Автореферат диссертации по медицине на тему Ценности и оценки в социологии медицины
На правахрукописи
КАНИЩЕВА
Ольга Владимировна
ЦЕННОСТИ И ОЦЕНКИ В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
14.00.52 - социология медицины
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Волгоград - 2004
/
Работа выполнена в Волгоградском государственном медицинском университете
Научный руководитель
кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, профессор ДЕЛАРЮ Владимир Владимирович.
Официальные оппоненты
доктор философских наук, профессор Хрусталев Юрий Михайлович.
доктор медицинских наук Митрохин Олег Владимирович.
Ведущая организация
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Защита состоится 27 ноября 2004 г. в 12 ч. на заседании диссертационного совета Д 208.008.04 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пл. Павших борцов, 1, ауд. 4-07.
С диссертацией можно ознакомиться в научно-фундаментальной библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета.
Автореферат разослан о*гь 2004 г.
диссертационного совета
Ученый секретарь
Медведева Л.М.
-^тбз:
9У&о
Актуальность темы исследования определяется непростой
ситуацией, сложившейся в отечественной медицине в последние годы. Коммерциализация медицинской деятельности поставила под сомнение традиционные ценности врачебной профессии. Кроме того, длительный период существования бесплатной медицинской помощи сформировал настолько устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, что переход на рыночные отношения в здравоохранении стал безусловным разочарованием для людей, каждый из которых является актуальным или потенциальным пациентом.
Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на котором настаивал еще Т. Парсонс, были поставлены под сомнение. Это вызвало недоверие к врачам, а заодно и к власти, проводящей соответствующие реформы.
С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение - со страховых компаний или с самих пациентов, независимо от того, способны ли объекты медицинской помощи оплатить предоставленные услуги.
И, наконец, с третьей стороны, возникла проблема подготовки медицинских кадров. Не в плане профессиональных знаний, а в отношении тех ценностных установок, которые интериоризируются личностью в процессе обучения медицинской профессии. Прежняя модель воспитания в духе высших духовных ценностей, которые затем служили основанием для формирования операциональной ценностной структуры личности, уже не работает. А утилитаристский подход противоречит как национальной традиции, так и представлениям о социальном статусе врача.
В ситуации аксиологической дезориентации в медицине, очевидно, нельзя обойтись данными прикладных исследований, чтобы решить
ГОС НАЦИОНАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА С 09
проблему. Необходимо изучить методологические основания медицинской аксиологии и сделать выводы об их социологических следствиях.
Степень разработанности проблемы. Аксиологическая проблематика в современной науке является одной из самых популярных. В то же время существует известный разрыв между теоретическими изысканиями и их социологической интерпретацией. Нам представляется, что преодолеть этот разрыв можно в категориальном поле социологических теорий среднего уровня, к которым как раз и относится социология медицины. Для такого исследования необходимо обратиться к следующим направлениям в науке о ценностях
1. В культурологии, а лучше сказать - в философии культуры, принято считать, что ценности образуют единую систему, действующую по типу живого организма, где есть главный системообразующий фактор, который интегрирован в каждой подсистеме, этот фактор представляет не только идеальное образование, но и воплощен в материальном носителе, организующем социальную жизнь. Все вместе эти системы образуют очень устойчивые конфигурации, которые меняются на протяжении жизни нескольких поколений и для современников изменений не всегда заметны и тем более осознаваемы. Наиболее интересными в этом плане представляются работы Щепаньского Я.Ю., Парсонса Т., Кпакхона А., Дробницкого О.Г.
2. Социологическое понимание ценностей подразумевает их анализ через категории социальной реальности, в которую входят в качестве основных структур само общество, его основные единицы структуры, группы, индивиды как носители социальных отношений. В теории функционализма, символического интеракционизма и многих других ценности рассматриваются как реальности, обеспечивающие единство общества как целостной системы. Наибольший интерес для нашего исследования представляли работа таких авторов как Мид Дж.Г., Вебер М., Сорокин П. KacnpepJP., Парсонс Т. и др.
3. В биоэтике проблема ценностей медицины является центральной, но, несмотря на высокую ценность существующих исследований, они, в известной степени абстрагируются от рассмотрения аксиологического поля в целом, сосредотачивая свое внимание на моральной стороне медицинской деятельности. Тем не менее мы обнаружили много ценных идей в работах таких авторов как Б.Г.Юдин, ПД.Тищенко, Х.Тирас, И.В.Силуянова и др.
4. В западной социологии медицины аксиологический анализ представлен в основном, в утилитаристском ключе. Прагматический подход допускает иные направления исследования, но сам их не содержит. Здесь наиболее яркими примерами являются исследования Mishler, 1990, Elliot Freidson,1970, Fadiraan,1997, Scully, 1994, Lorber, 1984, Bodenheimer, 1999, Stimmel, 1992, Naylor, 1995, Leape, 1994, Feudtner, 1997. В отечественной социологии медицины мы можем сослаться только на труды А.Решетникова, С.Ефименко, ОЩепина, И.Чудиновой.
Таким образом, имеется достаточно развитая методологическая база для исследования социологического смысла проблемы ценностей в медицине и, в то же время, нет работ, которые были бы специально посвящены этой теме.
Цель исследования - выяснить специфику ценностного поля медицины для оптимизации процесса подготовки и функционирования социальной группы врачей.
Цель исследования реализуется в решении следующих научных задач: описать методологию ценностного подхода в социологии медицины (культурологическое и социологическое направление);
объяснить социальную обусловленность ценностей в медицине; проанализировать бинарность ценностных отношений в медицине (ценности врачебной деятельности и ценностное отношение к болезни);
показать способы применения аксиологических методик к изучению процесса становления врача - на материале западных и отечественных конкретных социологических исследований.
Методология исследования основана на теоретическом синтезе культурологического и социологического подходов. В диссертации используются общенаучные методы - системный подход, структурно-функциональный анализ, а также методы постмодернистской социологии культуры. В работе над третьей главой диссертации автор использовал методы конкретных социологических исследований - анкетирование, интервью, наблюдение.
Объект исследования - система взаимоотношений в медицине (врачи и пациенты).
Предмет исследования - ценности медицинской деятельности и ценностное отношение к болезни.
Гипотеза исследования. Ценности в медицине имеют биосоциальную природу, однако, в процессе технологических и социально-экономических перемен в обществе, актуализируется именно их социальная составляющая. При этом наблюдается вытеснение высших духовных ценностей как установок на приобретение врачебной профессии утилитарными ценностными ориентациями. С одной стороны, это необходимо и оправдано, поскольку медицина как социальный институт претерпевает те же изменения, что и другие институты общества. С другой стороны, должна существовать мера деформации ценностного поля, превышение которой элиминирует профессиональную специфику медицинской деятельности. Диссертант предполагал доказать, что существует генетическая связь между высшими и утилитарными ценностями в медицинской деятельности, превалирование одних над другими носит периодический характер и соответствует макросоциальным изменениям. Базовое медицинское образование должно быть ориентировано на высшие ценности профессии -гуманизм, альтруизм, самоотверженность, автономию личности.
Операциональные ценности усваиваются в ходе клинической практики только на основе базовой персонифицированной ценностной системы.
Научная новизна исследования состоит в объяснении соотношения высших и утилитарных ценностей медицинской деятельности как первичных и вторичных, независимо от изменения макросоциальной ситуации остающихся статусными для врача, а также в экспликации механизма их интериоризации в процессе становления врача.
Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту:
1. Вокруг медицины складывается несколько слоев ценностей: а) представление о том, какой должна быть медицина (идеал), б) представление о личности врача, исходящее из идеального образа, в) ценностные суждения опережающие уровень научных знаний, существующих на данный момент, г) социокультурная среда влияет на объяснительные схемы принятые в медицине, которые входят в деятельность врача.
2. Деятельность со стороны профессионала, обращенная к частному интересу пациента традиционно осуждалась, в обществе в угоду установлениям институтов и нормативам, которые должны были поддерживать определенную тенденцию развития общественной системы. Изменение нормативов вызвало и изменение оценок действий врача. Но эта закономерность касается только норм медицины как института.
3. Одно из противоречий современной ситуации встречи врача и пациента состоит в том, что сталкиваются две разные системы оценивания деятельности и ее результатов - нормативная и ценностная. Нормативная охватывает и фиксирует ситуацию «здесь - теперь», являясь одномерно -плоскостной, ценностная - несколько сфер, встроенных друг в друга и настолько переплетенных, что предпочитаемая пациентом - для врача может теряться.
4. Спецификой ценностной стороны медицинской деятельности является следующие: а) сам способ объяснения болезни входит в деятельность как ее компонент; б) во взаимодействии врача и пациента
происходит обмен ценностями; в) этическое знание, ценностное по существу, является необходимым элементом практической врачебной деятельности, т.е. само действует как фактор лечения.
5.Формирование ценностной базы медицинской деятельности является острой проблемой в западной медицине, и социологи пока только способны ее поставить, но не решить. Признавая, в принципе, методологическую роль культурологического решения проблемы ценностей в медицине, западные социологи исследуют проблему в операциональном плане, не дифференцируя высшие и утилитаристские ценности. Ценность отождествляется с полезностью, а обращение к доказательной медицине подчеркивает позитивизм социологического подхода. Тем не менее, смысловая конфигурация ценностей медицинской деятельности и отношения к болезни остается инвариантной как для западной, так и для отечественной социологии медицины.
6. Интерес к профессии врача у абитуриентов медицинских вузов коррелируется с приписыванием данной профессии высших общечеловеческих ценностей. У выпускников эта ориентация меняется в пользу утилитарных ценностей, хотя они и не вытесняют полностью базовые установки. Поэтому необходимо специальное воздействие агентов социализации по актуализации для студентов-медиков связи базовых (высших) и прикладных (утилитарных) ценностей.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть основой для аксиологической составляющей непрерывного медицинского образования. Они также являются методологической базой для разработки программ исследований в социологии медицины ( образ врача, институциональный статус медицины, критерии профессионального отбора в медицине и т.п.). Материаты диссертации могут быть использованы в учебных курсах философии, культурологии, биоэтики, социологии и психологии в медицинских вузах и системе постдипломного медицинского образования.
Апробация работы. Диссертант представлял результаты исследования на научно-практических конференциях различного уровня ( П философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении», Екатеринбург, 1999; Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация государственной политики как условие социализации молодежи», Волгоград, 2000; III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия», Ростов-на-Дону, 2002, и др.). По материалам исследования опубликовано 15 научных работ. Имеются акты внедрения на разработанные и прочитанные диссертантом учебные курсы по проблеме исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации -156 страниц. Список литературы включает 138 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновываются цели и задачи работы, показывается актуальность пролемы, описывается научная новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе диссертации - «МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ» исследуются философские, психологические, культурологические и социологические основания аксиологических методов, используемых современной социологией медицины.
Первый параграф - «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЦЕННОСТНЫМ ПРОБЛЕМАМ МЕДИЦИНЫ» - посвящен рассмотрению вопроса о генезисе ценностной проблематики и ее распространению в теориях культуры. Автор отмечает, что в культуре ценности играют роль базовых конструкций, системно организованных вокруг центрального элемента (идеи культуры), который в снятом виде присутствует во всех формах жизни общества.
Ценностные основания культуры обладают большой устойчивостью, меняются постепенно, и для индивида незаметны и неосознаваемы. Их основная функциональная задача состоит в том, чтобы обеспечивать формирование значимых ориентации, образцов поведения, стандартов для выбора в конфликтных ситуациях.
По мнению диссертанта, новые методы воздействия на человека дают возможность снять действительно фатальные ограничения жизнедеятельности индивида, с которыми он до этого вёл борьбу один на один. Эти методы, будучи применимы в массовом масштабе, потребуют радикальных изменений в устоявшейся системе стереотипов массового сознания, морали, того, что всегда считалось незыблемым, природно-заданным, существующим на уровне инстинкта, родственного животному. Особенно ярко это проявляется в сфере медицины.
В литературе, посвященной аксиологической проблеме в медицине, признается, что болезнь имеет две стороны: биологическую и автобиографическую, то есть личностно - значимую. Причем значимость эта является многомерной и не вполне совпадающей с идеализированной системой стандартов, признаваемых обществом за образцы. Существенно повлиять не ценностный аспект взаимодействия врача и пациента может особенность культурной сферы, ее базовые определения существенных болевых точек человеческого бытия, к самому такому взаимодействию может направить именно ценностный вектор, например, принятый и проверенный личностью в практике отношений с людьми способ. В значительной степени он может определяться стилем поведения, который привязан к ситуации и относительно свободен от ролевого поведения. Такие позиции - транзакции проявляются во взаимодействии врач - пациент и, на что особо обращается внимание в диссертации, в интеракции пациент -пациент. Хотя такие отношения сами по себе не регулируются собственно медицинской этикой. Однако, при взаимодействии врача и пациента ценностный аспект не является самостоятельной единицей и не регулируется
нормативами деятельности. Он вынесен за скобки этого взаимодействия или составляет фон, на котором реализуется цель деятельности.
По мнению автора, в культурологической интерпретации ценностная система в медицине содержит внутри себя возможные варианты ответов на вопросы, идущие от конкретной деятельности. И если культурная система обладает информационной избыточностью, то любая особая сфера деятельности, в том числе, медицинская, от этих степеней свободы освобождается, ориентируясь на нормативную структуру регуляции.
Одно из противоречий современной ситуации встречи врача и пациента состоит в том, что сталкиваются две разные системы оценивания деятельности и ее результатов -нормативная и ценностная. Нормативная охватывает и фиксирует ситуацию «здесь - теперь», являясь одномерно -плоскостной, ценностная - несколько сфер, встроенных друг в друга и настолько переплетенных, что предпочитаемая пациентом для врача может теряться. Существенным моментом для бытия ценностей является символическая форма, которая существенно определяет образ ценности, ее явленность субъекту и силу и глубину ее вторжения в мир человека и его отношений. В современном обществе приоритет принадлежит языковой форме, причем часто в очень обедненном ярлыково - рекламном варианте. Нарративная форма организации автобиографической памяти пациента и его мира впечатлений часто вступает в противоречие с современной методикой обследования и ведения пациента.
Во втором параграфе - «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНЕ» - диссертант отмечает, что социологическое понимание ценностей подразумевает их анализ через категории социальной реальности, в которую входят в качестве основных структур само общество, его основные единицы структуры, группы, индивиды как носители социальных отношений. Основной же интерес для данной работы представляют те объекты социологического анализа, которые
неизбежно в силу основных своих свойств связаны с бытием ценностей в системе культуры, как системообразующих ее элементов.
Основная социальная задача медицины, определенная для нее через систему социальных институтов, носит адаптоцентрический характер, поскольку она помогает обществу получить индивида, успешно выполняющего его /общества/ основные задачи. Определения психического и соматического здоровья имеют именно такую подоплеку. Поэтому творчество для любой сферы деятельности, в том числе и медицинской /а может быть, особенно медицинской/ как процесс введения в ее поле новых ориентиров, смысловых единиц или операционально - технических методик может являться на какой - то ступени развития деятельности дезадаптивным как для нее, так и для индивида, вовлеченного в ее сферу будь то субъект деятельности или потребитель ее результатов.
Появление нового дискурса медицинской деятельности сопряжено с появлением такой аксиологической дисциплины как биоэтика и ее коррелятов в психологии, философской антропологии. Можно сказать, что он сначала оформился в тех психологических, социопсихологических школах, которые интегрировали философские конструкты человеческого бытия, но не в их абстрактном звучании, а в их человечески значимом, смысловом, то есть сопряженном с ценностными структурами пространством личности и культурными конфигурациями.
Некоторые принципы биомедицинской этики дают возможность задействовать потенциал самореализации индивида что является необходимым при современном состоянии структуры заболеваемости, изменение понятия нормы, расширении и углублении информационного поля пациента, а также с подвижками в понятиях жизни, смерти, достоинства, а также изменением реагирования на целостно значимые разности, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории. Те потребности человека, которые обслуживает медицина, являются транскультурными и
трансисторическими, однако их реализация зависит не от самой медицины, а от работы иных социальных институтов.
Социально институциализированные модели взаимодействия «врач-пациент» освящены нормативами - кодифицированной системой поощрений-санкций, которая не дает свободного, автономного выбора врачом стратегии профессионального поведения. Адаптивность этих моделей целиком определяется фактом-результатом, оценивать который может субъект, определенный опять же нормативно. Так, например, категория качества жизни соотносится с субъективированными, ценностными параметрами описания бытия человека, а возможные способы воздействия на индивида в контуре, очерченном этой категорией - к юридически нормативному.
Проблема встраивания ценностных параметров в медицинскую деятельность опирается на ряд факторов, одни из которых осложняют этот процесс, а другие создают условия для такого процесса. Многие базовые ценности, существенные для медицины, были выработаны в иных сферах человеческой деятельности, в первую очередь, духовной. Медицина как часть социально - адаптивной системы не имеет права использовать в своей практике такие мифо-ориентиры, которые успешно восстанавливают целостность личностного начала вопреки институциональному его дроблению, но она может обустроить поле своего воздействия на индивида таким образом, что он сам получит возможность выбирать эти ориентиры. Установление контура требований к медицине и оценка ее как ценности со стороны потребителя определяется базовым образами - символами культуры, которые в сознании индивида представляют собой смесь, как вполне реализуемых, так и явно мифологизированных требований, предъявляемых и к себе, и к медицине, и к кореллирующимся с ней отраслям деятельности.
Современная культура дает образы здоровья и болезни в контексте особым способом организованных структур, которые по своему символическому оформлению сильно друг от друга отличаются, поскольку привязаны к разным формам культуры. Так, прерогативой и целью медицины
всегда оставалась жизнь, а смерть как достойное завершение жизни уходила ценностным основанием в иные сферы. Эти ценностно - творческие сферы давали чисто культурный абрис смерти, мало интересуясь ее телесной стороной, и при этом они оставались в одном культурном поле с медициной, которая никаких ценностных ориентиров ни им, ни индивиду дать не могла. Деятельность со стороны профессионала, обращенная к частному интересу пациента, осуждалась в угоду установлению институтов и нормативам, которые должны были поддерживать определенную тенденцию развития общественной системы. Изменение нормативов вызвало и изменение оценок действий врача. Но эта закономерность касается только норм медицины как института. Эти оценки, как и нормативы, закрепляют существующую реальность отношений людей и функционирования систем. Диссертант считает, что с ценностными основаниями деятельности дело обстоит несколько иначе.
Дело в том, что ценностная система культуры представляет огромный резервуар готовых форм, которые до определенного времени были не задействованы в социальной системе в силу непроработанности механизмов их применения, а также из-за отсутствия необходимых форм, для которых эти ценности являются практически необходимыми. Данный вывод обусловил необходимость обосновать несколько вариантов смысла здоровья и болезни, которые смыкаются с аксиологической проблематикой. Эта задача выполняется в третьем параграфе первой главы - «СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНЕ».
Диссертант считает, что для развития самой медицины как сферы профессиональной деятельности вопрос о ценности информации распадается на несколько самостоятельных смысловых блоков, различающихся по своей отнесенности к разным сферам социальной деятельности. И здесь следует учитывать, что в современной медицинской деятельности происходят такие изменения, которые многими авторами с полным основанием считаются революционными.
1. Развитие медицины невозможно без объективных знаний и методов их добывания и использования безотносительно к тому, как их оценивает индивид, соотнося с системой ценностей, которая в любом случае носит субъективную форму. Просто способ соотнесения с внеположенной индивиду реальностью будет иным, и будет связан с разными ценностями, которые в реальной социальной и индивидуальной жизни будут даже в вербальном выражении звучать по - разному.
2. Ценная для медицины информация в наше время неизбежно связана с техническими возможностями общества в целом и способности института медицины их использовать. С технической и научной точки зрения проблем для новых средств воздействия на человека может и не возникать: это реально достижимые цели. Недосягаемость результатов на данном этапе развития проблемы упирается в общекультурную или моральную установку, изменение которой происходит медленно, путем сложного культурно -исторического отбора и идет в основном стихийно.
По мнению автора, для медицинской деятельности регулятивно -буферной зоной является схема, которая до последнего времени носила отрицательно - императивный характер, что объяснялось в числе прочих оснований и тем, что она была, как и сама медицина, по способу реализации своих задач субъекто - центрированной. В данном случае имеется в виду тот факт, что личность врача играла едва ли не ведущую роль в процессе реализации его деятельности на всех ее этапах и определяла стиль взаимодействия его и пациента. В настоящее время при создании эффективного бюрократически - организованного аппарата медицины и техники оздоровления и воздействия на человека, сакральная оболочка медицины и врача растворилась, что сразу же поставило вопрос о создании нового основания деятельности врача на базе принципов нравственности, который уже сформулирован не только в ценностно - содержательных формах духовной жизни, но и в психологии, и звучит как право человека быть таким, каким он может и способен быть.
Современные исследователи проблем медицины обращают внимание на уменьшение возможностей личностного контакта между врачом и пациентом. Такая линия развития медицины представляется объективно подготовленной и на каком - то этапе неизбежной. Разрешение возникающих противоречий может быть отнесено в будущее, но если существенные коррективы не будут внесены сейчас, то в перспективе эти же самые проблемы приобретут характер неразрешимых.
Диссертант выделяет несколько слоев ценностей, соотносимых с медициной как сферой социальной деятельности: а) представления о том, какой должна быть медицина (идеальный образ), б) представление о личности врача исходящее из идеального образа, в) ценностно-оценочные суждения, опережающие уровень научных знаний, существующих на данный момент, г) аксиологические изменения объяснительных схем деятельности врача, принятых в медицине, под влиянием изменений в социуме.
Диссертант приходит к выводу, что в каждой субкультуре, в том числе и в медицинской, существует программа развития, нацеленная или отнесенная в будущее, причем не только в техническом, но и в культурно-ценностном и социальном смысле. Ее реализация возможна и необходима в будущем, где она будет направляться новыми механизмами регуляции деятельности, которые в данный момент еще не сложились полностью или отсутствуют совсем или в силу ценностных, особенно моральных оснований, представляются неприемлемыми. Но анализ этой программы возможен уже сейчас.
Во второй главе - «БИНАРНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕДИЦИНЕ» - рассматриваются аксиологические особенности медицинской деятельности и отношения к болезни. Диссертант исходит из того, что особенностью медицинской деятельности является ее актуализация как взаимоотношения, одну из сторон которого представляет медицинский работник (в большинстве случаев - врач), а другую - пациент, человек-страдающий. Однако с позиций социологии медицины целесообразно
дифференцировать аксиологические константы на ценности собственно деятельности врача и ценности пациента (отношение к болезни).
Поэтому первый параграф данной главы так и называется -«АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МЕДИЦИНСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». В нем дается определение деятельности, которую автор понимает как системное образование, которое организуется вокруг цели через посредство культурного поля, средств I каким образом можно и допустимо реализовать цель/ и смыслов-значений, которые определяются тем, ради чего индивид или группа ее осуществляют. Медицина как разновидность социальной деятельности имеет институциональное оформление, и только в таком виде может выполнять свои задачи по адаптации и защите человека. Возможности современных методов воздействия на человека как предмета медицинской деятельности ведет к формированию нескольких типов социальных институтов, которые по основным задачам во многом сходны с институтом собственно медицины в том виде, как он сформировался исторически.
Анализируя особенности медицинской деятельности, диссертант отмечает, что стили взаимодействия в рамках медицинской деятельности являются структурой отличной от моделей. В такой сфере как медицина выполнение ролевых функций контролируется детально, вплоть до запрета на некоторые операционно-технические приемы. При этом фиксируется отличие понятий «медицинская деятельность» и «медицинская практика».
Медицина как социальная практика призвана удовлетворять базовые потребности человека, пренебрежение которыми приводит к деградации или полному распаду личности. Медицина как социальный институт может в полном объеме осуществить свою задачу по удовлетворению базовых человеческих потребностей только при успешной работе на эту цель других социальных институтов и практик.
Носитель профессиональной деятельности может реализовать ее только в рамках рационально - бюрократической организации, через
определенные этой организацией условия выполнения роли. Культурная система дает частным социальным подсистемам образы поведения, которые могут быть общими для нескольких сфер деятельности. Конкретизация их происходит в самих этих сферах, приобретая жесткость, императивность, нормативность.
Если для медицинского работника вопрос «ради чего?» решается в соотнесении с легитимным порядком, в основании которого лежат нормативы, то для пациента этот же вопрос отнесен в сферу ценностного отношения. И если для пациента может существовать выбор между разными возможностями, то для субъекта медицинской деятельности его не существует. Пациент может быть заинтересован в таких действиях врача, которые для него субъективно являются выражением самых высоких ценностей существования и которые, будь они реализованы привели бы к утрате медициной своих непосредственных функций.
В результате проведенного анализа, диссертант формулирует особенности ценностной стороны медицинской деятельности:
1. Сам способ объяснения болезни входит в деятельность как ее компонент.
2. Во взаимодействии врача и пациента происходит обмен ценностями. Пациент в этом обмене жертвует своей автономностью, поэтому в медицинской этике сохраняются следы сакральной терминологии (тайна, секрет)
3. Этическое знание, ценностное по существу, является необходимым элементом практической врачебной деятельности, т.е. само действует как фактор лечения.
4. Диагноз является познавательным процессом, но его оценочный смысл очевиден, тем более что пациента интересует больше прогноз, чем фиксированный на данный момент результат диагностики.
5. Ценностные схемы объяснения болезни возникают раньше естественнонаучных, не всегда с ними согласуются, но часто успешно работают на выздоровление.
Во втором параграфе - «ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ» - объектом рассмотрения выступают ценностные ориентации пациента.
Безсубъективность современной медицины вызвала появление противоположной тенденции ее ценностной обрисовки, закрепляемой биоэтическими схемами, которые возлагают право оценивания и выбора на заинтересованное лицо, имеющее возможность повлиять на ход событий, имеющих отношение к его жизненному интересу. В состоянии болезни человек оказывается один на один с иным Я, которое обретает самостоятельное существование, нуминозное по своему облику и обладающее реальной силой принудить человека совершить нечто, от чего он отторгается. Это юнгианская Тень, которая несет обернутый ценностный смысл.
Болезнь в этом ценностном поле - это личность, превращенная в идола, призванного стоять на страже у дверей личностного мира, охраняемого его вход. Но не снаружи, а изнутри, и поэтому не доступная не только для критики, но для простого знания о ней. Поэтому болезненные состояния дают человеку «Ценностное право» выступать в том, ином, ценимом лично им виде, который возможен как театральный костюм в одном только месте и в одном только времени, определяемом не самим индивидом, а особой структурой личности в условиях, ограниченных преимуществом состояния субъекта.
Медицина в этом контексте в качестве структурированной системы выступает как некая инстанция, признающая за человеком право быть иным (нездоровым) и, таким образом, берущим на себя некую культуро - формо творческую функцию, а также известную меру ответственности, определенную уже в институционально - нормативном контексте и в связи с
другими формами деятельности. Такая модель является необходимой, способствует снятию ответственности с индивида, тем более что никто не обязан быть здоровым. С таким типом интеграции медицины в ценностное поле общества скоррелирована «дефицитарная модель здоровья». Хотя сама она не вытекает из медицины ни как института, ни как формы деятельности /Васильев В.Ф./. Ценностные критерии оценивая индивида оказываются приспособленными к этой модели, включая в себя феномен ценности болезни в ее способности выявить серьезные достоинства человека. В современных культурных формах причинность болезни тоже соотносится с ценностной обрисовкой облика человека как целостного существа.
Человека не устраивает простое частичное объяснение причин болезни и смерти, потому что и в этом случае он выступает как частичное вторичное бытие, превентивно обреченное по непонятной экзистенциальной схеме на болезнь и смерть. Научная правда о его болезни устраивает индивида только отчасти и уж во всякой случае недостаточно для того, чтобы включить мобилизационные личностные силы для восстановления нарушенного единства с миром, другим человеком и собой.
В социологии медицины можно выделить противоположные по способу объяснения аксиологические схемы болезни как автобиографического явления:
1. Болезнь как «данность», ниспосланная свыше и, соответсвенно, неспособность человека изменить ситуацию.
2. Полная ответственность человека за то, что его постигла болезнь.
3. Болезнь как результат действия личностного начала человека. То есть целостного уникального облика, неделимого и несводимого ни к одной из сторон его проявления. Социальная и гносеологическая сеть этой модели изменяется, а вот аксиологический контекст - нет.
В третьей главе диссертации - «ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ» - показаны два варианта изучения процесса становления врача на основе ценностного подхода. Это
вариант западной социологии медицины, где накоплен большой опыт таких исследований, и вариант диссертанта, использованный им при изучении динамики ценностных установок в процессе интериоризации профессиональной роли врача.
В первом параграфе - «ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ» - автор отмечает, что несмотря на резкие замечания по поводу медицинского господства, выбор профессии врача в современных развитых западных странах по-прежнему остается привлекательным, предполагая общественный престиж, эмоциональное удовлетворение от работы и финансовое вознаграждение гораздо большее, чем у представителей большинства других профессий (Gonzalez, 1999). Хотя количество поступающих в медицинские школы снизилось в 1980-х годах, но в течение последних нескольких лет их число постоянно возрастает, от 26,721 абитуриентов в 1989 г. до 46,968 в 1996 г. (Barzansky и др, 1998). В связи с этим в социологии медицины активно разрабатываются аксиологические вопросы процесса становления врача и аспекты влияния медицинского обучения и медицинской культуры на будущих докторов и их пациентов.
В течение долгих лет обучения врачи осваивают не только огромное многообразие технических (манипулятивных) знаний, но и профессиональный медицинский кодекс (медицинские нормы) представления о том, как врачу следует действовать, думать, чувствовать. Наиболее важными при этом считаются ценность эмоциональной отстраненности, клинического опыта, медицинского вмешательства (контроля), и работы с редкими или остро протекающими болезнями.
По мнению многих западных социологов, медицинские ценности работают против оказания высококачественных медицинских услуг. Эмоциональная отстраненность приводит к тому, что врачи лечат пациентов бесчувственно и не придают значения эмоциональным и социальным источникам и последствиям болезни. Кроме того, акцент на клиническом
опыте, хотя иногда полезный, объясняет тот факт, что врачи применяют непроверенные и клинически не подтвержденные методы лечения, не обоснованные научно, как например, попытки лечения язв (которые, как известно, вызываются бактериями) мягкой диетой и тренингом снижения напряжения (МШешоп, 1997). В то же самое время, акцент на работе с редкими болезнями (усиленный финансовой поддержкой данной практики) объясняет переизбыток специалистов и недостаток врачей службы первой медицинской помощи - тех врачей общей практики, внутренних болезней и педиатрии, к кому пациенты обращаются в первую очередь (811шше1, 1992). Хотя медицинские ценности могут снизить качество медицинского обслуживания для всех пациентов, но особенно большой вред грозит женщинам, национальным меньшинствам, бедным и пожилым людям. Точно так же, ценность эмоциональной отстраненности может объяснить, почему врачи чувствуют презрение к пациентам, которых считают слишком эмоциональными. То, насколько человек демонстрирует эмоции и как он это делает, зависит частично от культурной социализации. Наконец, ценность клинического опыта и ответственности имеет большее воздействие на указанных выше категорий пациентов. Вероятно, все эти ценности, и проблемы, которые они создают, более сильны в ходе медицинской подготовки, чем собственно в практической деятельности. Как только врачи начинают практиковать, экономические факторы заставляют их, охотно или неохотно, по крайней мере демонстрировать больше внимания к потребностям пациентов. Кроме того, те, кто постоянно работают с одним и тем же самым контингентом пациентов, постепенно приобретают более глубокие взаимоотношения с ними. И через какое-то время врач восстанавливает своё изначальное, более положительное отношения к пациентам и оказанию медицинской помощи (М1:ггаЫ, 1986).
Формирование ценностной базы медицинской деятельности является острой проблемой в западной медицине, и социологи пока только способны ее поставить, но не решить.
Признавая, в принципе, методологическую роль культурологического решения проблемы ценностей в медицине, западные социологи исследуют проблему в операциональном плане, не дифференцируя высшие и утилитаристские ценности. Ценность отождествляется с полезностью, а обращение к доказательной медицине подчеркивает позитивизм социологического подхода.
Тем не менее, смысловая конфигурация ценностей медицинской деятельности и отношения к болезни остается инвариантной как для западной, так и для отечественной социологии медицины.
Во втором параграфе третьей главы - «РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ ВРАЧА» - приведены результаты исследований, проведенных на основе разработанных автором аксиологических шкал среди студентов медицинских вузов. На основе обобщения этих результатов, диссертант приходит к выводу, что ценность профессии при её выборе может быть обусловлена несколькими факторами, связанными непосредственно с мотивацией:
1. Ценность профессии врача для личности, её развития и самоутверждения.
2. Социально ориентированная модель ценностных установок (для общества, для других людей)
3. Ориентация на цели, непосредственно не связанные с профессией, но существенные для социального статуса личности (престиж, доход и т.д.)
Эти выводы подтверждаются следующими данными.
1. Для студентов 1 курса ведущим оказался первый тип ценностной установки: а) интерес к профессии врача считают главным критерием выбора 80% это может объяснятся, как слабым знакомством с профессией врача как видом деятельности, так и оставшимися от ученических времен установками в которых ценностные ориентации, идеальные представления о личностях носителях профессии были основными знаниями о профессии; б)
представлено 33% и содержит, хотя и в абстрактном виде существенный для медицины признак, который связан с интеграцией в сам процесс деятельности ценностей как врача, так и пациента; в) третья установка представлена 21% и выражена в желании завоевания престижа с помощь профессии врача.
2. 53% опрошенных считает, что уже выбрали специальность которая станет их основной профессией, 34% такого выбора еще не сделали, а 14% ещё не думали над этим вопросом и определенных профессиональных целей не имеют.
3. По мнению студентов для самой медицинской деятельности наиболее важными являются постановка диагноза (на первом месте у 57%), правильное лечение (на втором месте у 44%), 17% опрошенных на первое место поставили достижения взаимопонимания между врачом и пациентом как необходимое условие успешного лечения. Соблюдения правил медицинской этики признают существенным фактором медицинской деятельности 5,5% (на первом месте). Ведущая сторона диагностики хорошо укладывается в современный дискурс медицины, в который однако, последнее время включаются те элементы знаний и оценок которые выработаны не в самой медицине, а в других сферах человекознания. Диагноз связан с языковой системой оценок которые накладываются на запретительные «в первую очередь» нравственные регулятивные модели взаимодействия. Сам диагноз является гносеологической системой, которая завершает, констатирует результат исследований пациентов. В настоящее время появилась возможность «наименьшего» участия врача в диагностике за счет развития технической оснащенности медицины.
4. На первом месте по значимости для медицинской деятельности по мнению студентов, оказались знания 45% (и навыки), что соответствует базовым основанием любой формы деятельности среди которых медицина по этим основаниям не отличается. Информационно познавательная сторона профессии врача является для студентов первого курса основной для
первокурсников еще не существует представление об особенностях профессии врача о её сложностях. Для них еще не сложился профессиональный стереотип связанный с ответственностью за жизнь и здоровье. Эти категории являются в начале обучения абстрактными, имеющими философский, отвлеченный от конкретики индивидуальности человека характер. При этом нужно заметить, что этическая подготовка в курсе обучения запаздывает, на первое место по значимости ее поставили 16%, а знания по медицинской этики - 5,5%. Между тем общечеловеческие ценности вошли в группу наиболее важных качеств врача. Доброта, например, выбрана 16% респондентов, они оценили это свойство как необходимое для успешного взаимодействия врача и пациента. Причем, большинство опрошенных (77%) считают, что они обладают этими качествами, но не в полной мере, 14% считают, что частично ими обладают, 13% затруднились ответить.
5. Кроме сугубо медицинских знаний, врач, по мнению студентов, должен обладать другими знаниями и умениями, на первом месте среди них (65%) названа психологическая подготовка, на втором месте идет этическая подготовка 28%. Естественные и точные науки по значимости отстают от первых двух дисциплин (16% естественные науки на первом месте и 5% точные)
То, что на первом месте оказалась психологическая подготовка может означать следующее:
1. Это результат популяризации психологических знаний на уровне массового сознания (к медицине отношения не имеет).
2. Тенденцией (пока слабо выраженной) к антропоцентрической модели подхода к изучению жизни, здоровья, болезни и смерти.
3. Пониманием роли диалогической модели взаимодействия врача и пациента (в рамках коллегиальной модели медицины).
4. Пониманием индивидуальности как ценности в качестве базовой категории медицинской деятельности.
В то же время, психологические знания, наложенные на техницистскую модель медицины могут вести только к усилению манипулятивных методов воздействия при игнорировании принципов автономии.
Этическую подготовку считают важной 28% - второе место по значимости после психологической подготовки. Этика является ценностной формой которая непосредственно включается в процесс взаимодействия врача и пациента и входит в практическую сторону медицинской деятельности.
К шестому курсу у студентов происходят изменения ценностных ориентации в пользу утилитарных ценностей, усиливается прагматический подход к интериоризации профессиональной роли. Однако, эти изменения не носят качественного характера, величина изменений по использованным шкалам оказалась в пределах погрешности. Это позволяет говорить об инварианте ценностных установок, присущих профессиональной роли врача.
В заключении делаются выводы и даются рекомендации по применению ценностного подхода в других направлениях социологии медицины.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Канищева О.В. Принцип гуманизма в медицинеУ/Нравственные проблемы современности. Всесоюзная конференция молодых ученых. Минск, 1983 - 0,4 п.л.
2. Канищева О.В. Аксиологический аспект исследования культуры// Наука и философия. Ростов, 1985 - 0,5 п.л.
3. Канищева О.В. Религия и медицина в современном мире. //Методология научного познания. Вып.2 Научные труды. Волгоград, 1986 - 0,5 п.л.
4. Канищева О.В. Культура и личность врача. //Конференция молодых ученых Волгоградского государственного медицинского института. Волгоград, 1987 - 0,3 п.л.
5. Канищева О.В. Роль ценностного подхода в преподавании религиоведения иностранным учащимся (специфика медицинского вуза). Волгоград, 1987 - 0,2 п.л.
6. Канищева О.В. Личность врача в современной культуре// «Актуальные проблемы медицины». Волгоград, 1994 - 0,4 п.л.
7. Канищева О.В. Личность в условиях аномии: категории жизни и смерти в кризисном сознании. //Личность и общество. Волгоград, 1995-0,5 п.л.
8. Канищева О.В. Социобиологическая концепция личности: аксиологический смысл.// Философский альманах №2. Волгоград, 1996 - 0,4 п.л.
9. Канищева О.В. Теория конфликта: социально - психологический аспект. Волгоград, 1997 -1 п.л.
10. Канищева О.В. Ценностный аспект социально - психологической адаптации иностранных учащихся в медицинском вузе. // Проблемы адаптации иностранных студентов. Волгоград, 1998 - 0,4 п.л.
11. Канищева О.В. Сформируют ли отечественные СМИ установку на профессиональную патриотическую деятельность? //Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое, настоящее, будущее России. - Волгоград, 1999 - 0,3 п.л.
12. Канищева О.В. Социальные аспекты медицинской деятельности //XXI век: будущее России в философском измерении. -Екатеринбург, 1999 - 0,5 п.л.
13. Канищева О.В. Социально-психологические аспекты изучения проблем молодежиУ/Социализация молодежи как условие реализации государственной молодежной политики. - Волгоград, 2000-0,2 п.л.
14. Канищева О.В. Ценностные аспекты взаимодействия врача и пациентаУ/Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия.
Р20 770
//Ш Российский философский конгресс. Ростов-на Дону, Т.2, 2002 -0,3 пл.
15. Канищева О.В. Изменение ценностного контура медицинской деятельности в современном мире.// Гуманитарное образование и медицина. Сборник научных трудов. Том.60. Вып.1. Волгоград, 2003.-0,4п.л.
РНБ Русский фонд
2005-4 18862
Подписано в печать 14.10.04 Формат 60x84/16.Бумага офс. Гарнитура Times. Усл.-изд. л. 1,1. Тираж 100 экз. Заказ №108. Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия 400074, Волгоград, ул. Академическая, 1, оф В-114/2. Сектор Оперативной полиграфии.
Оглавление диссертации Канищева, Ольга Владимировна :: 2004 :: Волгоград
Введение.
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
1.1 КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход к
ЦЕННОСТНЫМ ПРОБЛЕМАМ МЕДИЦИНЫ.
1.2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНЕ.
1.3. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНЕ.
Глава 2. БИНАРНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕДИЦИНЕ.
2.1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.2. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ.
Глава 3. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ ВРАЧА.
3.1. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ.
3.2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ.
Введение диссертации по теме "Социология медицины", Канищева, Ольга Владимировна, автореферат
Актуальность темы исследования, определяется непростой ситуацией, сложившейся в отечественной медицине в последние годы. Коммерциализация? медицинской деятельности поставила под сомнение традиционные ценности врачебной профессии. Кроме того, длительный период существования бесплатной медицинской помощи сформировал настолько устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, что переход на рыночные отношения в здравоохранении; стал безусловным разочарованием для людей, каждый из которых является актуальным или потенциальным пациентом.
Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на? котором настаивал еще Т.Парсонс, были поставлены под сомнение. Это вызвало недоверие к врачам, а заодно и к власти, проводящей соответствующие реформы.
С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение - со страховых компаний или с самих пациентов, независимо от того, способны ли объекты медицинской помощи оплатить предоставленные услуги.
И, наконец, с третьей стороны, возникла проблема подготовки медицинских кадров. Не в плане профессиональных знаний, а в отношении тех ценностных установок, которые: интериоризируются личностью в процессе обучения медицинской профессии. Прежняя«модель воспитания в духе высших духовных ценностей, которые затем: служили основанием для формирования операциональной ценностной структуры личности, уже не работает. А утилитаристский подход противоречит, как национальной традиции, так и представлениям о социальном статусе врача.
В ситуации аксиологической дезориентации в медицине, очевидно, нельзя обойтись данными прикладных исследований, чтобы решить проблему. Необходимо изучить методологические основания медицинской аксиологии и сделать выводы об их социологических следствиях.
Степень разработанности проблемы. Аксиологическая проблематика в современной науке является одной из самых популярных. В то же время существует известный разрыв между теоретическими изысканиями и, их социологической интерпретацией: Нам представляется, что преодолеть этот разрыв можно в категориальном поле социологических теорий среднего уровня, к которым. как раз и относится социология медицины. Для такого исследования; необходимо обратиться к следующим направлениям в науке о ценностях.
1. В культурологии^ а лучше сказать - в философии культуры, приянто считать, что ценности образуют единую систему, действующую по типу живого организма, где есть главный системообразующий фактор, который» интегрирован в каждой подсистеме, этот фактор представляет не только идеальное образование, но и воплощен в материальном; носителе, организующем социальную жизнь. Все вместе эти системы образуют очень устойчивые конфигурации, которые меняются на протяжении жизни нескольких поколений и для современников • изменений не всегда заметны и тем долее осознаваемы. Наиболее интересными в этом плане представляются работы O.F. Дробницкого, Р. Гвордини, А. Моля, Э. Кассирера, B.G. Степина.
2. Социологическое понимание ценностей: подразумевает их анализ через категории социальной реальности, в которую входят в качестве основных структур само; общество, его основные единицы структуры, группы, индивиды как носители социальных отношений. В теории функционализма, символического интеракционализма и многих других ценности! рассматриваются как реальности, обеспечивающие единство общества как целостной системы. Наибольший интерес для нашего исследования представляли работа таких авторов как Т. Парсонса, Я. Щераньского, П. А. Сорокина.
3. В биоэтике проблема ценностей медицины является центральной, но, несмотря на высокую ценность существующих исследований, они,, в известной степени абстрагируются от рассмотрения аксиологического поля в целом, сосредотачивая свое внимание на моральной стороне медицинской деячтельности; Тем не менее мы обнаружили много ценных идей в работах таких авторов как Б.Г.Юдин, П:Д.Тищенко, Х.Тирас, И:В.Силуянова и др.
4. В западной социологии! медицины аксиологический анализ представлен в основному в утилитаристском ключе. Прагматический подход допускает иные направления исследования, но сам их не содержит. Здесь наиболее яркими примерами являются исследования Mishler, 1990, Elliot Freidson,1970, Fadiman,1997, Scully, 1994, Lorber, 1984, Bodenheimer, 1999, Stimmel; 1992, Naylor, 1995, Leape, 1994, Feudtner, 1997. В отечественной социологии медицины мы можем сослаться только на труды А.Решетникова, С.Ефименко, О.Щепина, И.Чудиновой.
Таким образом, имеется достаточно развитая методологическая база! для исследования социологического смысла проблемы ценностей в медицине и, в то же время, нет работ, которые были бы специально посвящены этой теме.
Цель исследования — выяснить специфику ценностного поля; медицины для оптимизации процесса' подготовки и функционирования! социальной группы врачей.
Цель исследования реализуется в решении следующих научных задач:
- * описать методологию ценностного подхода в социологии медицины (культурологическое и социологическое направление); объяснить социальную обусловленность ценностей в медицине; проанализировать бинарность ценностных отношений в медицине (ценности врачебной деятельности и ценностное отношение к болезни); показать способы применения аксиологических методик к изучению процесса становления врача - на материале западных и отечественных конкретных социологических исследований.
Методология исследования основана на теоретическом синтезе культурологического и социологического подходов. В диссертации используются общенаучные методы - системный подход, структурно-функциональный' анализ, а также методы постмодернистской социологии культуры. В работе над третьей главой диссертации» автор использовал методы конкретных социологических исследований - анкетирование, интервью, наблюдение.
Объект исследования - система взаимоотношений в медицине (врачи и пациенты).
Предмет исследования - ценности медицинской деятельности и ценностное отношение к болезни.
Гипотеза исследования. Ценности в медицине имеют биосоциальную природу, однако, в процессе технологических и социально-экономических перемен в обществе, актуализируется именно их социальная составляющая. При этом; наблюдается вытеснение высших духовных ценностей как установок на приобретение врачебной профессии Г утилитарными ценностными ориентациями. С одной стороны, это необходимо и оправдано, поскольку медицина как социальный институт претерпевает те же изменения, что и другие институты общества. С другой стороны, должна существовать мера деформации ценностного поля, превышение которой элиминирует профессиональную специфику медицинской деятельности. Диссертант предполагал доказать, что существует генетическая связь между высшими и! утилитарными ценностями в медицинской: деятельности, превалирование одних над другими носит периодический характер и соответствует макросоциальным изменениям. Базовое медицинское образование должно быть ориентировано на высшие ценности профессии -гуманизм, альтруизм, самоотверженность, автономию личности.
Операциональные ценности усваиваются в ходе клинической практики только на основе базовой персонифицированной ценностной системы.
Научная?новизна исследования!состоит в объяснении соотношения; высших и утилитарных ценностей медицинской деятельности как первичных и вторичных, независимо от изменения макросоциальной ситуации! остающихся; статусными* для врача, а также в экспликации механизма; их интериоризации в процессе становления врача:
Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту:
1. Вокруг медицины складывается несколько слоев ценностей: а) представление о том; какой должна быть медицина (идеал), б) представление о личности врача, исходящее из идеального образа, в) ценностные суждения опережающие уровень научных знаний; существующих на данный момент, г) социокультурная; среда; влияет на объяснительные схемы! принятые: в медицине, которые входят в деятельность врача.
2. Деятельность со стороны профессионала;, обращенная? к частному интересу пациента традиционно осуждалась в обществе в угоду установлениям; институтов и нормативам, которые должны были поддерживать определенную тенденцию развития общественной системы. Изменение нормативов вызвало и изменение оценок действий врача: Но эта закономерность касается только норм медицины как института.
3. Одно из противоречий современной ситуации встречи врача и пациента состоит в том, что сталкиваются две разные системы оценивания деятельности и ее результатов - нормативная и ценностная. Нормативная! охватывает и*фиксирует ситуацию «здесь * - теперь», являясь одномерно -плоскостной, ценностная? - несколько сфер; встроенных друг в. друга и настолько переплетенных, что предпочитаемая пациентом - для; врача может теряться:
4. Спецификой ценностной стороны медицинской деятельности является* следующие: а) сам способ объяснения болезни входят в деятельность как ее компонент; б) во взаимодействии, врача и пациента происходит обмен ценностями; в) этическое: знание, ценностное по существу, является! необходимым элементом! практической врачебной деятельности; т.е. само действует как фактор лечения. 5
5 iФормирование ценностной базы медицинской деятельности является острой проблемой в западной медицине, и социологи пока только способны ее поставить, но не решить. Признавая, в принципе, методологическую роль культурологического решения проблемы ценностей; в медицине, западные социологи исследуют проблему в операционалном плане, не дифференцируя высшие m утилитаристские ценности; Ценность отождествляется с полезностью, а обращение: к доказательной медицине подчеркивает позитивизм; социологического подхода: Тем не менее, смысловая конфигурация < ценностей медицинской деятельности и * отношения к болезни остается? инвариантной* как для западной, так и для отечественной социологии медицины.
6. Интерес к профессии врача у абитуриентов медицинских вузов коррелируется с приписыванием данной? профессии высших общечеловеческих ценностей; У выпускников эта ориентация меняется в пользу утилитарных ценностей.; хотя они и не вытесняют полностью базовые установки; Поэтому необходимо- специальное воздействие; агентов социализации^ по? актуализации? для студентов-медиков связи базовых (высших) и прикладных (утилитарных) ценностей;
Теоретическая и практическая! значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть основой для аксиологической; составляющей? непрерывного медицинского образования: Они также являются методологической базой для < разработки программ исследований в t социологии медицины (образ врача, институциональный статус медицины , критерии профессионального отбора в медицине и т.п.). Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах философии, культурологии, биоэтики, социологии и психологии в медицинских вузах и системе постдипломного медицинского образования.
Апробация работы. Диссертант представлял результаты исследования на научно-практических конференциях различного уровня. По материалам исследования опубликовано 15 научных работ. Имеются акты внедрения на разработанные и прочитанные диссертантом учебные курсы по проблеме исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации 156 страниц. Содержит 14 рисунков, 7 таблиц. Список литературы включает 138 источников.
Заключение диссертационного исследования на тему "Ценности и оценки в социологии медицины"
Вывод
Формирование ценностной базы медицинской деятельности является острой проблемой в западной медицине, и социологи пока только способны ее поставить, но не решить.
Признавая, в принципе, методологическую роль культурологического решения проблемы ценностей в медицине, западные социологи исследуют проблему в операционалном плане, не дифференцируя высшие и утилитаристские ценности. Ценность отождествляется с полезностью, а обращение к доказательной медицине подчеркивает позитивизм социологического подхода.
Тем не менее, смысловая конфигурация ценностей медицинской деятельности и отношения к болезни остается инвариантной как для западной, так и для отечественной социологии медицины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Происходящие в обществе изменения социального плана (экономические, политические, структурные) касаются: всех его сфер; но в разной: степени; Одни структуры являются более устойчивыми, другие изменяются быстро в короткие исторические сроки (10-20 лет).
Параметры» любой деятельности в том числе и медицинской определяется как кратковременными факторами (кризисные нестабильное существование общества), так и долговременными,такими, как национальная традиция, менталитет. Некоторые из них сформировались достаточно давно и продолжают влиять на реализацию, упешность деятельности врача, отчасти сдерживая ее развитие. Другие факторы в настоящее время только формируются на деятельность врача не оказывают, хотя и являются перспективными для ее динамики.
В последние годы комерциализация медицинской* деятельности поставило под сомнение издавно сложившееся ценности профессии врача. Довольно долгии период существования г бесплатной медицинской' помощи привел к тому, что появились очень устойчивые ориентации в общественном сознании связанные с патерналистской модели.
Принцип альтруизма был поставлен под сомнение следовать ему на практике оказалось крайне сложно для профессионала врача. И это в свою очередь стало вызывать нарекание недоверие к врачу и подозрительное отношение к реформам здравоохранения проводимых властью. Следствием этих изменений стало ситуация; ролевого конфликта для врача, поскольку многие ценности, традиционно присуще: медицине были поставлены под сомнение.
Профессиональная подготовка врача осуществляемая высшим медицинским учебным заведением подразумевает не только накопление и интеграцию знаний и навыков, но и выработку особого эмоционального, ценностно оценочного отношения к о «объекту» деятельности. Профессиональное становление врача является одновременно и личностным становлением, т.е профессии является для ее носителя (врача) не тлько способ интеграции в интегральную структуру, но и способ приобретения высокого личного статуса не только в группе профессионалов, но и среди представителей других профессий. Престижность профессии врача остается значимым фактором выбора професси не смотря на трудности медицинского образования и не высокого в перспективе материального вознаграждения. Прагматические и утилитарные ценности, хотя и становятся главными к концу обучения (на 6 курсе), полностью не вытесняет базовых ценностей и культуры вцелом и медицины, как её элемента. В настоящее время появились новые возможности и способы для ценностной интеграции медицины в социальное целое. Для реализациии этой программысоздаются теоретические и практические модели нравственной регуляции медицинсой ценности. Одним из таких интегративных регуляторов является биоэтика, которая сосредоточивает свое внимание в основном на оной из форм ценностного сознания, а именно моральной стороне медицинской деятельности.
Конкретные социологические исследования проводимые специалистами разных уровней имеют серьёзное прикладное значение, однако остается проблема создания теоретической модели для социологического исследования проблемы ценностей в медицине.
Список использованной литературы по медицине, диссертация 2004 года, Канищева, Ольга Владимировна
1. Аверинцев C.G. - Два рождения европейского рационализма и простейшие реальности литературы //Человек в системе наук. - М.: Наука. 1989-504с.
2. Автономова Н.С. Структуралистический психоанализ Ж. Лакана // Французская философия сегодня: Анализ немарксистских концепций / М. Грецкии, Н. Автономова, Л. Филиппов и др. - М.: Наука, 1989 - 264 с.
3. Адлер А. Понять природу человека - СПб., 1997 - 156 е., с. 20-38
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
5. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. -Н.Новгород, 1998.
6. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990.-367 с.
7. Анохин П.К Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.
8. Анохин П.К. Философские теории функциональной системы: Избр. тр. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
9. Арон Р. Этапы развития социологической мысли /Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа "Прогресс" -"Политика", 1992. - 608 е., с. 514-517, 520
10. Бабосов Е.М. Социология образования // Социология: Энциклопедия. -Мн.: Книжный Дом, 2003. С.1051-1055 (1312 е.).
11. Бархатов В.Ю., Протасов А.М., Путилов Г.П. Некоторые особенности развития высшего образования в России. М., 2000. - 44 с.
12. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985-203 с.13