врач может следить за поддерживающей терапией, гибко корр; гируя ее. Весьма важно, что врач ишет постоянный контакт с се: ей больного, может при необходимости трудоустроить больного, и> ходя из местных, хорошо известных ему условий.
ВЫВОДЫ
1. В Бурятии на протяжении 1978-90 гг. потребление спиртш напитков (в пересчете на спирт на душу населения) статистичесю не отличалось- от соседних краев, областей и России в целом (колебания в пределах II-I2 л. в 1978-85 гг. и 4-5 л. в 1986-90 л В аймак ас, заселенных преимущественно бурятами ("бурятские аймг ки") потребление спирта на человека старше 15 лет в 1978-84 гг. составило 17,6 л., 1985-90 гг. - 8,5 л. В районах, где проживав: преимущественно русские ("русские аймаки") это потребление coca вило, соответственно, 16,9 и 8,4 д. (различия с "бурятскими ай* каии"- недостоверны).
2. Выявление больных алкоголизмом в Бурятии в течение 1965 90 гг. колебалось в широком диапазоне от 3,2 до 22,8 на 10 тыс. человек населения. В среднем эти показатели не отличались от ре гиона Восточной Сибири, в особенности в 80-е гсуш. То же относи ся и к болезненности алкоголизмом: в течение 1982-90 гг. на уче те состояло II5-I83 больных на 10 тыс.человек населения.
2.1 Выявление алкоголизма в "бурятских, аймаках" при пересч те на взрослое население за I978-SQ гг. составило 24,6*2,3; в "русских" - 24,1*2,1. Отсутствие различий свидетельствует об од наковои представлении, о градиентах нормативного и нвнормативног поведения в обеих субкультурах, на отличающиеся критериях идент. фиксации алкоголизма. •
2.2 Болезненность алкоголизмом в "бурятских аймаках" (пере счет на население старше 15 лет) в рассматриваемый период.соета зли а 131,7-15,9*, s "русских" - 156,6*17,2 (различие ивдостовер» В ряде местностей Бурятии распространенность у бурят ниже, чем : русских: так, в г.Улан-Удэ интенсивный показатель на 10 тыс.
эвек взрослого населения у составил 552,3, а у бурят -
,8; в "русском аймаке" (Баргузинском) - 183,5 и 82,8; в "бу~ жом" (Курумсанском) - 168,4 и 65,0.
2.3 Специфической чертой является очень малая болезненность згол измои буряток. В "бурятских аймаках" показатели болезнен-ри у женщин составляют 6-8 на 10 тыс. человек населения старше тег; в "русских" - 20-70.
2.4 В г.Улан-Удэ аккуяьтурализация привала утрате тради-, что отразилось на показателях женского алкоголизма: в 1990 Г у русских женщин г.Улан-Удэ он составил 50,1; у буряток -
1 (на 10 тыс. женщин старше 15 лет).
3. Частота алкогольных психозов у бурят достоверно ниже, у русских. В "русских аймаках" интенсивный показатель на рыс.взрослого населения в 1978-84 гг. составил 4,6^0,1; "бу-:кюс" - 0,31^0,12. В 1985-90 гг. эти показатели, соответствен- 1,340,27 и 0,08±0,01.
4. Клиника алкоголизма у бурят имзет некоторые особенности. 1слу их относится брутальность в опьянении, более высокий
I формирования алкогольных стигм, почти полное отсутствие ее-етивных проявлений абстинентного синдрома, относительная ред-•ь тяжелой алкогольной деградации.
5. Пятилетнее существование объединения "Психонаркология" 1зало его большую эффективность по сравнении с раздельно су-'вущиш службами: снижаются затраты на вдминистративно-уп-[енческий аппарат, оптимизируется работа ДТМ и подсобного [йства, возможно гибкое переориентирование коек, повышается :ификация врачей за счет ротации кадров. В сельской местности 'мненным достоинством психонаркологического объединения явля-! также возможность проведения реабилитации того и другого ингентов без отрыва от привычной социальной среды.
Список работ, опубликованных по теме дассерташа.
1. К вопросу организация психиатрической з: наркологической службы в Бурятии.
/Региональные аспекта психического здоровья тезксн докладов/ Владивосток 1991 с 25-26
2. Алкоголизм до я после 1935 г.
/Клинический пагоморсроз психических растройсгв в дкна-.шне алкоголизма и наркомании/. Хабаровск 1931 г.
3. Эксперт.?-нтальпая социальная наркология "Сборник научных работ,• посвяденпих 100-летгю
кафедры пснхпатрян з незрологшз даяераторского Точеного университета". 7о:хк 1992 г.
Подписано в печать 13.03.92 г. Печать офсетная. Бумага писчая № I. Объе* Т725 п.л. Заказ 55, Тираж 100.
Участок оперативной полиграфии БНЦ СО РАН, 670092, г.Улан-Удэ, ул.Сахъяновой, б.