Автореферат и диссертация по медицине (14.00.18) на тему:Психические расстройства у адептов современных религиозных культов ("сект"), использующих дезадаптивные методы воздействия на личность
Оглавление диссертации Бондарев, Николай Васильевич :: 2006 :: Москва
Введение.
Глава I. Феноменология психических расстройств у последователей религиозных культов («сект»). Обзор литературы.
1.1. Описание психических расстройств, наблюдавшихся у последователей «сект» в России вплоть до начала XX века.
1.2. Психические расстройства, отмечающиеся у адептов новых религиозных культов («сект») на современном этапе
1.2.1. Исследования зарубежных специалистов.
1.2.2. Опыт изучения проблемы отечественными авторами.
Глава II. Материал и методы исследования.
2.1. Общая характеристика объекта исследования.
2.2. Методы исследования.
Глава III. Психосоциальные факторы, влияющие на приобщение к современным религиозным культам («сектам»).
3.1. Предикторы вовлечения в современные религиозные культы («секты»).
3.2. Предрасполагающие социальные факторы и мотивации присоединения к деятельности современных религиозных культов («сект»)
3.2.1. Макросоциальные факторы.
3.2.2. Микросоциальные факторы.
3.2.3. Мотивации вступления в современные религиозные культы (секты»).
Глава IV. Проблемы психического здоровья и социально-психологического функционирования у вовлеченных в современные религиозные культы («секты»),
4.1. Социально-психологические изменения, возникающие в процессе вовлечения в современные религиозные культы («секты»).
4.1.1. Роль дезадаптивных методов, используемых в современных религиозных культах, и группового влияния в развитии социально-психологических изменений, отмечавшихся у обследуемых.—
4.1.2. Последовательность развития социально-психологических изменений у адептов современных религиозных культов («сект»).
4.2. Структура и динамика психических и поведенческих расстройств у вовлеченных в современные религиозные культы («секты»).
4.2.1. Структура психических и поведенческих расстройств у вовлеченных в практику современных религиозных культов («сект»).
4.2.2. Динамика психических и поведенческих расстройств в зависимости от уровня вовлечения в деятельность современных религиозных культов («сект»).
4.2.3. Дифференциация психопатологии и «нормативности» вероучений современных религиозных культов («сект»).
Глава V. Возможные методы и организационные формы психолого-психиатрической помощи адептам современных религиозных культов («сект»).
5.1. Правовые аспекты при оказании помощи пациентам, покинувшим современные религиозные культы.
5.2. Основные принципы в оказании психолого-психиатрической помощи адептам современных религиозных культов («сект»).
Введение диссертации по теме "Психиатрия", Бондарев, Николай Васильевич, автореферат
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. С конца прошлого столетия в Российской Федерации отмечается рост числа современных религиозных культов («сект»). Одновременно увеличивается количество обращений в психиатрическую службу лиц, вовлеченных в деятельность «сект». Представители следственных органов, прокуратуры, общественных организаций все чаще стали обращаться в судебно-психиатрическую службу с просьбой проведения экспертиз в отношении адептов современных религиозных культов, являющихся обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями в гражданских или уголовных делах.
Как отечественные, так и зарубежные специалисты посвящают ряд публикаций проблеме возникновения психических расстройств, связанных с вовлечением лиц в деятельность современных религиозных культов («сект»). Часть исследователей рассматривает в этих публикациях су-дебно-психиатрический аспект (Лунц Д.Р., Морозова Н.И., Фелинская Н.И., 1966; Антонян Ю.М., Гульдан В.В., 1991; Кондратьев Ф.В., 1995 -2000; Кудрявцев И.А., 1999; Дмитриева Т.Б., Иммерман K.JL, Кондратьев Ф.В., 2001; Гурьева В.А., Макушкин Е.В., 2001). Другие публикации касаются темы дезадаптивных методов воздействия на личность, применяемых в деструктивных культах (Целикова В.В., 1996, 1997; Волков Е.В., 1996, 1999; Скородумов А.А., 1996, 1999; Hunter Е., 1953; Lifton R., 1961; Deutsch А., 1980; Longone М., 1993; Singer М., Lalich J., 1995). В некоторых работах затрагивается структура психических нарушений (Короленко Ц.П., 1995; Макушкин Е.В., 1995; Полищук Ю.И., 1995, 1997; Положий Б.С., 1996, 1998; Клембовская Е.В., 1998; Кондратьев Ф.В., 2000, 2001; Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000; Гурьева В.А., Вострокнутов Н.В., Макушкин Е.В., 2001; Clark J., 1979; Galanter М., 1982, 1990; Frank М., 1992; Remschmidt Н., 1992). Психологическая и социальная дезадаптация вовлеченных в культы также описывается в публикациях по данной проблеме (Куликов Л.В., 1999, 2000; Снетков В.М., 2000; Barker Е., 1997; Cialdini R.,
2000; Myers D., 2002). Обеспокоенность проблемой расширенных суицидов адептов отражена в ряде статей (Hall J., 1987; Thibodeau D., Whiteson L., 1996; Wright S.A., 1996; Abgrall J. M., 1999).
Озабоченность по поводу феномена сектантства не раз выражало Европейское сообщество (1992, 1996, 1999, 2001), высказывая в своих резолюциях обеспокоенность незаконными действиями сект, направленных против социальных, имущественных, юридических свобод граждан и особенно в отношении причинения вреда здоровью, в том числе психическому. В этой связи Европарламент призывает создать государственные организации для помощи жертвам деструктивных культов и членам их семей.
Существование факторов риска, причинения вреда здоровью при вовлечении в современные религиозные культы отражено в правительственных документах Российской Федерации. В утвержденной 17.12.1997 г. Указом Президента РФ № 1300 «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» особо отмечается «необходимость учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России». В Постановлении Правительства РФ № 600 от 17 мая 1996 года о «Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью» выделен специальный фрагмент 2.6.4., в котором, в частности, предписывается обобщить материалы о социальных и медицинских последствиях деятельности в России нетрадиционных для нее религиозных организаций. Эти положения также сохраняются в «Концепции национальной безопасности» РФ, принятой 10 января 2001 года.
На основании этого Постановления Правительства Минздравмед-пром РФ издал приказ № 294 от 23 июля 1996 года «Об упорядочении проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций».
Серия отдельных судебно-психиатрических экспертиз и медицинских заключений о деятельности тех или иных современных религиозных культов, проведенных в ГНЦ судебной и социальной психиатрии им. В.П. Сербского и конкретно показавших факты причинения вреда здоровью их адептам, была обобщена в аналитическом обзоре «Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте» (2000).
В последние несколько лет все чаще появляются публикации, указывающие на необходимость учитывать вовлеченность пациентов, поступающих для обследования, лечения или решения экспертных вопросов, в деятельность тех или иных деструктивных религиозных культов (Дмитриева Т.Б., 2001; Харитонова Н.К., Королева Е.В., Малкин Д.А., 2003; Кондратьев Ф.В., 2004). Многие авторы также указывают на сложность дифференциальной диагностики между «нормативностью» учения секты и психопатологией, и на возможность причинения вреда здоровью адептов, и, прежде всего, психическому (Кондратьев Ф.В., Харитонова Н.К., Королева Е.В., Шамирова М.В., 2000; Кондратьев Ф.В., 2001-2005; Положий Б.С., 2001; Лащинина Ю.А., 2002; Смирнова Т.А., Лазько Н.В., 2002; Смирнова Т.А., Цыро И.В., Туденева Т.Н., 2003; Малкин Д.А., 2004).
Несмотря на обозначенную на международном и федеральном уровнях проблему причинения вреда здоровью граждан, связанную с деятельностью «сект», и ряд современных публикаций, подчеркивающих актуальность этой проблемы, в Российской Федерации психолого-психиатрический аспект этого вреда и предпосылок к его возникновению в достаточно глубоком объеме не исследовался. Имеющиеся многочисленные зарубежные исследования на эту тему не могут в полной мере соответствовать российской действительности в силу отличия социо-куль-туральных, традиционно-ментальных и других особенностей.
Необходимость получения в соответствии с рекомендациями Совета Европы и научно-практическими запросами информации о мотивации приобщения к деятельности новых религиозных культов, о предпосылках возникновения у адептов психопатологических проявлений, о структуре психических расстройств, а также определения форм и методов психолого-цсихиатрической помощи вовлеченным в культы обуславливает актуальность настоящей работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель работы — определение сущности психических расстройств у адептов «сект», обратившихся за психиатрической помощью или психологическим консультированием в период (или сразу после) участия в деятельности современных религиозных культов («сект»), а также определение форм и методов оказания психолого-психиатрической помощи вовлеченным в культы.
Задачи:
1) Выявление личностных особенностей адептов, способствующих их вовлечению в современные религиозные культы.
2) Установление социально-психологических факторов и обусловленных ими мотиваций приобщения к современным религиозным культам.
3) Описание феноменологии психических расстройств у адептов «сект», возникших в период (или сразу после) участия в деятельности современных религиозных культов.
4) Определение адекватных методов и организационных форм психолого-психиатрической помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных культов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В представленной работе выявлен ряд новых научных данных, раскрывающих феноменологию психических расстройств у последователей современных религиозных культов. Впервые на большом фактическом материале изучены социально-психологические причины, способствующие вовлечению в культы. Определены мотивации присоединения к этим религиозным группам. Примененные впервые (при обследовании адептов культов, в единой модификации JI. Н. Собчик) методы: цветовых выборов Люшера, портретных выборов Сонди и Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) - позволили выявить характерные премор-бидные черты личности адептов. Рассмотрены вопросы дифференциации основополагающих идей современных религиозных культов и психических расстройств, диагностированных у адептов.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты исследования могут быть использованы в работе государственных организаций при оказании помощи пострадавшим от деятельности современных религиозных культов в плане применения более адекватных форм медицинской (психолого-психиатрической) помощи с учетом применяемых в «секте» методов воздействия на личность. Выявленные социально-психологические предпосылки и мотивации приобщения к деятельности «секты», а также преморбидные черты личности адептов могут учитываться при проведении социальной реабилитации и профилактики суицидального поведения адептов. Установление феноменологических особенностей психических расстройств, возникающих в период активного участия в деятельности секты, и их отличия от воспринятой адептом «нормативности» культового учения и модуса поведения может быть использовано для дифференциального диагноза в процессе проведения судебно-психиатрических экспертиз по уголовным и гражданским делам, в которых адепты участвуют в качестве обвиняемых, свидетелей или потерпевших, а также для постановки органами юстиции вопроса о причинении вреда здоровью адептам от деятельности неокульта.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. Вовлеченность лиц с психическими расстройствами в деятельность современных религиозных культов оказывает негативное влияние на проведение лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий в отношении этих больных.
2. Мотивации присоединения к деятельности современных религиозных неокультов способствует совокупность определенных преморбид-ных личностных свойств, нестабильная социальная ситуация, а также наличие психопатологических проявлений.
3. Дезадаптивные методы воздействия на личность, использующиеся религиозными «сектами» в отношении своих адептов, приводят к нарушению у них социальной адаптации, смене жизненных стереотипов и создают предпосылки для первичного развития или усугубления уже имеющихся психических и поведенческих расстройств.
4. Психические нарушения у адептов современных религиозных культов имеют полиморфный характер с доминированием развития зависимого расстройства личности. Психопатология определяется как психическими нарушениями, развившимися во время (или сразу после) участия в практиках культов, так и обострением симптоматики психических заболеваний, имевших место до присоединения к «секте».
5. Социально-психологические и психические расстройства у адептов «сект» имеют закономерное развитие, в соответствии с выделенными в исследовании уровнями взаимодействия с культом.
6. Психолого-психиатрическую помощь вовлеченным в современные религиозные культы целесообразно строить на комплексной основе. Организация работы терапевтического клуба бывших членов «сект» наряду с лечебно-диагностическими и информационно-консультативными мероприятиями создает условия для профилактики психических расстройств и суицидального поведения пациентов, а таюке способствует формированию социальных навыков утерянных за время нахождения в культе.
10
Заключение диссертационного исследования на тему "Психические расстройства у адептов современных религиозных культов ("сект"), использующих дезадаптивные методы воздействия на личность"
ВЫВОДЫ
1. Преморбидными чертами личности пациентов, вовлеченных в культы, являются: повышенная внушаемость, тревожность в сочетании с зависимыми, шизоидными и ригидными чертами личности.
2. Социальные факторы способствующие приобщению к культу:
- социальный кризис;
- деструктивно-конфликтный тип семейных отношений;
- вынужденная миграция;
- ситуация развода;
- социальная депривация в первый год учебы вне дома;
- актуальная соматическая патология пациента;
- смерть (или тяжелая болезнь) близких.
3. Мотивации присоединения к «секте» имеют психологический и психопатологический характер и существенно влияют на способность покинуть культ. Выходу из религиозной группы способствует наличие у пациентов психологически осознанных мотиваций (в том числе рационалистических) присоединения к «секте».
4. Установлены четыре динамических варианта взаимодействия с современными религиозными культами (три уровня нарастающего вовлечения в «секту» и посткультовый период). Структура и динамика социальных и психологических изменений у адептов соответствует четырем уровням взаимодействия с «сектой».
4.1. Начальный уровень включает интенсивное погружение адепта в жизнь культовой группы с резкой сменой привычного уклада жизни, сравнимой с социальным шоком.
4.2. Уровень выраженных изменений проявляется в усилении воздействия дезадаптивных методов на личность, приобретение групповых стереотипов мышления с потерей самоидентификации и формированием зависимости от культа.
4.3. Уровень полной идентификации с культом характеризуется сформированностью стереотипов поведения, мышления и эмоционального реагирования на внесектантский мир только на основе «нормативности» культового вероучения. Происходит разрыв социальных связей, семейных отношений с перемещением интересов личности исключительно на деятельность «секты». Критическое осмысление происходящего в культе почти полностью отсутствует, что приводит адептов к идентификации с религиозной «сектой».
4.4. Посткультовый период проявляется нарушениями социальной адаптации, трудностями в межличностных отношениях, нерешенными правовыми, имущественными, семейными вопросами и проблемами соматического здоровья, возникшими за время пребывания в культе.
5. Феноменология психопатологии и поведенческих расстройств у пациентов, отмечаемая в период (или сразу после) участия в деятельности современных религиозных культов, показала соответствие психических расстройств уровням взаимодействия с «сектой».
5.1. На первом уровне вовлечения в культ отмечается нарастающий астенический синдром, как следствие примененных дезадаптивных методов воздействия на личность адептов. При массовых культовых практиках наблюдаются острые психотические состояния, требующие медицинской коррекции.
5.2. На втором уровне, при усилении воздействия дезадаптивных методов на личность, отмечается психотическая симптоматика во время проведения групповых занятий. Выявляются иллюзорные и галлюцинаторные нарушения восприятия, стереотипность мышления с доминированием в сознании пациентов идей культового вероучения.
5.3. Третий уровень выявляет наличие психотических состояний и вне массовых собраний членов культа. Отмечаются глоссолалии, ступороз-ные и экстатические состояния с падениями, судорогами, потерей контакта с окружающей действительностью. Потеря самоидентификации соответствует зависимому расстройству личности с полным выполнением предписаний культа во всех сферах жизнедеятельности.
5.4. Посткультовый период характеризуется наличием иррациональных культовых фобий, нарушениями сна, колебаниями настроения, возобновлением психических и поведенческих расстройств при напоминании о практиках покинутого пациентом культа.
6. Вовлечение в современные религиозные культы оказывает не благоприятное влияние на течение психических заболеваний как имевших место до присоединения к «секте», так и развившихся после (или во время) вовлечения в культ.
7. Методы и организационные формы психолого-психиатрической помощи вовлеченным в современные религиозные культы должны строятся по определенному алгоритму:
- лечебно-диагностическая работа с учетом уровня вовлечения в культ, степени его деструктивности, отграничения психопатологии от фабулы вероучения «секты»;
- последовательное наблюдение пациентов на различных этапах реабилитации с использованием данных о преморбидных свойствах личности и ситуационных факторах, позволяет проводить работу по индивидуальному плану;
- работа с родственниками адептов создает условия для формирования терапевтической среды и налаживанию внутрисемейных отношений;
- наблюдение обследуемых в государственном психолого-консультативном центре увеличивает самообращаемость пострадавших и своевременное начало реабилитационных мероприятий;
- создание терапевтического клуба экс-культистов является промежуточным этапом между «сектой» и самостоятельной жизнью, что способствует быстрейшей социальной адаптации пациентов, профилактике суицидального поведения и формированию устойчивой ремиссии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди пациентов, обращающихся за психиатрической помощью, выявляется все большие число лиц, вовлеченных в деятельность современных религиозных культов («сект»). Увеличивается количество судебно-психиатрических экспертиз по уголовным делам, где свидетелями, потерпевшими или обвиняемыми являются адепты религиозных «сект».
При проведении экспертной и лечебной работы в отношении данных пациентов возникают определенные сложности при постановке диагноза и выборе мер реабилитации. Это делает актуальным получение сведений о преморбидных личностных свойствах вовлеченных в культы, социальной ситуации, способствующей присоединению к «секте», и мотивациях вступления в культ. Также представляется актуальным определение сущности психических расстройств у адептов и установление возможных мер психолого-психиатрической помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных культов.
Феномен религиозных культов, или «сект», наблюдался с середины прошлого столетия в развитых странах Юго-восточной Азии, Америки и Западной Европы. (Clark J., 1979; Galanter М., 1989, 1990; Frank М., 1992; Remschmidt Н., 1992; Barker Е., 1997; Cialdini R., 2000 и др.). Дальнейшие исследования выявляют деструктивные признаки современных религиозных культов, их тоталитарность, использование дезадаптивных методов воздействия на личность, негативные последствия для здоровья адептов, в том числе психического (Lifton R., 1961, 1999; Singer М., Lalich J., 1995; Longon M., 2001 и др.).
R. Lifton выделяет следующие восемь критериев деструктивного религиозного культа:
- средовой контроль (контроль жизненной среды с проникновением в сознание человека определенных групповых представлений, постепенно начинающих управлять его внутренним диалогом);
- передергивание языка (использование словесных ресурсов с целью ограничения мышления членов группы абсолютными, черно — белыми клише, понятными только членам группы);
- требование чистоты (установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию атмосферы вины и страха);
- культ исповеди (предписание признаваться в любой мысли или действии, не соответствующих групповым правилам и нормам, полученная при этом информация не забывается, а используется в целях контроля);
- мистическое манипулирование (демонстрация спонтанных событий, как «сверхъестественных»);
- доктрина выше личности (навязывание верований группы впроти-вовес опыту, сознанию и целостности личности);
- священная наука (вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповых догм, что не оставляет места для каких — либо вопросов и альтернативных точек зрения);
- раздельное существование (вера в то, что члены группы имеют право на существование, а критики и диссиденты, не имеют).
Европейское сообщество, учитывая негативные последствия деятельности современных религиозных культов («сект») в отношении имущественных, социальных, юридических и медицинских вопросов граждан, не раз выражало свою озабоченность в связи с феноменом «сектантства» (резолюции Европарламента 1992, 1996, 1999, 2001).
Ряд европейских стран был вынужден проводить реформу законодательной базы в области психологического насилия и манипулирования сознанием, приводящих к психическим расстройствам, в связи с использованием этих методов деструктивными религиозными культами (Gondau Т., 2001; Ogord Y., 2001; Vivien А., 2001 и др.).
В России религиозные культы («секты») начинают действовать с начала 90-х годов пошлого столетия. Достаточно быстро проявляется отмечаемый зарубежными специалистами деструктивный характер религиозных «сект», определяемый также отечественными учеными (Кондратьев Ф.В., 1994, 1995; Полищук Ю.И., 1994; Положий Б.С., 1994 и др.). Ряд исследований показывает негативный характер деятельности современных религиозных культов («сект») в отношении психического здоровья адептов (Кондратьев Ф.В., 1995-2005; Попов Ю.В., Вид В.Д., 1997; Клембов-ская Е.В., 1998; Гиндикин В.Я., 2001; Дмитриева Т.Б.,2001; Макушкин Е.В., 2001 и др.). Отмечается повышение удельного веса психопатологии, выявляемой у последователей «сект». Увеличивается также число судеб-но-психиатрических экспертиз, где свидетелями, потерпевшими или обвиняемыми являются пациенты, вовлеченные в современные религиозные культы («секты»).
В связи с этим проблема психического здоровья, связанная с деятельностью религиозных культов («сект»), становится насущной для современной психиатрической науки.
Это послужило мотивом к исследованию психических и поведенческих расстройств у последователей современных религиозных культов («сект»).
В соответствии с целью и задачами работы был отобран клинический материал для исследования. Методы исследования подбирались с целью всестороннего изучения поставленных в исследовании задач. Соблюдался принцип соотношения проективных и непроективных методов исследования.
В работе проведено сравнительное исследование двух групп испытуемых: пациентов, самостоятельно покинувших религиозные культы, и адептов «сект». Данная работа отражает социально-демографические показатели групп обследуемых, статистическую обработку полученных данных и корреляции по различным показателям.
В исследовании показана актуальность изучения преморбидных личностных свойств вовлеченных в современные религиозные культы, макросоциальных и микросоциальных факторов, предшествующих вовлечению в «секту».
Изменение социальных факторов являлось дестабилизирующим для вовлеченных в религиозные культы. Макросоциальная ситуация слома прежних стереотипов проживания уже являлась той средой, где могло успешно происходить распространение современных религиозных культов («сект»). Отсутствие религиозного опыта наблюдалось у всех пациентов, вовлеченных в «секту». Лишение прежних социальных ориентиров, разобщение людей заставляло обследуемых искать поддержку извне. Обещания лидеров религиозных культов разрешить все вопросы нашего времени находили отклик у пациентов, присоединившихся к «секте».
Разрушение института семьи как гаранта социальной стабильности (Амбрумова А.Г., 1996) — для одних пациентов и неспособность построить семейные отношения — для других облегчали вовлечение в современные религиозные культы. Там пациенты «находили» прообраз семейных отношений, являющихся по сути суррогатом семьи. Это вело к еще большей дезадаптации и потере самостоятельности испытуемых, втянутых в деятельность современных религиозных культов.
В дополнение к макросоциальным стрессовым факторам, выражавшимся в переходе всей страны к рыночной модели отношений, испытуемые имели присущие каждому из них стрессовые ситуации в своей микросоциальной среде.
Такими стрессовыми факторами являлись: миграция, отрыв от родительской семьи, болезнь самих пациентов или их родственников.
Преморбидные личностные свойства обследуемых существенно влияли на приобщение к современным религиозным культам. Отмечалось выраженное межгрупповое различие в профиле личности пациентов, покинувших «секту», и тех, кто сохранил свое членство в религиозном культе. Ведущими личностными чертами являлись импульсивность и индивидуалистичность. У экс-культистов на первом месте оказывалась импульсивность, а у адептов «сект» — индивидуалистичность. Психическая ригидность и тревожность, также определявшие личностный профиль, имели различное выражение у испытуемых первой и второй групп. Психическая ригидность была присуща покинувшим «секту», а тревожность адептам религиозных культов.
В исследовании показано предшествование социальных и психологических нарушений психическим и поведенческим расстройствам. Вовлечение в современные религиозные культы («секты») можно рассматривать как «социальный шок». Погружение испытуемых в замкнутую информационную систему с резкими ограничениями в отношении режима сна, питания, социального функционирования приводило к истощению нервной системы и создавало патологическую почву для развития психических и поведенческих расстройств. Групповое влияние в совокупности с дезадаптивными методами воздействия на личность адептов приводило к быстрой потере жизненных ориентиров, разрыву семейных отношений, снижению социального статуса.
Исследование позволяло проследить формирование порочного круга: когда к моменту вовлечения в культ личность потенциального адепта уже имела снижение адаптивных возможностей, а попадание в «секту» способствовало дальнейшему нарастанию дезадаптации обследуемых.
В диссертационной работе установлены уровни вовлечения в современные религиозные культы, сообразующиеся как с социально-психологическими нарушениями, так и с психическими и поведенческими расстройствами. По мере «перехода» с одного уровня на другой усиливалась психическая дезадаптация пациентов и одновременно снижалась возможность покинуть религиозную «секту».
Всего в исследовании выделено три уровня вовлечения испытуемых в «секту» и посткультовый период.
Первый, начальный, уровень определялся активными попытками вовлечения пациентов в культ и противопоставления прежнего опыта вновь вовлеченного культовым догмам.
Второй уровень, выраженных изменений, предполагал погружение обследуемых в замкнутую информационную систему с созданием зависимого положения адепта.
Третий уровень, полной идентификации с «сектой», выявлял зависимость от культа, разрыв связей с социумом, нарушение семейных отношений, потерю самоидентификации.
Посткультовый, уровень характеризовался выраженными социальными проблемами, возникшими за время пребывания в культе, профессиональным несоответствием и состоянием психологической растерянности.
Под влиянием групповых методов воздействия создавалась культовая личность с новыми стереотипами реагирования на социальные явления. Это соответствовало модели преобразования личности, вовлеченной в «секту», предложенной Е. Schein (1961): первая стадия - размораживание (unfreezing), доведение человека до состояния полной внутренней расслабленности; вторая стадия - изменение (changing), переориентация личности на интересы и доктрины секты; третья стадия - замораживание (refreezing), закрепление вновь «созданной» в культе личности.
В нашем исследовании показано, что этот процесс не является необратимым. Часть пациентов, 60 (46, 1 %), самостоятельно покинула религиозный культ и затем обратилась за помощью к психиатру или психологу. При активной позиции родственников и согласии самого пациента в 27 (20, 8 %) наблюдениях испытуемые включались в процесс реабилитации и получали необходимую информацию о соответствующем культе непосредственно в стационаре.
В исследовании выявлялись психические и поведенческие расстройств как диагностированные во время (или после) вовлечения в современные религиозные культы, так и ухудшение течения психических заболеваний, имеющихся ко времени присоединения к «секте». Учитывая, что почти все руководители религиозных культов отрицательно относятся к медицинскому лечению и особенно в отношении обращения за помощью к психиатру, — это отрицательно сказывалось на возможности оказания необходимой медицинской помощи. Отдельные «секты», такие, как «Саентология», требовали «упразднения» психиатрической службы, считая, что психических заболеваний вообще не существует (Полищук Ю.И., 2002). Вследствие отрицательного настроя к приему фармакопрепа-ратов в случаях психотических расстройств отмечалось снижение качества ремиссии, обострение заболевания, что вело к госпитализации пациентов и нарушало социальную адаптацию обследуемых.
В работе выявлен определенный полиморфизм психических и поведенческих расстройств обследованных. Наряду с обострением имеющихся психических заболеваний отмечались неврозоподобные, реактивные, острые бредовые случаи психических расстройств, выявляемые после включения в практику культа. В большинстве случаев фабула бреда отражала стержень учения того или иного культа, хотя обнаруживала собственные психопатологические интерпретации. Значимые сферы эмоционального профиля адептов имели выраженный религиозный характер и описывались в категориях созвучных учению религиозных культов.
В проводимой работе не выявлялось взаимосвязи между временем нахождения в религиозном культе и тяжестью психических расстройств. Уже при однократном посещении собрания «секты» наблюдались острые психотические расстройства, возникающие или непосредственно во время практик религиозного культа, или отсрочено до суток после посещения культа. Купирование таких расстройств происходило от 12 часов до одного месяца.
Начальным проявлением психических расстройств являлся астенический синдром. В дальнейшем при продолжающемся воздействии на личность адептов дезадаптивными методами происходило истощение нервной системы с развитием выраженной психотической симптоматики.
У 89 пациентов с диагнозом, установленным до или после вовлечения в культ, структуру психических расстройств на синдромальном уровне составляли: галлюцинаторно-бредовой, психопатоподобный, аффективно-бредовой и тревожно-аффективный синдромы, с преобладанием депрессивных фаз.
Психическая дезадаптация нарастала по мере усиления взаимодействия с религиозным культом и составила на первом уровне-35, 7 %, на втором — 63, 9 % и на третьем - 83, 3 %, без выраженного межгруппового различия.
Динамика психических и поведенческих расстройств у адептов современных религиозных культов соответствовала уровням вовлечения в «секту».
Первый уровень характеризовался начальной невротической симптоматикой, с потерей самоидентификации. Уже на этом этапе происходит формирование зависимости от религиозного культа.
Второй уровень вовлечения определялся присоединением преходящей психотической симптоматики, увеличением зависимости от религиозного культа на фоне прямого внушения, идущего от лидеров «секты». Поведенческие реакции определялись в большей степени культовыми установками, что создавало прецеденты конфликтов с обществом.
На третьем уровне отмечалась зависимость от религиозного культа, соответствующая клиническим проявлениям зависимого расстройства личности, представленным в международной классификации психических и поведенческих болезней. Психическая дезадаптация наблюдалась у 83 % пациентов. Психотические расстройства имели как острое во время культовых практик, так затяжное и хроническое течение.
Посткультовый период включал поведенческие нарушения, связанные с неспособностью бывших адептов к построению межличностных отношений и выраженной дезадаптацией в социуме. Внушенные в «секте» фобии, повышение уровня тревоги вследствие необходимости заново приобретать социальные стереотипы, а также попытки членов покинутого религиозного культа вернуть адептов в «секту» приводили к снижению у них настроения и возникновению суицидальных тенденций.
Исследование выявляет определенные трудности при проведении лечебно-диагностических мероприятий и решении экспертных вопросов у пациентов, вовлеченных в деятельность современных религиозных культов. В клиническую картину заболевания вплетаются трудно корригируемые построения, содержащие внушенные адептам догмы сектантского вероучения. Учитывая, что фабула культовой «нормативности» воспринимается обследуемыми без какой-либо логической проработки, то в некоторых случаях основа психопатологии может состоять из воспринятого вероучения «секты». В этих случаях приобретают диагностическую нейтральность такие свойства бредовых идей, как их несоответствие действительности, противоречащие «свидетельству чувств и рассудку, результатам проверки и доказательств» (Griesinger W., 1872).
Это может приводить к гипердиагностике психотических расстройств там, где имеет место погруженность пациента в «мир культовых иллюзий». При проведении расследования в уголовных и гражданских делах у работников правоохранительных органов могут возникать сомнения в способности пациентов адекватно воспринимать значимые для следствия действия. Это приводило к назначению судебно-психиатри-ческой экспертизы в отношении пациентов, являющихся в уголовном процессе свидетелями, потерпевшими или обвиняемыми. В случаях освобождения испытуемых от уголовной ответственности основанием для этого служило наличие психотической симптоматики. Одновременно можно было проследить связь между мотивами к совершению общественно опасных действий и положениями, содержащимися в учении культа.
Широкая распространенность оккультно-мистических идей в современном обществе не позволяла в части случаев увидеть психопродуктивную симптоматику, «маскирующуюся» под видом нового религиозного вероучения. Это вело к оставлению обследуемых без надлежащей медицинской помощи и последующего психиатрического наблюдения.
Во всех случаях лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в отношении пациентов, вовлеченных в деятельность современных религиозных культов, приходилось прибегать к изучению литературы по конкретной «секте». Это позволяло врачу увидеть привнесенные из учения культа идеи и мотивы поведения обследуемых, что способствовало проведению дифференциального диагноза и назначению адекватной терапии.
Проведению лечебных мероприятий существенно мешает полученный от лидеров «сект» запрет на обращение за медицинской помощью и в особенности за обращением к психиатру. Такая настроенность, идущая от руководства современных религиозных культов, снижала установку на лечение у обследуемых, состоящих до вовлечения в «секту» на учете в психоневрологическом диспансере. Вследствие этого происходило сокращение ремиссии, ухудшение качества жизни испытуемых, снижались возможности социальной адаптации. Когда психическое расстройство возникало после присоединения к «секте», пациенты поздно попадали в поле зрения службы психического здоровья, что не позволяло вовремя начать обследование и лечение.
При оказании психолого-психиатрической помощи адептам современных религиозных культов положительные результаты были получены при использовании поэтапного, интегративного подхода с учетом индивидуальных особенностей испытуемых.
Преемственность в работе отдельных подразделений, участвующих в реабилитационных мероприятиях, позволяла сократить пребывание пациентов в стационаре. Это положительно отражалось на сроках социальной адаптации. Участие в реабилитации, наряду с психиатрами, психотерапевтами, медицинскими психологами, консультантов по выходу из «сект» позволяло учитывать специфические последствия вовлечения в религиозную культовую группу.
Пациенты, самостоятельно покинувшие «секту», имели выраженные трудности в адаптации, поэтому создание терапевтического клуба бывших культистов являлось важным этапом реабилитации как промежуточная ступень между религиозной деструктивной группой и социумом. Вследствие дезадаптивных методов воздействия на личность, использующихся в «секте», у адептов сохранялись выработанные чувства вины, стыда и страха. Это повышало риск суицидального поведения и требовало особого внимания при оказании психолого-психиатрической помощи. Разрушению сформированных в культе фобий способствовала возможность общения вчерашних адептов с обследуемыми, покинувшими такой же или подобный деструктивный религиозный культ. Такое общение позволяло пациентам увидеть несостоятельность аргументов лидеров «секты», поддерживающих чувство вины и страха. Это являлось основой, совместно с проводимой психотерапией, для профилактики суицидального поведения.
Учет социального статуса испытуемых, мотивов присоединения к «секте», преморбидных личностных черт позволял строить психолого-психиатрическую помощь на индивидуальной основе и достигать положительных результатов реабилитационной работы.
142
Список использованной литературы по медицине, диссертация 2006 года, Бондарев, Николай Васильевич
1. Акинчиц И.И. Поросль отрезанной ветви. М.: «Молодая гвардия», 1985.-224 с.
2. Алексеевский А. Нирмала Шриваста Деви изобретательница «вибрационных знаний» и «сахаджи-йоги» // Миссионерское обозрение.1997. № 10 (24).- с. 12 - 14.
3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.: «Наука», 1991.-248 с.
4. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. № 4. — с. 14 - 20.
5. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Донецк : «Сталкер»,1998.-432 с.
6. Балинский И.М. Доклад медицинскому совету в марте 1871 года // в кн. Пеликан Е. Судебно — медицинские исследования скопчества. СПб, 1872.-с. 104-106.
7. Батаев В.Г., Савенко Ю.С. Новые формы политизации Российской психиатрии // НПЖ. — 1996. № 4. — с. 43 - 44.
8. Белов А.В. Современное сектантство. М.: «Знание», 1969.
9. Белорусов С.А. Феноменология «кодирования» // Журнал практического психолога. 1998. - № 3. - с. 98 - 104.
10. Белорусов С.А. Псевдо- религиозный культ и члены семьи: искажение духовной формации // Журнал практического психолога. -2000. № 1 - 2. - с. 168 - 175.
11. Берсенева Т.А., Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбАППО, 2004 92 с.
12. Бехтерев В.М. Одержимость гадами И Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1900. - № 5. - с. 330 - 332.
13. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб, 1908.-175 с.
14. Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. СПб, 1912.— 20 с.
15. Борщев В.В. Права человека в России и проблема доверия// НПЖ. — 2001. — № 1.-С.5-7.
16. Вишневская Э.С., Кошкин С.JL, Вишневский В.А. Психические расстройства у принимавших сеансы телепсихотерапии // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1991. - № 1. - с. 40 — 47.
17. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. 1996. — № 5. — с. 86 -95.
18. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроль сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. - с. 87 — 93.
19. Волков Е.Н. Консультирование жертв манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. 1997. - № 1. - с. 102 - 109.
20. Волков Е.Н. Социально — психологическая и экологическая экспертиза организации и деятельности Церкви Саентологии и Центров Дианетики // в кн.: Анти Саентология. СПб: из -во ГМТУ, 1999. - с. 21 -34.
21. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. М.: из во «Сентябрь», 2001. - 208 с.
22. Гамаюнов И.И. Странники. История одного преступления. Алма-Ата: из-во «Казахстан», 1990. — 124 с.
23. Гиндикин В.Я. Профилактика и терапия психических расстройств у подростков // в кн.: Клиническая и судебная подростковая психиатрия. М.: «Генезис», 2001. с. 376 - 421
24. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности. СПб: «Знание», 1999. 352 с.
25. Грановская P.M. Психология веры. СПб.: «Речь», 2004. - 576с.
26. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство. Красноярск: СибГТУ, 2002. — 400 с.
27. Гуменюк В.А., Киселев И.И., Мельникова Т.С., Райкова В.Л., Судаков В.К. Гипнотическое воздействие на лиц с разной внушаемостью //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. — № 11. — с. 17-22.
28. Гурьева В.А., Макушкин Е.В. Индуцированные состояния // в кн.: Клиническая и судебная подростковая психиатрия. М.: «Генезис», 2001.-с. 220-224.
29. Гурьева В.А., Вострокнутов Н.В., Макушкин Е.В. Социальные факторы и психические расстройства у детей и подростков III в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М.: «Медицина», 2001. с.117 — 136.
30. Гурьева В.А., Макушкин Е.В., Вострокнутов Н.В., Дозорцева Е.Г., Демчева Н.К., Кондрашин И.Ю. Криминальное агрессивное поведение подростков // в кн: Агрессия и психическое здоровье. СПб: «Юридический центр пресс», 2002. с. 111 - 141.
31. Дворкин А.Л. Тоталитарные основы современного кришнаизма // Миссионерское обозрение. 1996. - № 2 (4). - с. 8 - 9.
32. Дворкин А.Л. «Честная игра» Саентологов // Миссионерское обозрение. 1996. - № 7(9). - с. 7 - 9.
33. Дворкин А.Л. Сектоведение. Н.Новгород: из-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. — 813 с.
34. Дезорцев В.В. Лжепророки, лжеисцелители, лжечудотворцы среди простаков. Уфа: Полиграфкомбинат, 1998. 176 с.
35. Деструктивные психотехники // под ред. И.М. Митрофановой, пер с англ. «Janusbooks, С -Пт : Эклибрис», 2002. - 224 с.
36. Деструктивные религиозные организации типа «Экологии Духа, оккультизм и язычество // Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Омск : Ом. Отд-ние МАНЭБ. — 41 с.
37. Дмитриева Т.Б. Социальная и судебная психиатрия как два самостоятельных направления современной клинической психиатрии: общее и отличное // Материалы посвященные 80 летию ГНЦ ССП им. В.,П. Сербского. М., 2001. - с. 3 - 18.
38. Дмитриева Т.Б., Кондратьев Ф.В. Социальная психиатрия и перспективы её развития в трудах С.С. Корсакова // Российский психиатрический журнал. 2001. - № 2. — с. 4 — 7.
39. Дмитриева Т.Б., Иммерман К.Л., Кондратьев Ф.В. Социальные факторы и судебная психиатрия // в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М.: «Медицина», 2001. — с. 315 — 340.
40. Добротворский И. Люди Божии. Русская секта так называемых духовных христиан. Казань, 1869
41. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестник МГУ. 1993. - сер. 14. - психология. - № 4. - с. 3 - 13.
42. Дремлюг А.Ю. Осторожно: Секта! СПб: «Militia Del», 1999.24 с.
43. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Дисс. докт. мед. наук, 1988, Томск.
44. Иваницкий А. К оценке масштабов распрастронения и деятельности новых религиозных организаций в Тверской области // Миссионерское обозрение. 1997. - № 10 (24). - с. 9 - 12.
45. Ивановский Н.И. Уральские иеговисты // Миссионерское обозрение. 1901. - июль - август. - с. 14-28; сентябрь. - с. 200 - 216.
46. Исполатова Е.Н. Работа с личной историей как часть консультирования о выходе // Журнал практического психолога. — 2000. — № 1 -2.-с. 156- 167.
47. Ибрагимов В. Деструктивные религиозные культы и духовная безопасность России // Материалы конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века». Н.Новгород: из-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. с. 136 - 141.
48. Ивановский И.И. Секта хлыстов в её истории и современном состоянии. Киев: без указ. издательства, 1898
49. Кабанов М.М. Смена парадигм в современной медицине // Обозрение психиатрии и мед.психологоии им. В.М. Бехтерева. — 1994. — № 4.-С.7- 11.
50. Кабанов М.М. Проблема реабилитации психически больных и качество их жизни//Социальная и клиническая психиатрия.-2001.-№ 1. с. 22 - 27.
51. Кабанов М.М. Социальная психиатрия вчера, сегодня, завтра// Материалы конференции посвященной 80 летию ГНЦ ССП им. В.П. Сербского. М., 2001. - с. 84 - 89
52. Каган В.Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы // НПЖ. 1999. - № 3. - с. 49 - 56.
53. Карагодина Е.Г. Социальные и индивидуальные аспекты современного мистического мышления (по материалам исследования целителей-экстрасенсов)//Социальная и клиническая психиатрия. 1997. - № З.-с. 121-130.
54. Клембовская Е.В. Клинические особенности психических расстройств, наблюдающиеся у бывших адептов сект // Материалы конференции психиатров. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. с. 84 - 85.
55. Козырев В.Н. О проблеме развития психиатрической службы //Материалы XII съезда психиатров Росси, М.: РОП, 1995. с. 75 — 76.
56. Кондратьев Ф.В. Социо культуральный фон в России конца XX века и его феноменологическое отражение в психопатологии // Социальная и клиническая психиатрия. — 1994. -№ 2. - с. 135 - 139.
57. Кондратьев Ф.В. Роль тоталитарных сект как нового патогенного фактора // Материалы XII съезда психиатров России, М.: РОП, 1995.-с. 77-78.
58. Кондратьев Ф.В. Психиатрический аспект в анализе последствий деятельности современных культовых новообразований // Российский психиатрический журнал. 1997. - № 2. - с. 25 - 29.
59. Кондратьев Ф.В. Ещё раз о проблеме культовых новообразований в психиатрическом аспекте // Российский психиатрический журнал. -1998.-№4.-с. 78-80.
60. Кондратьев Ф.В. Фактор религиозности в аспекте причин и профилактике убийств // Серийные убийства и социальная агрессия. -Ростов на - Дону, 1998. - с. 136 - 138.
61. Кондратьев Ф.В. Вопросы судебно — психиатрических экспертиз по делам, связанным с влиянием деятельности «сект» на психическое здоровье адептов // Материалы XIII съезда психиатров России. М: «Медпрактика», 2000. с. 207 - 208.
62. Кондратьев Ф.В. Границы психиатрии в оказании помощи адептам культовых новообразований («сект») // Материалы XIII съезда психиатров России. М.: «Медпрактика», 2000 , 1995. — с. 207.
63. Кондратьев Ф.В. Мистические фабулы убийств лицами с психическими расстройствами // в кн.: Механизмы человеческой агрессии. — М., 2000. с. 68 - 82.
64. Кондратьев Ф.В. Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте. Аналитический обзор. М.: из-во ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2000. 100 с.
65. Кондратьев Ф.В. Информационный подход к анализу социального поведения больных // Материалы конференции посвященной 80 — летию ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, М., 2001. с. 126 - 137.
66. Кондратьев Ф.В. Психолого-психиатрические проблемы сектантства // Материалы конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века». Н.Новгород: из-во братства во имя св. князя Александра Невского, 2001.- с. 47-57.
67. Кондратьев Ф.В. Сатанизм как реальность и «сатанизм» как психическое расстройство // в кн.: Люди погибели, сатанизм в России: попытка анализа. М., 2001. с. 7 — 93.
68. Кондратьев Ф.В. Социальное состояние общества и шизофрения //в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М.: «Медицина», 2001.- с. 194-212.
69. Кондратьев Ф.В. Проблемы дифференциального диагноза. Имитаторы шизофрении // Практика судебно психиатр, эксп. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. - сб. № 42. - с. 5 - 18.
70. Кондратьев Ф.В. Судебно — психиатрические аспекты криминальной активности сатанистов // Практика судебно-психиатр. эксп. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. сб. № 42. - с. 271 - 286.
71. Кондратьев Ф.В. Корни современного сатанизма и его криминогенная роль в опасном поведении лиц с психической патологией //
72. Практика судебно-психиатр. эксп., М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2005. сб. № 43. - с. 304 - 313.
73. Кондратьев Ф.В., Осколкова С.И., Клембовская Е.В. Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект: аналитический обзор. М.: из во ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 1998. - 60 с.
74. Кондратьев Ф.В., Харитонова Н.К., Королева Е.В., Шамирова М.В. Влияние деятельности «сект» на здоровье и дееспособность адептов с психическими расстройствами // Практика судебно-психиатрической экспертизы. М., 2000. сб. № 38. - с. 179 - 199.
75. Кондратьев Ф.В., Осколкова С.Н., Василевский В.Г. Шизофрения и убийства: новые ракурсы проблемы // в кн.: Агрессия и психическое здоровье. СПб: «Юридический центр пресс», 2002. - с. 142-173.
76. Короленко Ц.П. Транскультуральные аспекты аддиктивного поведения и психических расстройств в современной России // Материалы XII съезда психиатров России, М.: РОП, 1995.— с. 80-81.
77. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 460 с.
78. Коновалов Д.Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад: тип. СВ. ТР. Сергиевой Лавры, 1908.
79. Корсаков С.С. Курс психиатрии. М.: тип. Имп. Моск. Ун — та,1901.
80. Краинский Н.В. Порча, кликушество и бесноватые. Отдельный оттиск из журнала «Русский медицинский вестник», СПб, 1900.
81. Косачев А.Л. К вопросу о роли индукции в клинике паранойяльной психопатии // Практика судебно — психиатрической экспертизы. М., 1972. сб. № 19. - с. 61 - 68.
82. Краснов В.Н. Некоторые правовые и организационные аспекты современной психиатрической помощи в России // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. № 4. - с. 64 — 65.
83. Краснов В.Н. Охрана психического здоровья общая ответственность // Социальная и клиническая психиатрия. — 2001. — № 2. — с. 5 — 6.
84. Кривельская Н.В. Изучение общественного мнения о деятельности деструктивных религиозных организаций // Миссионерское обозрение. 1998.-№ 12 (38). - с. 11-15.
85. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: «Благовест», 1999.
86. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1999.-495 с.
87. Куликов JI.B. Психологические механизмы манипулирования сознанием в деструктивных культах//в кн.: Антисаентология, СПб: из —во ГМТУ, 1999.-с. 8-21.
88. Куликов JI.B. Духовные потребности и свобода личности // Материалы конф. «Нравственность в традиционных религиях и культурах». СПб, 2000. с. 44 - 47.
89. Кутепов К. Секты хлыстов и скопцов. Казань: Тип. Имп. Ун -та, 1892.
90. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // в кн.: Психология сознания. СПб: «Питер», 2001. с. 403 - 411.
91. Лапин И.П. Оскудение родного языка как саморазрушение // Материалы конф. «Проблемы девиантного поведения молодежи в современном мире». СПб: из во НИИ им. В.М. Бехтерева, 2001. - с. 56 - 57.
92. Лахтин М. Бесоодержимость в современной деревни. М.: Типо лит. Бр. Менерт, 1917.
93. Лащинина Ю.А. Сочетание патологических и непатологических религиозно-мистических идей в практике судебно-психиатрической экспертизы//Практика судебно-психиатрической эксп-М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2002. сб. № 40. - с 253 - 263.
94. Лешан В.Е. Новые тенденции в эволюции религиозного сектантства (опыт философского и социологического анализа). Автореф. дисс. канд. философск. наук. М., 1985.
95. Лешан В.Е. Лики христианского сектантства. Киев: из — во «Политической литературы Украины», 1988.-207 с.
96. Листков А.Н. Методы противодействия тоталитарному сектантству со стороны государственных органов// Материалы конференции «Тоталитарные секты угроза XXI века», Н.Новгород: из — во братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. - с. 77 - 78.
97. Лопарев X. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. СПб: тип.И.Н. Скороходова, 1895.
98. Лукьянов С.А. Криминальная направленность современного сектантства // Миссионерское обозрение. — 1996. № 8 (10). — с. 15 — 16 и № 9 (11). - с. 10-11.
99. Лукьянов С.А. Ритуальное преступление как проявление псевдорелигиозного изуверства // Материалы конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», Н.Новгород: из — во братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. с. 213 -222.
100. Лунц Д.Р., Морозов Н.И., Фелинская Н.И. К вопросу о судеб-но-психиатрической оценке расстройств сознания // в кн.: Психология сознания. СПб: «Питер», 2001. с. 439 - 453.
101. Лушин А.Н. Противодействие тоталитарным сектам в процессе подготовки специалистов МВД // Материалы конференции «Тоталитарные секты угроза XXI века», Н.Новгород: из - во братства во имя св. князя Александра Невского, 2001.-с. 223-227.
102. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М.: «Протестант», 1994.-224 с.
103. Макушкин Е.В. Индуцированные бредовые расстройства в судебно-психиатрической клинике. Дисс. канд. мед. наук, М., 1995.
104. Макушкин Е.В. Особенности индуцированных психических расстройств в судебно психиатрической практике конца XX столетия // Материалы XII съезда психиатров России. М.: РОП, 1995. — с. 471 —472.
105. Макушкин Е.В., Федина М.А. Феномен гомицидомании в подростковом возрасте // Практика суд. психиатрической эксп. М., 2000. — сб. 38.-с. 56-67.
106. Малахова И.А. Новые тенденции в идеологии и деятельности христианского сектантства. М.: «Знание», 1980.— 40 с.
107. Малерб М. Религии человечества. М., 1997.
108. Малкин Д.А. Экспертная оценка психического состояния лиц, совершивших сделки (в рамках судебной психолого-психиатрической экспертизы). Дисс.канд. мед. наук. М., 2004.
109. Ш.Малявин В.В., Кожин П.М. Традиционные верования и синкретические религии Китая // в кн.: Локальные и синкретические культы. М.: «Наука», 1991. с. 120 - 162.
110. Мельников П.И. Белые голуби // Русский вестник. — 1869. — т. 80.-с. 311-416 и т. 81.-с. 244-294.
111. Митрохин JI.H. Религиозные «культы» в США. М.: «Знание», 1980.-64 с.
112. Мицкевич С.А. Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Калмыкском крае. Л.: из во Акад. Наук СССР, 1929.
113. Морозова Н.Б. Психогенные расстройства у несовершеннолетних — жертв сексуального насилия // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. - № 2. - с. 53 - 56.
114. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. Новосибирск: «Наука», 1978. -414 с.
115. Никитин В.М. К вопросу о кликушестве //Обозрение психо-нерво- и эксп. Психологии. 1903. - № 9. - с. 656 - 667 и № 10. - с. 746 -756.
116. Осипов В.П. Одержимость гадами и ея место в классификации психозов // Обозрение психиатрии и мед. психологии. — 1905.-№2.-с. 122- 139.
117. Официальный пресс-релиз Совета Европы от 22 июня 1999 года // Прозрение. 2000. - 1 (4). - с. 37 - 38.
118. Орловская Д.Д., Жариков Н.М., Тиганов А.С. Психиатрия в XXI веке//Журнал неврологии и психиатрии.-2001. № 1.-е. 6—13.
119. Озаренко Е.Ю. Нравственность в традиционных религиях // Материалы конф. «Нравственность в традиционных религиях и культах». СПб, 2000. с. 24 - 34.
120. Обухов Н.В. Деструктивные культы — извращенные религии// Материалы конф. «Нравственность в традиционных религиях и культах». СПб, 2000.-е. 1-23.
121. Пеликан Е. Судебно-медицинские исследования скопчества. СПб: печатня В.И. Головина, 1872.
122. Петров А.П. Случай кликушества с помешательством // Русский мед. вестник. — 1900. № 2 (17). — с. 6 — 14.
123. Печерникова Т.П. Случай индуцированного помешательства в судебно-психиатрической практике // Практика судебно-психиатр. эксп., сб. №2.-1960.- с. 77-86.
124. Плотников М.А. Молодежь перед соблазном псевдорелигий // Материалы конференции «Тоталитарные секты угроза XXI века». Н.Новгород: из - во братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. -с. 126-131.
125. Полеев А. М. Психотерапия с помощью состояния измененного сознания в суицидологической практике // Социальная и клиническая психиатрия.- 1994. -№3.-78 — 81.
126. Полищук Ю.И. Политический волюнтаризм и психическое здоровье нации // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1992. -№ 3. - с. 106 - 109.
127. Полищук Ю.И. Негативное влияние оккультизма и мистицизма на духовное и психическое здоровье населения России // Материалы XII съезда психиатров России, М.: РОП, 1995. с.101 - 102.
128. Полищук Ю.И. Отличительные особенности личностного подхода в экзистенциальной психотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. - №.3. - с. 54 - 57.
129. Полищук Ю.И. Психические расстройства, возникающие у людей, вовлеченных в деструктивные религиозные секты // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. — 1995. — № 1. — с. 14 — 20.
130. Полищук Ю.И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога. 1997. -№ 1. - с. 93 - 97.
131. Полищук Ю.И. Состояние мистического экстаза в социально — психиатрическом аспекте // Социальная и клиническая психиатрия. — 1999.-№2.-с. 52-56.
132. Полищук Ю.И. Попытка саентологических организаций дискредитировать российскую психиатрию // Российский психиатрический журнал.-2002.-№ 1.-е. 9- 13.
133. Положий Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. - № 4. - с. 6 - 11.
134. Положий Б.С. Культуральные аспекты психического здоровья населения России // Материалы XII съезда психиатров России. М.: РОП, 1995.-е. 102- 103.
135. Положий Б.С. Психические расстройства, связанные с социальным стрессом — новая проблема российской психиатрии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1996. -№ 2. - с. 15 - 17.
136. Положий Б.С. Стрессы социальных изменений и расстройства психического здоровья // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1996. -№ 2. - с. 136 - 149.
137. Положий Б.С. Психическое здоровье и социальное состояние общества // в кн.: Очерки социальной психиатрии. М., 1998. — с. 43 — 72.
138. Положий Б.С. Социальное состояние общества и психическое здоровье //в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М.: Медицина, 2001.- с. 36-51.
139. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М.: «Экспертное бюро», 1997. 496 с.
140. Привалов К. Секты: досье страха. М.: Политиздат, 1987. — 191с.
141. Приказ Министерства здравоохранения и мед. промышленности РФ от 19.06.96. № 254. Об отмене «методических рекомендаций «программа детоксикация» // Здравоохранение. Журнал для руководителя и главного бухгалтера. 1996. -№ 8.-е. 123.