Автореферат и диссертация по медицине (14.00.04) на тему:Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза

ДИССЕРТАЦИЯ
Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза - диссертация, тема по медицине
АВТОРЕФЕРАТ
Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза - тема автореферата по медицине
Рудин, Лев Борисович Москва 2005 г.
Ученая степень
кандидата медицинских наук
ВАК РФ
14.00.04
 
 

Автореферат диссертации по медицине на тему Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза

На правах рукописи

Рудин Лев Борисович

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО АНАМНЕЗА ДЛЯ ФОНИАТРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОЛОСА, ПРОФОРИЕНТАЦИИ, ПРОФОТБОРА И ПРОФПРОГНОЗА

14.00.04 - Болезни уха, горла и носа

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата медицинских наук

Москва-2005

Работа выполнена в ГОУДПО Российской Медицинской Академии последипломного образования

Научный руководитель:

доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН, профессор

Пискунов Геннадий Захарович

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук,

профессор

Василенко Юрий Стефанович

доктор медицинских наук

Загорянская Марина Евгеньевна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи

практическом центре аудиологии и слухопротезирования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по адресу: 117513, г. Москва, ул. Акад. Бакулева, д. 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования МЗ и СР РФ

Автореферат разослан «_»_2005 г.

Учёный секретарь диссертационного совета,

кандидат медицинских наук Колесова Л.И.

I Защита диссертации состоится «_».

_2005 г. в_часов

при Российском научно-

на заседании диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы

Вот уже более ста лет врачи - фониатры ведут упорный поиск тех анатомо-физиологических и других признаков, которые имеют значение для фониатрической диагностики голоса. Предложено большое количество различных методик, ни одна из которых на сегодняшний день не может считаться абсолютно достоверной для решения данного вопроса (И. Максимов, 1987). Однако проблема эта достаточно актуальна, а потому интерес к диагностике голоса остаётся высоким. Связано это, прежде всего с тем, что от правильного определения типа голоса зависит результат обучения вокалиста, рациональное использование его голосового аппарата в дальнейшем, а значит профилактика фониатрической патологии и сохранение творческого долголетия (М.С. Эрбштейн, 1925; Ф.Ф. Заседателев, 1925; B.C. Кантарович, 1937), что особенно актуально в современных социально-экономических условиях.

Профессиональные достижения в вокально-творческой деятельности, как, впрочем, и во многих других, возможны только лишь при осознанном и правильном выборе данной профессии. Как правило, наличие певческого голоса и желания петь ещё недостаточно. Должен быть высокий уровень музыкальной одарённости, хорошо развитый слух, интеллект, а для оперной сцены важна, например, ещё и внешность (Л.А. Венгер, 1975, В.Д. Шадриков, 1982; Т.С. Князева и др., 2001).

Основным мероприятием в данном контексте является профориентация молодых людей, собирающихся посвятить себя подобному виду деятельности. Её приемником является процедура профотбора (Т.С. Князева, 2001; Ю.С. Василенко, 2002; В.П. Морозов, 2002).

Как известно, любые признаки живого организма определяются его генотипом, наследственно обусловлены. Певческий голос, как таковой, его тип, строение голосового аппарата не являются исключением. Анатомические предпосылки, психофизиологические особенности, задатки тех или иных способностей в комплексе и определяют возможность для выполнения той или иной деятельности, в том числе и вокально-артистической (К. Штерн, 1965; И. Максимов, 1987).

Любая история болезни начинается со сбора анамнеза. Тщательно собранный анамнез во многом определяет правильность постановки диагноза. Семейный анамнез несёт в себе данные наследственного характера, то есть те, которые заложены в человеке самой природой, что вносит определённые коррективы в диагностический и лечеб-

ный процесс. Фониатрическая практика не является исключением. Однако, это, пока что, касается только определённых заболеваний голосового аппарата.

На основании всего сказанного можно утверждать, что в схему диагностики типа голоса, для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза целесообразно включать и данные семейного анамнеза, как важное звено, несущее в себе биологическую, генетическую информацию.

Необходимо отметить и то, что семейные данные и генеалогический метод до сих пор не используются для изучения генетики голоса. Составление родословных для изучения нормы и патологии голоса высказывается в зарубежных источниках лишь как предположение ^Т. Satak>ff, 1995).

Цель исследования

Усовершенствование комплексной методологии фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза, как тесно связанных между собой компонентов.

Задачи исследования:

1. Изучить некоторые закономерности наследования певческого голоса;

2. Изучить связь особенностей мутационного периода с типологией певческого голоса;

3. Сформулировать принципы фониатрического прогнозирования голоса;

4. Определить значение семейного анамнеза для комплексной оценки типа голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза.

Научная новизна полученных результатов

Показано, что вокальные данные в своей основе имеют наследственный характер.

Впервые данные семейного анамнеза использованы для определения типа голоса.

Впервые показано, что степень тяжести мутационного процесса может являться дополнительным критерием при определении типа голоса.

Впервые семейные данные предлагаются для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза.

Впервые сформулированы принципы фониатрического прогнозирования типа голоса.

Показано, что изучение генеалогических данных и применение генеалогического метода исследования является очень важным этапом на пути изучения генетики голоса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Вокальные данные имеют наследственный характер.

2. Наследование типа певческого голоса подчинено определённым закономерностям.

3. Характер течения мутационного периода может зависеть от формирования того или иного типа голоса, что возможно учитывать при фониатрической диагностики голоса.

4. На основании семейного анамнеза и особенностей течения мутационного периода возможно прогнозирование будущего типа голоса.

5. Фониатрическую диагностику голоса необходимо начинать со сбора семейного анамнеза, несущего в себе генетическую информацию.

6. Семейный анамнез возможно использовать при решении вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза в фониатрической практике.

Практическая значимость работы

Работа позволяет оценить голосовые тенденции того или иного человека, расширяя тем самым методические возможности практической и теоретической фониатрии, что во многом дополняет и систематизирует комплексную методологию фониатриче-ской диагностики голоса. Изучение общемузыкальных и голосовых особенностей конкретной семьи позволяет расширить понятие профориентации и профотбора в фониат-рической практике. На основании семейных данных возможно вести дальнейший научный поиск по прогнозированию вокально-творческих успехов и творческого долголетия, что с уже существующими методиками укладывается в понятие профпрогноза. Работа является первым шагом к систематизированному процессу изучения генетики голоса.

Связь работы с научными программами, планами, темами

Диссертация выполнена в соответствии с планом научной работы РМАПО по теме отраслевой научно-исследовательской программы «Последипломное образование медицинских кадров в РФ» № гос. регистрации 01200215501, на кафедре оториноларингологии РМАПО МЗ РФ.

Внедрение результатов исследования

Основные положения диссертации используются в педагогическом процессе на кафедре оториноларингологии РМАПО, при профориентации и профотборе абитуриентов Российской академии театрального искусства (ГИТИСа), Московского государственного университета культуры и искусства, при фониатрической диагностике голоса

абитуриентов и студентов данных ВУЗов, внедряются в повсеместное использование для фониатрического прогнозирования и профориентации детей, обучающихся в музыкальной школе при союзе композиторов России. В постмутационном периоде совместно с вокальным педагогом делается заключение о наиболее вероятном типе голоса.

Апробация работы

Основные положения диссертации доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы оториноларингологии» (г. Москва. 20 ноября 2002 г.); на 50-й юбилейной научно-практической конференции молодых учёных - оториноларингологов «Петербургу - 300 лет» (г. Санкт-Петербург, 28 января 2003 г.); на научно-практической конференции «Коммуникативные нарушения голоса, слуха и речи» (г. Москва, 30 мая 2003 г.).

Апробация диссертации состоялась на расширенной конференции кафедры оториноларингологии РМАПО МЗ РФ 28.06.2004.

Публикации

По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ (в центральной и местной отечественной печати), ещё 3 принято в центральную печать.

Структура и объём диссертации

Диссертационная работа изложена на 100 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы собственных исследований и их обсуждения, выводов и практических рекомендаций. Библиографический указатель включает 92 источника литературы (в том числе на 64 отечественных и 28 зарубежных публикаций). Диссертация иллюстрирована 4 рисунками, 9 таблицами, 7 схемами генеалогий.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Сбор семейного анамнеза

В данном исследовании приняло участие 97 человек из различных городов России: Ставрополя, Кисловодска, Краснодара, Москвы. Методом анкетирования было опрошено 53 из них, интервьюирования — 44. Все они явились профессиональными вокалистами. Условие это строго соблюдалось с целью предупреждения или сведения к минимуму ошибок, связанных с переоценкой опрашиваемыми вокальных данных своих родственников.

У вокалистов собирался семейный анамнез с целью определения максимального числа родственников, а затем выявления вокально одарённых лиц в различных поколе-

ниях. При этом наличие музыкального образования у них совершенно необязательно, т.к. целью являлось проследить закономерности наследования вокальных данных как таковых. С целью максимальной объективизации данного признака и сведения к минимуму ошибок при исследовании в опросник были включены традиционные для данных методов вопросы — «ловушки». Например, у опрашиваемых уточнялось, мог бы тот или иной родственник стать профессиональным вокалистом при наличии соответствующего образования, т.е., позволили бы его вокальные данные обучаться соответствующей профессии. Этот вопрос присутствовал как в анкете, так и задавался во время интервью. Обычно следовал однозначный ответ «да» или «нет», а факт наличия или отсутствия певческого голоса признавался однозначно.

В основном опрашиваемые сразу отмечали поющих родственников, особенно если они являлись профессионалами голоса. Как правило, подобная информация передаётся в поколениях, почему и является хорошо известной. Иногда вокалисты сразу говорили, что у них был, например, прапрадед, у которого был шикарный бас и он пел в церкви, хотя сведения об остальных родственниках были крайне скудными. Обязательным условием было выяснение типа голоса всех поющих.

Фониатрическое обследование опрошенных Из 44 вокалистов, опрошенных с помощью интервью, 35, которые наиболее полно владели информацией о своих родственниках, прошли объективный фониатрический осмотр. Данное мероприятие проводилось с целью исключения тех ситуаций, которые могли бы способствовать возникновению ложных представлений о типе голоса опрошенных, т.е. соотнесения субъективной и объективной его оценки. Такие ситуации могут повлечь не совсем корректное формирование голосовых групп в основной части работы и увеличение ошибки при исследовании.

При осмотре использовались рутинные методики: отоскопия, передняя риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия. При выявлении патологии голосового аппарата дополнительно проводили видеоларингостробоскопию. Тем вокалистам, у которых определялась спорная ситуация в отношении типа их голоса проводился компьютерный спектральный анализ гласных.

Анализ семейных данных Данный этап начинали с составления родословных для каждого из опрошенных вокалистов на основании полученной от них информации. Использование родословной, как элемента генеалогического метода исследования, продиктовано прежде всего

удобством и наглядностью при систематизации и анализе семейных данных. При соблюдении всех соответствующих правил составлено 97 родословных.

На следующем этапе проводился отбор родословных. Первым критерием для него была информативность. Другим - формирование групп родословных относительно типа голоса пробанда. Для каждой голосовой группы подбиралось такое количество родословных, чтобы общее число принимаемых во внимание родственников было примерно на одном уровне. В этом случае исследование показывает встречаемость признака в относительно равных по численности группах людей, что делает расчёты более достоверными.

Таким образом, для основной части работы отобрано 64 наиболее информативных родословных. Из них сопрано -11; меццосопрано -11; контральто - 1; тенора - 14; баритоны — 13; басы — 14. Общее число родственников первой и второй степени родства составило: у сопрано - 235; у меццосопрано - 254; у теноров - 204; у баритонов - 223; у басов - 240.

Для расчётов принимались во внимание родственники первой и второй степени родства по отношению к пробанду: родители, родные сибсы, дети с завершившейся мутацией, внуки, родные дяди, тёти, племянники, двоюродные сибсы, родные бабушки и дедушки. Максимальное число поколений - 5. Именно такой объём знаний был наиболее распространённым, а значит и информативным.

В каждой из родословных определялось общее число родственников первой и второй степени родства, число поющих родственников, количество тех или иных голосов среди поющих, включая пробанда. Затем в каждой голосовой группе (по пробанду) вычислялось общее число родственников и принималось за 100 %. Затем определялось общее число поющих родственников. В группе поющих родственников изучали голосовой состав. Для этого вычисляли процентное отношение того или иного типа голоса от общего числа поющих.

Изучение данных контрольной группы

Контрольную группу составили 20 человек, не относящихся к музыкально -творческим работникам. Из них врачей — 9; медицинских сестёр - 6; бухгалтеров 4; фи-лолог-1.

3 контрольной группе определялось число поющих от общего числа родственников первой и второй степени родства. Полученные данные сопоставлялись с количеством вокально одарённых лиц в экспериментальной группе.

Изучение структуры творческих способностей

Творческие способности у вокалистов могут реализовываться по-разному. Одни являются солистами оперы, оперетты, филармонии, исполняя ведущие партии, другим доверяют лишь роли второго плана. Третьи работают артистами хора и т.д. Подобную градацию можно назвать структурой вокально-творческих способностей. Несомненно, что существует множество нюансов, определяющих подобную градацию. Например, семейная ситуация, не позволившая дальнейшее обучение, определённо сложившиеся отношения в театре т.п. Несмотря на это, в общем, определённые творческие успехи являются одним из показателей одарённости. Изучение генетических влияний на подобные тенденции было ещё одним моментом исследования. Для этого все родословные были разделены на 4 группы: матропозитивные (поющая мать или наследование певческого голоса по материнской линии), патропозитивные (поющий отец или наследование по отцовской линии), смешанные (поют оба родителя или наследование по обеим линиям) и негативные (поющих в роду нет). В каждой из групп определяли структуру творческой деятельности вокалистов в зависимости от линии наследования.

Изучение мутационного периода

Так как в литературе нет точных данных о закономерностях перехода того или иного детского голоса в тот или иной вид взрослого в результате мутации, то была предпринята попытка её проследить.

На следующем этапе мутационный период изучался с принципиально новой позиции. Степень тяжести мутации рассматривалась как показатель формирования того или иного типа певческого голоса, соотнося это с генеалогическими данными. Для этого все голоса распределили на высокие (сопрано, тенора), средние (меццосопрано, баритоны) и низкие (басы, контральто). Для каждой группы определяли, в каком случае мутация протекала остро, подостро и острейше, т.е. этот показатель соотносили с двумя основными параметрами: тип голоса в детстве — взрослая голосовая разновидность, определяя закономерности между ними.

На основании выявленных закономерностей наследования певческого голоса и течения мутационного периода предлагаются принципы фониатрического прогнозирования.

При статистическом анализе всех полученных в работе данных уровень достоверности рассчитывался с использованием параметрического t-теста Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Данные фониатрического обследования опрошенных

На первом этапе исследования проводилась оценка объективного соответствия типа голоса вокалиста тому, который заявлен во время интервью. Для этого из 44 вокалистов, опрошенных методом интервью, у 35, которые наиболее полно владели информацией о своих родственниках, проводилось объективное фониатрическое обследование. Именно от этих 35 человек принимались для расчётов в основной части работы данные семейного анамнеза.

Осмотр ЛОР органов проводился с помощью рутинных методик: отоскопии, передней риноскопии, фарингоскопии, непрямой ларингоскопии. Полученная картина заболеваемости не противоречит данным литературы и представлена в таблице № 1.

Таблица № 1. Результаты осмотра ЛОР органов у вокалистов.

Осмотрено Искривление перегородки носа Хронический вазомоторный ринит Хронический тонзиллит Хронический фарингит Хронический профессиональный ларинготрахеит Гипотонус голосовых складок Мягкие узелки

35 9 7 6 10 3 4 2

Подобные патологические состояния не могут считаться определяющими для типа голоса или влияющими на него.

У девяти человек выявлена профессиональная патология. В случае выявления хронического профессионального ларинготрахеита, гипотонуса голосовых складок и мягких узелков вокалистам проводилось видеоларингостробоскопическое исследование. Во всех случаях стробоскопическая картина была типичной для данных заболеваний. При этом у двоих вокалистов (6 %; m = ± 4) с хроническим ларинготрахеитом анатомическое строение гортани не соответствовало типу их голоса. Мужчина был лирическим тенором с «баритональной» гортанью, а женщина была меццосопрано с «сопрановой» гортанью. Им был выполнен компьютерный спектральный анализ гласных, показавший соответствие данным типам голосов. Это полностью согласуется с литературными данными о достаточно высоком уровне несоответствия анатомического строения имеющемуся типу голоса, и что в подобных ситуациях риск развития фониатрической патологии гораздо выше, чем при соответствующем строении.

Компьютерный спектральный анализ гласных был выполнен ещё одной вокали-стке, которая исполняет как партии драматического сопрано, так и меццосопрано и точно не знает тип своего голоса. Объективный осмотр в данном случае ясности не внёс.

Голосовой аппарат по строению занимал промежуточное положение. По данным спектрального анализа женщину можно было считать меццосопрано. На основании этого её родословная была отнесена к соответствующей голосовой группе.

Несоответствие анатомического строения типу голоса было выявлено ещё в двух случаях, но никаких сомнений в типе голоса у этих певцов не было.

У остальных 30 вокалистов анатомическое строение соответствовало типу голоса.

Таким образом, среди 35 опрошенных пятеро имели несоответствие анатомического строения голосового аппарата и типа голоса, что составляет 14, 3 % ^ = ± 5,9), что полностью согласуется с данными литературы. И лишь одна вокалистка не дала чёткого определения типу своего голоса, что составляет примерно 3 % от числа осмотрен-ных^=± 2,9).

Для расчётов в нашем исследовании использована информация от 64 вокалистов. 29 человек опрошено с помощью анкетирования, а 35 с помощью интервьюирования. Эти 35 человек прошли фониатрический осмаф на соответствие заявленному типу голоса. Среди них был выявлен один человек (3 % от числа осмотренных), чья информация могла быть трактована неправильно. На основании именно этого одного наблюдения и рассчитанной ошибки относительного показателя ^ = ± 2,9) вероятность подобной ситуации в группе опрошенных с помощью анкетирования (среди 29 человек) колеблется от 0,1 % до 5,9 %, что может составить максимум 2 человека. Данный уровень ошибки не может быть принят как значимый в данном исследовании.

Анализ семейных данных

При анализе собранных данных оказалось, что в семьях вокалистов высокий показатель такого признака, как певческий голос. Общее число родственников I и II степени родства в 64 родословных составило 1156, из них поющих 328 человек, что составляет 28,4 %. Профессиональных вокалистов 58, что составляет 17,7 % от числа поющих.

Для дальнейших расчётов все родословные были разделены на 5 групп по отношению к типу голоса пробанда: сопрано, меццосопрано, тенора, баритоны, басы. Число поющих лиц от общего количества родственников I и II степени родства составило: в группе сопрано - 27 % ^ = ± 2,9), меццосопрано - 29 % ^ = ± 2,8), теноров - 31 % ^ = ± 3,3), баритонов - 26,5 % ^ = ± 3), басов - 28,3 % ^ = ± 2,9).

В каждой голосовой группе среди поющих родственников в основном преобладает тип голоса, соответствующий таковому у пробанда. Особенно это заметно в группе сопрано, баритонов и басов, где родственники с той же голосовой разновидностью, что

и у пробанда составляют 49 % (р<0,05), 44 % (р<0,05) и 40 % (р<0,05) соответственно от числа поющих родственников той или иной голосовой группы (принимая их число за 100 %). Эти три группы оказались наиболее показательными по данному признаку.

Более убедительно выглядят другие результаты. В родословных высоких голосов (сопрано и теноров) значительно преобладают родственники именно с высокими голосами (71 и 84 % соответственно) по сравнению со средними и тем более низкими (около 18,5 и 4 % соответственно). Т.е., например, в группе сопрано все поющие родственники на 71 % состоят из сопрано и теноров, тогда как на средние голоса (меццосопрано и баритонов) приходится 18,5 %, а на басов вообще 4 %.

В родословных средних голосов (меццосопрано и баритонов) преобладают средние голоса (42 и 54 % соответственно), хотя процент высоких голосов так же высок (в среднем 41,5 %), но уступает средним. Такое конкурирование связано, прежде всего, с большим распространением высоких голосов в популяции по сравнению со средними. В группе средних голосов по сравнению с группой высоких голосов возрастает доля низких голосов, которая составляет в среднем уже 11 %. Различие между высокими и средними; средними и низкими голосами значимы (р<0,01).

В родословных басов 40 % поющих родственников составляют именно низкие голоса (басы) (р<0,05). Однако видно, что резкой разницы в соотношении голосов нет (средних 31%, высоких 29 %) (р<0,05). Подобные результаты вновь не случайны. Низкие голоса (басы и тем более контральто) являются наиболее редкими в популяции, поэтому реже встречаются и в родословных.

Все полученные данные представлены в таблицах № 2 - 6.

Таблица № 2. Результаты исследования в группе сопрано.

к-во родословных к-во родственников из них поющих среди поющих родственников

сопрано теноров меццо сопрано баритонов басов

11 235 64 27% 33 ж 15 РШ; 7 10% 11 16% 2 3%

ВСЕГО

высоких средних низких

26 %** 3 %**

Из таблицы № 2 видно, что было опрошено 11 певиц, обладательниц сопрано. На основании полученных данных составлено 11 родословных. Общее число родственников I u II степени родства в них составило 235 человек, что было принято за 100 %. Из них поющими оказались 64, что составляет 27 %. Затем изучался голосовой состав поющих родственников, среди которых сопрано имели 33 человека, обладателей теноров 15 и

т.д. Полученные данные переводили в процентное отношение. Для этого за 100% при-нималосьуже общее количество поющихродственников (т.е. 64человека). Вданной группе 33сопрано от числа поющихсоставляют 49%. Приэтом сопрано превалируют над всеми остальными голосами (та же голосоваяразновидность, что иу пробанда), 22 % приходится на теноров, 29% на остальные голоса. Чётко видно, что в группе сопрано поющиеродственники с высокими голосами (сопрано+тенора) составляют 71%

По тому же принципу составлены таблицы№3,4,5, б. Таблица № 3. Результаты исследования в группе теноров.

к-во родословных к-во родственников из них поющих среди поющих родственников

сопрано теноров меццо сопрано баритонов басов

14 204 63 | 31% 28 44% 25 40% 3 5% 4 6% 3 5%

ВСЕГО

высоких средних низких

84% 11%** 5 %*•

Из таблицы № 3 видно, что в теноровой группе поющиеродственники на 40% состоят из теноров (та же голосоваяразновидность, что иу пробанда) ,44% приходится на сопрано, а 16%на остальные голоса. Чётко видно, что поющиеродственники с высоким голосом (сопрано + тенора) составляют 84 %. Таблица № 4Реультаты исследования в группе баритонов.

к-во родос ловных к-во родственников ИЗНИХПОЮЩИХ среди поющих родственников

сопрано теноров меццо сопрано баритонов басов контральто

13 223 59 | 26,5% 18 | 30,5 % 5 8,5% 10.2% 26 [44% ГО 2 3,4% 2 | 3,4%

ВС1

высоких средних низких

39 %• - 7 %»»

Из таблицы № 4 видно, что в данной голосовой группе превалируютужеродственники именно со средними голосами (баритоны + меццосопрано) и составляют 54% от всех поющих. Родственников с той оке голосовойразновидностью, что иу пробанда, 44 %. Таблица № 5. Результаты исследования в группе меццосопрано.

к-во родословных к-во род-ственни-ков из них поющих среди поющих родственников

сопрано теноров меццо сопрано баритонов басов контральто

и 254 74 29% 23 31% 10 | 13% 18 13% 13 18% 8 | 11% 2 | 3%

ВСЕГО

высоких средних низких

44 %** 42% 14 %• •

Несмотря на то, что в группе меццосопрано (таблица№ 5) соотношение голосову поющихродственников не достаточно демонстративно, на долю средних голосов всёже

приходится 42 %.

Таблица № 6. Результаты исследования в группе басов.

к-во родословных к-во родственников из них поющих среди поющих родственников

сопрано теноров меццо сопрано баритонов басов

14 240 68 28,3% 17 | 25% 3 4,4 % 12 | 17,6% 9 13,2% 40%

ВСЕГО

ВЫСОКИХ средних низких

29 %** 31 %** 40%

Из таблицы № б видно, что в семьях низких голосов (басов) среди поющих родственников превалируют именно басы На их долю приходится 40 % Полученные результаты представлены в виде сводной таблицы № 7. Таблица № 7. Сводные данные по генеалогиям.

пробанды поющих родственников среди поющих родственников

тот же тип голоса всего высоких всего средних всего низких

сопрано 27% 49% 71% 26% 3%

тенора 31% 40% 84% 11% 5%

меццосопрано 29% 24% 44% 42% 14%

баритоны 26,5 % 44% 39% 54% 7%

басы 28,3 % 40% 29% 31% 40%

среднее 28,36% 39,4%

Если объединить типы голосов в 3 основные группы (высокие, средние, низкие) и вывести средние значения, то описанные закономерности проявятся ещё более отчётливо (таблица № 8).

Таблица № 8. Распределение голосов по группам.

пробанды среди поющих родственников

высоких средних низких

высокие голоса 78% 19 %** 4 %**

средние голоса 42 %** 48% 11 %**

низкие голоса 29 %** 31 %** 40%**

**Различия достоверны (р<0,01) между группами.

Из 20 опрошенных участников контрольной группы только лишь двое отметили наличие поющих родственников в роду. Таковых оказалось 3 человека: родители одной из медицинских сестёр и бабушка коллеги - отоларинголога. Общее количество родственников первой и второй степени родства составило 217 человек. Таким образом, ко-

личество поющих родственников у данного контингента лиц составило 1,4 %. В экспериментальной группе число поющих родственников достоверно (р<0,001) выше, чем в контрольной группе.

Знание закономерностей наследования и развития певческих голосов открывает новые возможности и перспективы использования семейных данных для фониатриче-ской диагностики голоса, индивидуализации вокально-педагогического процесса.

Ярким примером выдвинутых утверждений служит следующая история.

Нами была получена родословная от студента второго курса вокального отделения Ставропольского училища искусств, назвавшего себя тенором.

Условные обозначения:

и- I I

- провала -мужчина Г у

-женщина

- провала I I - мужчина

Заштрихованы поющие родственники с указанием типа голоса. Схема № 1. Пример диагностики голоса с помощью генеалогического метода.

ОтО

6 I

ОтО

контральто

ОтО

О

ъ

ОтО

6~Ъ

меццо сопоано

контральто

солраио

драм, сопрано

тенор меццо

сопрано

В данной родословной сразу бросаются в глаза следующие особенности:

1) общее число родственников I и II степени родства 13. Из них поющих 7, что состав-ляег 54 % (заштрихованы с указанием типа голоса);

2) передача вокальных данных с обеих сторон;

3) тётя и бабушка по отцовской линии контральто. Случай неординарный. При встрече молодой человек подтвердил, что именно контральто, а не меццосопрано, что соответствующе характеризует семейные тенденции;

4) тётя по линии матери драматическое сопрано — голос, находящийся на границе между высокими и средними, что, так же указывает на тенденцию к обладанию более низкими голосами в этом семействе;

5) родная сестра меццосопрано.

На основании всех указанных особенностей возникло сомнение в типе голоса пробанда, в связи с чем педагогам сразу был задан вопрос: есть ли на отделении студент, у которого они сомневаются в типе голоса - тенор или баритон. Последовал положительный ответ. Им оказался именно этот студент.

Он был приглашён на фониатрический осмотр в результате которого выяснилось, что молодой человек субтильного телосложения, манерный. Голосовые нагрузки выдерживает лучше, если поёт в средней тесситуре, исполняя партии для баритона. Имеет голосовые складки средней длины и ширины, трахею с хорошо выраженными кольцами. Правая голосовая складка была с гипертрофически изменённым свободным краем, из-за чего во время фонации смыкание было неполным в передней и задней трети.

В данной ситуации очевидно, что по своей природе молодой человек является баритоном, но имеет гормональную дисфункцию, которая привела к изменению тембраль-ных характеристик и психологических установок. Это и создало трудности в диагностике голоса, что в свою очередь повлекло за собой пение в несвойственно высокой тесситуре, а затем и патологические изменения в гортани.

Изучение структуры творческих способностей

По материнской линии передача вокальных данных наблюдалась в 26 родословных, что составляет 27 %. Это так называемые матропозитивные браки, т.е. певческим голосом обладает мать и (или) другие родственники со стороны матери пробанда.

По отцовской линии передача вокальных данных наблюдалась в 14 родословных, что составляет 14 %. Это так называемые патропозитивные браки, т.е. певческим голосом обладает отец и (или) другие родственники со стороны отца пробанда.

В 26 случаях двухстороннее наследование — 27 %.

В 31 родословной поющим оказался только лишь пробанд — 32 %.

Основой для определения выраженности вокально-творческих способностей послужил вид деятельности вокалистов: солисты оперы первого плана, солисты оперы второго плана, солисты оперетты и музыкального театра, солисты филармонии, вокальные педагоги, артисты хора, иллюстраторы.

Интересным оказался тот факт, что выраженные профессиональные данные демонстрируют лица, у которых передача вокальных данных идёт по материнской линии или с обеих сторон. Именно эти лица являются педагогами, ведущими солистами театров, филармонии и т.д. В матропозитивных браках таковых 14 человек (54 %), а в смешанных 15 (58 %). Яркими примерами этого являются родословные наших выдающихся современников, Народных артистов СССР Маквалы Касрашвили, Зураба Соткилава, Тамары Синявской и Муслима Магомаева. У всех передача вокально-творческих способностей происходила по материнской линии, что они особо отмечали.

Пробанды, у которых передача вокальных данных происходит по отцовской линии в большей степени, чем в матропозитивных браках, являются солистами второго плана и артистами хора. Таковых в патропозитивных браках 9 человек (64 %). Однако в этих браках всё же высок процент ярко проявляющего себя потомства (36 %).

Особо примечательна группа вокалистов из негативных браков и тем более тех, кто вообще одиноко высится над толпой своих «безголосых» родственников. Мало проявивших себя вокалистов здесь до 81 % (25 человек).

Полученные данные представлены в виде диаграммы (рисунок № 1). Рисунок № 1. Зависимость проявления вокально-творческих.

илролоэяпшшв смешанные патролозипшиые негативные

□ вы раженные музы кально-творческие способности. В остальные

Рассчитав I — критерий Стьюдента оказывается, что достоверных различий между матропозитивными и смешанными браками нет (р>0,05). Нет их и между этими двумя группами и группой патропозитивных браков(р>0,05). Однако получены достоверные различия (р<0,05) ме::сду ДГКЖ'. у лозга"..г::ыми группами с группой негативных браков.

Таким образом, полученные результаты достоверно свидетельствуют о том, что наличие генетических предпосылок в семье позитивно влияет на степень проявления

вокально-творческих способностей. При этом линия наследования мало влияет на данный показатель.

Подобные тенденции (только лишь после более детального изучения) могут оказаться весьма интересными и важными для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза лиц, желающих посвятить себя вокально-творческой профессии.

Мутационный период как этап формирования певческого голоса

В данном разделе использована информация от всех 97 опрошенных вокалистов. Большинство из них, а именно 94 (96,9 %), уже в детстве имело вокальные данные. И только лишь трое (3,1 %) отметили, что в детстве у них вокальных данных не было.

34 обладателя высокого голоса (21 сопрано и 13 теноров), что составляет 71 % от общего числа высоких голосов, в детстве имели соответственно сопрано или дискант, т.е. высокий детский голос, тогда как 14 человек (29 %) в детстве имели альт. Однако более половины из них имели ту или иную «крепкую» разновидность данных голосов (драматическую или лирико-драматическую) (р<0,01).

В группе средних голосов (меццосопрано и баритоны) 13 человек в детстве имели дискант или сопрано, 14 человек — альт, т.е. соотношение дискант - альт в данной группе фактически 1:1.

Среди 19 человек группы низких голосов (контральто и басы) у 11 (75 %) в детстве диагностировался альт. Среди остальных басов (8 человек) в детстве диагностировался дискант (р<0,01). У половины данного контингента высокая разновидность баса.

Полученные результаты представлены в таблице № 9.

Таблица №9. Сводные данные о наличии певческого голоса у опрошенных в детстве.

\ Опро \ ви \иые Тип \ голоса \ в детстве \ Сопрано Мепвоеопрыю Контральто Тенор Баритон Бас

Кол-во человек % Кол-во человек % Кол-во человек % 1 е г ВТ г 1 % Кол-во человек % Кол-во человек %

Вокальных данных не было 1 3 - - - - - - 1 7 1 5,6

Дискант 21 66* 4 28,6* - - 13 76,5* 9 64* 8 44,4*

Альт 10 31* 10 71,4* 2 100 4 23,5* 4 29* 9 50*

* -различие достоверно (р<0,01) между группами

Полученные данные достоверно свидетельствуют о том, что существует определённое соответствие между детским и взрослым типом голоса. Более высокому типу го-

лоса в детстве будет соответствовать более высокий в постмутационном периоде. Однако необходимо учитывать всё разнообразие певческих голосов. Так, например, колоратурное и драматическое сопрано - это два совершенно разных голоса. Драматическое сопрано по своим характеристикам уже приближается к высокому меццосопрано, что ещё раз показывает принцип квази-непрерывности данного признака. Поэтому совершенно закономерно предполагать, что певица, обладательница драматического сопрано, как и меццосопрано, в детстве имела альт, нежели сопрано.

Следующим этапом исследования явилось изучение взаимосвязи степени тяжести мутационного процесса с формированием того или иного взрослого типа певческого голоса.

На основании полученных результатов в группе высоких голосов подострое течение мутации наблюдается в 80,5 % случаев. При этом данный контингент в группе сопрано в детстве на 69 % состоял из девичьего сопрано и 31 % приходился на альтов. В теноровой группе подостро мутировавших дискантов 74 %, альтов 26 %. В среднем высокие голоса, у которых мутация протекала подостро, в 71,5 % случаев в детстве имели дискант (сопрано), т.е. высокий детский голос, а 28,5 % альт. Иное соотношение наблюдается при остром и острейшем течении мутации. У сопрано группу остро мутировавших на 60 % составили альты, тогда как 40 % приходилось на сопрано и не поющих в детстве лиц. Различия между дискантами высоких и средних голосов достоверны; между альтами высоких и средних голосов достоверны (р<0,05).

В группе средних голосов (меццосопрано и баритоны) в 96 % случаев мутация протекала подостро. Альты составили в среднем 53 %, а дисканты 47 %. Острое течение отмечалось в одном случае при переходе дисканта в баритон.

У басов подострое течение мутации выявилось в 61 %, острое в 22 %, острейшее в 17 % случаев. При этом соотношения противоположно отличаются от группы высоких голосов. Так, группу подостро мутировавших на 64 % составили альты, на 36 % дисканты, а из остро и острейше мутировавших 57 % пришлось на дискантов, 29 % - на альтов, 14 % - на лиц, не имевших в детстве вокальных данных. Различия между группами достоверны (р<0,05).

На основании приведённых результатов можно сделать вывод, что, всё же, существует некое физиологическое соответствие между типом детского и взрослого голоса. Это соответствие и проявляется подострым течением мутационного периода, при котором сопрано или дискант в основном переходит в сопрано и тенора соответственно, в

меньшей степени в средние голоса, и тем более в бас. Однако такая схема носит крайне обобщающий характер.

Во-первых, необходимо учитывать всё разнообразие певческих голосов. Ведь, например, среди сопрано различают колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое, а среди басов - высокий (contante), центральный и низкий - profundo. Скорее всего, это и является причиной подострого течения мутации, когда, например альт переходит в сопрано, но в «крепкие» его разновидности (лирико-драматическое и драматическое). То же самое будет касаться и перехода дисканта в бас - contante. В данном случае, так же можно ожидать подострое течение мутации.

Во-вторых, частота встречаемости драматического сопрано намного меньше, чем, например, лирико-колоратурного, а бас - профундо в настоящее время является не менее редким голосом, чем контральто. Этим, возможно, объясняются различные соотношения детских голосов по отношению к взрослым.

В-третьих, не надо забывать о том, что многие подростки не соблюдают правил гигиены голоса, что может усугублять течение мутации вследствие возникновения мутационного ларингита.

В-четвёртых, возможно влияние других факторов: дисгормональные явления, несоответствие роста гортани к организму в целом, иммунодепрессия, аллергизация и т.д.

В-пятых, неправильная диагностика детского певческого голоса, как следствие, пение в несвойственной тесситуре так же может в дальнейшем повлиять на течение мутационного периода, а значит и на результаты исследований по данной проблеме.

В-шестых, многие дети в детстве имеют незаурядные голосовые данные, являясь обладателями насыщенного тембра и широкого диапазона. Эти индивидуальные особенности, несомненно, будут вносить коррективы в течение мутационного периода, делая его достаточно лёгким.

Таким образом, если вновь вспомнить о всех разновидностях певческого голоса, то для каждого из его типов можно составить примерное соотношение сопрано - альт в детстве для женских голосов и соответственно дискант - альт для мужских. Для этого все голоса можно расположить между крайними разновидностями. С одной стороны это колоратурное сопрано (плюс контртенор и лирический тенор), с другой - бас - профун-до и контральто. В первой группе встречаемость детского сопрано или дисканта будет максимальна, тогда как альта минимальна. Обратное соотношение будет в группе низких голосов. Превалировать здесь будет альт. По мере понижения голосов соотношение

девичье сопрано, дискант — альт будет меняться. Встречаемость детского сопрано и дисканта будет уменьшаться, а частота встречаемости альта увеличиваться, показывая максимальные значения у басов.

Установленную закономерность можно отобразить в виде графика.

Рисунок № 2. График зависимости соотношения голосов.

низкие

голоса

1 ^^ средние

__1__ голоса

•4-Р ^^лысокие голоса

1 ^ - J * -

50%

Дисканты, со п ра но

По оси абсцисс и ординат отображается процентное количество дискантов, сопрано и альтов в популяции. По линейной кривой по группам располагаются взрослые голосовые разновидности, начиная от самых крайних. С одной стороны это колоратурное сопрано плюс контртенор, с другой - бас-профундо и контральто. Между ними располагаются остальные голоса: лирико-колоратурное сопрано; лирическое сопрано и лирический тенор; лирико-драматическое сопрано и лирико-драматический тенор; драматическое сопрано и драматический тенор; лирический баритон и высокое меццосопрано; лирико-драматический баритон; драматический баритон и центральное меццосопрано; бас - контанте; центральный бас. В этом направлении (или в обратном) и идёт изменение соотношения детских голосов. Опуская пунктиры на оси от любой голосовой разновидности, получим наиболее вероятное соотношение дискантов, девичьих сопрано и альтов для перехода в данный голос. Именно при таком соотношении создаются наиболее физиологические условия для мутации, и она протекает подостро. Соотношение, обратное полученному, соответствует менее физиологическим условиям, при которых мутация протекает остро и острейше. Например, по графику определено, что обладатели центрального баса примерно в 80 % случаев в детстве имели альт, а в 20 % дискант. Это значит, что из 100 вокалистов, являющихся обладателями центрального баса, которые мутировали подостро, 80 в детстве имели альт, а 20 дискант. Те индивидуумы, у кото-

рых мутация протекала остро и острейше в 80 % случаев имели в детстве дискант и лишь в 20 % альт. При этом учитываются те влияющие на мутацию факторы, о которых говорилось выше.

Аналогично выглядят рассуждения и по другим голосовым разновидностям.

Фониатрическое прогнозирование типа певческого голоса

Знания о закономерностях наследования певческого голоса и характере течения мутационного периода возможно использовать не только для фониатрической диагностики типа певческого голоса, но и для формулирования предварительного прогноза на предмет развития голоса и его типа его у детей.

Фониатрическое прогнозирование типа голоса - это предлагаемая нами методика, базирующаяся на закономерностях наследования певческого голоса и характере течения мутационного периода. Его целью является предопределение типа голоса у потомства (при условии унаследования вокальных данных от предков), или же применение в комплексе с другими методиками при фониатрической диагностике голоса.

Принципом такого прогнозирования является оценка семейных данных, особенностей течения мутационного периода в каждом конкретном случае. На основании полученных данных формируется врачебное мнение о наиболее вероятном типе голоса у индивида.

Для этого у обследуемого ребёнка собирается семейный анамнез (с помощью родителей) и уточняется тип его голоса. При необходимости составляется родословная. На основании полученных данных определяется, какой тип голоса наиболее вероятен у данного индивида в будущем.

Например: перед нами мальчик, поющий дискантом. В его родословной превалируют высокие голоса. Зная о том, что в родословных высоких голосов около 70 % поющих составляют высокие голоса, то можно сказать о большей вероятности проявления в постмутационном периоде тенора и в меньшей степени баритона.

У подростков предмутационного возраста методика этим будет ограничиваться.

У молодых людей, которые уже вошли в собственно мутационный период, появляется возможность определить другой критерий - степень тяжести мутационного процесса. Сопоставляя данные семейного анамнеза со степенью тяжести мутации, вероятность формирования более корректного суждения возрастает.

Например: тот же молодой человек, но у которого началась мутация. Если она протекает подостро, то это ещё один голос в пользу формирования тенора у него,

притом лирического. Если мутация протекает остро, то появляется вероятность того, что у молодого человека сформируется драматический тенор или баритон, если исключён факт мутационного ларингита, нарушения правил гигиены голоса и других факторов, неблагоприятно влияющих на течение мутации.

Если перед нами юноша или девушка с завершившейся мутацией, то врач уже может определить и другие объективные критерии: физические параметры, характерологические особенности личности, строение голосового аппарата, и так далее.

В качестве примера можно рассмотреть ещё одну ситуацию. В процессе работы проводился опрос одной супружеской пары. Супруга обладает меццосопрано, супруг — лирическим баритоном. Их сын одиннадцати лет имеет дискант с широким диапазоном. Необходимо дать прогноз о возможном типе голоса в будущем.

В данной ситуации можно сделать несколько выводов.

Во-первых, вероятность унаследования певческого голоса у такого ребёнка достаточно велика, тем более, что родители указывают на уже имеющиеся превосходные вокальные данные.

Во-вторых, мутирование произойдёт, скорее всего, в баритона, так как оба родителя являются обладателями среднего голоса. В данном случае это наиболее вероятная ситуация. Меньше вероятность того, что будет тенор, и ещё меньше, что бас. Это уже будет зависеть от индивидуальных конституциональных особенностей, гормонального фона и других факторов, так же детерминированных генетически.

В-третьих, если мутация будет протекать подостро, то это ещё раз будет говорить в пользу баритона или тенора. Если мутация будет протекать остро, то скорее всего можно предположить формирование баса.

Однако надо учитывать то, что мальчик имеет достаточно широкий диапазон, что, по словам родителей, позволяет ему петь как в дискантовой, так и в альтовой тесситуре. Поэтому, если своего влияния не окажут различные третьи факторы, то, скорее всего, мутация будет протекать подостро независимо от перехода в тот или иной голос.

Рассуждения в постмутационном периоде будут иметь аналогичный характер, но дополнятся данными о характере мутационного периода. Только тогда, когда исключено влияние различных негативных факторов и убедившись в том, что мутационный период протекал в физиологических условиях, данные о нём можно использовать в предлагаемой методике.

Фониатрическое прогнозирование требует детального изучения и открывает новые возможности для фониатрии и вокальной педагогики, особенно в детских коллективах. Ведь проблема диагностики голоса имеет место не только у взрослых, но и у детей. Придя в детский хоровой коллектив, ребёнок зачастую попадает не в свою партию, что влечёт за собой неправильное пение и рост заболеваемости голосового аппарата. Учитывая данные семейного анамнеза, педагог может сопоставить их с данными прослушивания, а у детей, вошедших в мутационный период, с тяжестью его течения. Подобный подходможетпозволить подходить кдетской вокальной педагогике болеедифференци-рованно, снижая уровень фониатрической патологии и порчи детских голосов.

ВЫВОДЫ:

/. Исследование семейных данных 97 профессиональных вокалистов показало, что вокальные данные в своей основе имеют наследственный характер. В данных семьях среднее число поющих родственников составляет 28,4 %,что достоверно выше, чем в контрольной группе, в которой этот показатель равен 1,4 %.

2. В семьях высоких голосов поющие родственники на 78 % состоят из высоких голосов. В семьях средних голосов поющие родственники со средними голосами встречаются в 48% случаев. В семьях низких голосов поющих родственников с низкими голосами 40 %.

3. Обладатели высоких голосов в детстве в 71 % случаев имели дискант (сопрано). Низкие голоса в 75 % случаев имели альт. В группе средних голосов соотношение дискант, сопрано — альт примерно 1:1. Степень тяжести мутационного периода может указывать на степень его «физиологического комфорта», определяемого соответствием детского и взрослого голосов, что является дополнительным критерием при определении типа голоса.

4. На основании семейного анамнеза и характера течения мутационного периода возможно фониатрическое прогнозирование будущего типа голоса, что целесообразно учитывать при индивидуализации вокально-педагогического процесса.

5. Комплексную методологию фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза необходимо начинать со сбора семейного анамнеза, данные которого следует учитывать при решении этих вопросов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Фониатрическая диагностика типа певческого голоса на сегодняшний день должна представляться специалистам как комплексно-методологический процесс.

2. Данную методологию целесообразно начинать со сбора семейного анамнеза.

3. При выяснении семейных данных необходимо собрать сведения о максимально возможном количестве родственников вообще, а затем проследить передачу вокальных данных в роду с обязательным выяснением типа их.

4. Данные семейного анамнеза наиболее удобно фиксировать в виде родословной, соблюдая при этом все соответствующие правила её составления.

5. При необходимости родословная, наряду с другими материалами фониатриче-ского обследования, может быть представлена как документ, прикладываемый в амбулаторную карту пациента или личное дело студента - вокалиста.

6. На основании знаний о закономерностях наследования певческого голоса и его типа делаются соответствующие выводы.

7. При диагностике голоса возможно учитывать данные о степени тяжести мутационного периода. Их следует использовать как дополнительный критерий.

8. При использовании методики фониатрического прогнозирования необходимо использовать данные семейного анамнеза и течения мутационного периода. Данные фо-ниатрического прогнозирования возможно использовать для определения будущего типа голоса и необходимо учитывать при индивидуализации вокально-педагогического процесса.

9. При решении задач профориентации лиц, желающих посвятить себя вокально-творческой профессии, возможно принимать во внимание данные семейного анамнеза, показывающие генетические предпосылки для выполнения данного вида деятельности.

10. При сборе анамнеза в данном контексте необходимо определить не только факт передачи вокальных данных, но и выяснить общемузыкальный уровень семьи, превалирующие профессии. Если в семье прослеживаются или не прослеживаются определённые тенденции, то на основании этого делаются соответствующие выводы.

11. Полученные данные возможно учитывать при определении прогноза профессиональной деятельности, но после детального их изучения и в комплексе с другими методиками.

12. При проведении профотбора данные семейного анамнеза следует использовать только лишь в качестве дополнительного критерия, что продиктовано чрезвычайной сложностью проблемы.

13.В рамках профориентации, профотбора и профпрогноза целесообразно внедрять применение ЭЭГ, спектрографии и других объективных методов исследования.

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Рудин Л.Б. Генеалогический метод и вопросы наследования певческого голоса и его развития / Л.Б. Рудин. // Заболевания голосового аппарата и верхних дыхательных путей: Тез. докл.- Владимир - Москва, 2001.- С. 155-157.

2. Рудин Л.Б. Генеалогический метод исследования в фониатрической практике / Л.Б. Рудин. Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани: Мат. конф. // Российская оториноларингология, приложение.- 2002.- № 1- С. 55.

3. Рудин Л.Б. О генетике вокального голоса / Л.Б. Рудин // Российская оториноларинго-логия-2003.-№ 1.-С. 124-125.

4. Рудин Л.Б. Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса / Л.Б. Рудин. Коммуникативные нарушения голоса, слуха и речи: Мат. конф.- М., 2003.-С. 185-186.

5. Рудин Л.Б. Мутационный период как этап формирования певческого голоса / Л.Б. Рудин//Российская оториноларингология,-2003.— №4.-С. 173-176.

6. Рудин Л.Б. Профориентация, профотбор и профпрогноз в фониатрической практике / Л.Б. Рудин // Российская оториноларингология.- 2004.- № 4.- С. 141-145.

7. Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса / Л.Б. Рудин // Российская оториноларингология. - 2004. - № 5. - С. 155-159.

8. К вопросу о генетике певческого таланта. Аналитический обзор. Принято в печать в «Российскую оториноларингологию».

9. Фониатрическая диагностика типа певческого голоса как комплексная методология. Аналитический обзор. Принято в печать в «Вестник оториноларингологии».

10. Певческий дар. Загадки и мнения. Принято в печать в «Российскую оториноларингологию».

Отпечатано в типографии ООО «Гипрософт» г. Москва, Ленинский пр-т, Д.37А Тираж 100 экз.

S-l

1584

 
 

Оглавление диссертации Рудин, Лев Борисович :: 2005 :: Москва

Введение.

Глава № 1. Обзор литературы.,.

1.1. Генетика голоса и певческого таланта.

1.2. Развитие голосо-речевых реакций у детей.

1.3. Мутационный период.

1.4. Определение типа голоса.

Глава № 2. Объект и методы исследования.

2.1. Сбор семейного анамнеза.

2.2. Фониатрическое обследование опрошенных.

2.3. Анализ семейных данных.

2.4. Изучение данных контрольной группы.

2.5. Изучение структуры творческих способностей.

2.6. Изучение мутационного периода.

Глава № 3. Результаты собственных исследований.

3.1. Данные фониатрического обследования опрошенных вокалистов.

3.2. Анализ семейных данных.

3.3. Изучение структуры творческих способностей.

3.4. Мутационный период как этап формирования певческого голоса.

3.5. Фониатрическое прогнозирование типа певческого голоса.

 
 

Введение диссертации по теме "Болезни уха, горла и носа", Рудин, Лев Борисович, автореферат

Вот уже более ста лет врачи — фониатры ведут упорный поиск тех анатомо-физиологических и других признаков, которые имеют значение для фониатрической диагностики голоса. Предложено большое количество различных методик, ни одна из которых на сегодняшний день не может считаться абсолютно достоверной для решения данного вопроса (И. Максимов, 1987). Однако проблема эта достаточно актуальна, а потому интерес к диагностики голоса остаётся высоким. Связано это, прежде всего с тем, что от правильного определения типа голоса зависит результат обучения вокалиста, рациональное использование его голосового аппарата в дальнейшем, а значит профилактика фониатрической патологии и сохранение творческого долголетия (М.С. Эрбштейн, 1925; Ф.Ф. Заседателев, 1925; B.C. Кантарович, 1937), что особенно актуально в современных социально-экономических условиях.

Профессиональные достижения в вокально-творческой деятельности, как, впрочем, и во многих других, возможны только лишь при осознанном и правильном выборе данной профессии. Как правило, наличие певческого голоса и желания петь ещё недостаточно. Должен быть высокий уровень музыкальной одарённости, хорошо развитый слух, интеллект, а для оперной сцены важна, например, ещё и внешность (JI.A. Венгер, 1975, В.Д. Шадриков, 1982; Т.С. Князева и др., 2001).

Основным мероприятием в данном контексте является профориентация молодых людей, собирающихся посвятить себя подобному виду деятельности. Её приемником является процедура профотбора (Т.С. Князева, 2001; Ю.С. Василенко, 2002; В.П. Морозов, 2002).

Как известно, любые признаки живого организма. определяются его генотипом, наследственно обусловлены. Певческий голос, как таковой, его тип, строение голосового аппарата не являются исключением. Анатомические предпосылки, психофизиологические особенности, задатки тех или иных способностей в комплексе и определяют возможность для выполнения той или иной деятельности, в том числе и вокально-артистической (К. Штерн, 1965; И. Максимов, 1987).

Любая история болезни начинается со сбора анамнеза. Тщательно собранный анамнез во многом определяет правильность постановки диагноза. Семейный анамнез несёт в себе данные наследственного характера, то есть те, которые заложены в человеке самой природой, что вносит определённые коррективы в диагностический и лечебный процесс. Фониатрическая практика не является исключением. Однако, это, пока что, касается только определённых заболеваний голосового аппарата.

На основании всего сказанного можно утверждать, что в схему диагностики типа голоса, для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза целесообразно включать и данные семейного анамнеза, как важное звено, несущее в себе биологическую, генетическую информацию.

Необходимо отметить и то, что семейные данные и генеалогический метод до сих пор не используются для изучения генетики голоса. Составление родословных для изучения нормы и патологии голоса высказывается в зарубежных источниках лишь как предположение (Я.Т. БаЫоГГ, 1995).

Цель работы

Усовершенствование комплексной методологии фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза, как тесно связанных между собой компонентов.

Задачи исследования

1. Изучить некоторые закономерности наследования певческого голоса.

2. Изучить связь особенностей мутационного периода с типологией певческого голоса.

3. Сформулировать принципы фониатрического прогнозирования голоса.

4. Определить значение семейного анамнеза для комплексной оценки типа голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза.

Научная новизна

Показано, что вокальные данные в своей основе имеют наследственный характер.

Впервые данные семейного анамнеза использованы для определения типа голоса.

Впервые показано, что степень тяжести мутационного процесса может являться дополнительным критерием при определении типа голоса.

Впервые семейные данные предлагаются для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза.

Впервые сформулированы принципы фоннатрического прогнозирования типа голоса.

Показано, что гоучение генеалогических данных и применение генеалогического метода исследования является очень важным этапом на пути изучения генетики голоса.

Практическая значимость

Работа позволяет оценить голосовые тенденции того или иного человека, расширяя тем самым методические возможности практической и теоретической фониатрни, что во многом дополняет и систематизирует комплексную методологию фониатрической диагностики голоса. Изучение общемузыкальных и голосовых особенностей конкретной семьи позволяет расширить понятие профориентации и профотбора в фониатрической практике. На основании семейных данных возможно вести дальнейший научный поиск по прогнозированию вокально-творческих успехов и творческого долголетия, что с уже существующими методиками укладывается в понятие профпрогноза. Работа является первым шагом к систематизированному процессу изучения генетики голоса.

Положения, выносимые на защиту

1. Вокальные данные имеют наследственный характер.

2. Наследование типа певческого голоса подчинено определённым закономерностям.

3. Характер течения мутационного периода может зависеть от формирования того или иного типа голоса, что можно учитывать при фониатрической диагностики голоса.

4. На основании данных семейного анамнеза и особенностей течения мутационного периода возможно прогнозирование будущего типа голоса.

5. Фониатрическую диагностику голоса необходимо начинать со сбора семейного анамнеза, несущего в себе генетическую информацию.

6. Семейный анамнез возможно использовать для решения вопросов профориентации, профотбора и профпрогноза в фониатрической практике.

Внедрение в практику

Основные положения диссертационной работы нашли практическое применение в педагогическом процессе на кафедре оториноларингологии РМАПО, при профориентации и профотборе абитуриентов Российской академии театрального искусства (ГИТИСа), Московского государственного университета культуры и искусства, при фониатрической диагностике голоса абитуриентов и студентов данных ВУЗов, внедряются в повсеместное использование для фониатрического прогнозирования и профориентации детей, обучающихся в музыкальной школе при союзе композиторов России. В постмутационном периоде совместно с вокальным педагогом даётся заключение о наиболее вероятном типе голоса.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы оториноларингологии» (г. Москва, 20 ноября 2002 г.); на 50-й юбилейной научно-практической конференции молодых учёных - оториноларингологов «Петербургу - 300 лет» (г. Санкт-Петербург, 28 января 2003 г.); на научно-практической конференции «Коммуникативные нарушения голоса, слуха и речи» (г. Москва, 30 мая 2003 г.).

Публикации

По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ (в центральной и местной отечественной печати), ещё 3 принято в печать (две в «Вестник оториноларингологии», одна в «Российскую оториноларингологию»). Они отражают основные положения научного исследования. Вклад автора в публикации составляет 100 %.

 
 

Заключение диссертационного исследования на тему "Значение семейного анамнеза для фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза"

выводы

1. Исследование семейных данных 97 профессиональных вокалистов показало, что вокальные данные в своей основе имеют наследственный характер. В данных семьях среднее число поющих родственников составляет 28,4%, что достоверно выше, чем в контрольной группе, в которой этот показатель равен 1,4 %.

2. В семьях высоких голосов поющие родственники на 78 % состоят из высоких голосов. В семьях средних голосов поющие родственники со средними голосами встречаются в 48 % случаев. В семьях низких голосов ноющих родственников с низкими голосами 40 %.

3. Обладатели высоких голосов в детстве в 71 % случаев имели дискант (сопрано). Низкие голоса в 75 % случаев имели альт. В группе средних голосов соотношение дискант, сопрано — альт примерно 1:1. Степень тяжести мутационного периода может указывать на степень его «физиологического комфорта», определяемого соответствием детского и взрослого голосов, что является дополнительным критерием при определении типа голоса.

4. На основании семейного анамнеза и характера течения мутационного периода возможно фониатричсское прогнозирование будущего типа голоса, что целесообразно учитывать при индивидуализации вокально-педагогического процесса.

5. Комплексную методологию фониатрической диагностики голоса, профориентации, профотбора и профпрогноза необходимо начинать со сбора семейного анамнеза, данные которого следует учитывать при решении этих вопросов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Фониатрическая диагностика типа певческого голоса на сегодняшний день должна представляться специалистам как комплексно-методологический процесс, аналогичный по структуре клинической истории болезни.

2. Данную методологию целесообразно начинать со сбора семейного анамнеза.

3. При выяснении семейных данных необходимо собрать сведения о максимально возможном количестве родственников вообще, а затем проследить передачу вокальных данных в роду. Главным условием опроса является акцент на типе голосов поющих родственников, что является ключевым моментом при определении семейных тенденций.

4. Данные семейного анамнеза наиболее удобно фиксировать в виде родословной, соблюдая при этом все соответствующие правила её составления.

5. При необходимости родословная, наряду с другими материалами фониатрического обследования, может быть представлена как документ, прикладываемый в амбулаторную карту пациента или личное дело студента -вокалиста.

6. На основании знаний о закономерностях наследования певческого голоса и его типа делаются соответствующие выводы.

7. При фониатрической диагностике голоса возможно учитывать данные о степени тяжести мутационного периода. Их следует использовать как дополнительный критерий.

8. При использовании методики фониатрического прогнозирования необходимо использовать данные семейного анамнеза и течения мутационного периода. Данные фониатрического прогнозирования возможно использовать для определения будущего типа голоса и необходимо учитывать при индивидуализации вокально-педагогического процесса.

9. При решении задач профориентации лиц, желающих посвятить себя вокально-творческой профессии, возможно принимать во внимание данные семейного анамнеза, показывающие генетические предпосылки для выполнения данного вида деятельности. Их необходимо рассматривать как одну из составляющих методики профориентации.

10. При сборе анамнеза в данном контексте необходимо определить не только факт передачи вокальных данных, но и выяснить общемузыкальный уровень семьи, установить превалирующие профессии. Если в семье прослеживаются или не прослеживаются определённые тенденции, то на основании этого делаются соответствующие выводы.

11. Полученные данные возможно учитывать при определении прогноза профессиональной деятельности.

12. При проведении профотбора данные семейного анамнеза следует использовать только лишь в качестве дополнительного критерия, что продиктовано чрезвычайной сложностью проблемы.

13. В рамках профориентации, профотбора и профпрогноза целесообразно внедрять применение ЭЭГ, спектрографии и других объективных методов исследования.

 
 

Список использованной литературы по медицине, диссертация 2005 года, Рудин, Лев Борисович

1. Алексахип И.В. Отцы и дети / И.В. Алексахии, A.B. Ткаченко // Химия и жизнь.- 1973.- № 8.- С. 55-59.

2. Артемьева Т.Н. О соотношении задатков и способностей / Т.И. Артемьева / Соотношение биологического и социального в человеке: материалы к симпозиуму.-М., 1975- С. 200-209.

3. Белова Е.С. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей 5 — 6 лет / Е.С. Белова, Е.И. Щебланова // Школа здоровья 2000.Т. 7,№ 1.-С. 8-15.

4. Василенко Ю.С. О профориентации и профотборе лиц, готовящихся к вокально-речевой профессии / Ю.С. Василенко, A.C. Токман // Вестник оториноларингологии — 1973 —№ 6 —С. 47-50.

5. Василенко Ю.С. Изучение гормонального профиля у лиц с мутационной дисфонией / Ю.С. Василенко. // Научно-практическая конференция «Современные методы диагностики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей»: Тез. докл.- Курск, 1987 С. 112-115.

6. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко,— М.: Энергоиздат, 2002 — 480 с. ,

7. Ветер JI.A. О детерминации способностей / JI.A. Венгер. Соотношение биологического и социального в человеке; материалы к симпозиуму — Москва, 1975.-С. 238-249.

8. Виноградов Е.С. Колебания рождаемости одарённых людей в 11-летнем солнечном цикле / Е.С. Виноградов // Психологический журнал.- 1990 Т. 11, №2.- С. 142-144.

9. Виноградов Е.С. Изменение частоты рождаемости одарённых людей в разных фазах 11-летнего солнечного цикла / Е.С. Виноградов // Вопросы психологии.- 1991—Т. 11, № 6 С. 96-102.

10. Ю.Гальтон Ф. Наследственность таланта. Ея законы и последствия: Пер. с англ. / Ф. Гальтон.- СПб., 1875.- 299 с.

11. М.Григорьев Г.* Гены и гении / Г. Григорьев // Химия и жизнь.— 1968-№ 2.- С. 62-68.

12. М.Григорьев Г.* Гены и гении / Г. Григорьев // Химия и жизнь.— 1968 — № З.-С. 44-47.

13. Ермолаев В.Г. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов М.: Медицина, 1970 — 272 с.

14. ХЪ.Зелигман С.Б. О росте голосовых связок человека / С.Б. Зелигман // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии.— 1963—Т. 45, вып. 11.—С. 88-92.

15. Исследование мозговой организации творчества / Н.П. Бехтерева, C.B. Медведев и др. // Физиология человека — 2000 Т. 26, № 5 - С. 12-18.

16. Ю.Каитарович B.C. Что надо знать артисту о своём голосе / B.C. Кантарович.-М.: Гос. муз. изд., 1937.-69 с.

17. Климов Е.А. Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности / Е.А. Климов.

18. Соотношение биологического и социального в человеке: материалы к симпозиуму-Москва, 1975-С. 210-220.

19. Кононова И.М. Основные факторы развития голосовых реакций детей 1-го года жизни / И.М. Кононова. Научные труды центрального института усовершенствования врачей, 1972.—Т. 166.—С. 60-69.

20. Кутуков Ю.Н. Некоторые аспекты мутации голоса подростков / Ю.Н. Кутуков. Материалы зональной научно-практической конференции отоларингологов и выездной сессии МНИИ уха, горла и носа — Иркутск, 1987.-С. 213-214.

21. ЗОЛсвидов И.И. Охрана и культура детского голоса / И.И. Левидов.— Л.— М.: Гос. муз. издат, 1939 112 с.

22. Лейтес Н.С. О детской одарённости. / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии 2003 - № 4.

23. Ъ2Лепин Т.К. Действительные члены Академии наук за последние 80 лет (1846 1924 г.г.) / Т.К. Лепин, Я.Я. Лус, Ю.А. Филипченко // Известия бюро по евгенике — 1925- № 3 — С. 3-82.

24. ЗЗ.Максимов И. Фониатрия: Пер. с болг. / И. Максимов— М.: Медицина, 1987.-288 с.

25. ЗА.Макуха АЛ. Зависимость между формой, расположением надгортанника и видом голоса / А.Л. Макуха, E.H. Духовная, М.В. Соколюк // Вопросы морфологии .— 1968 — вып. 3 — С. 60-65.

26. Малютин E.H. Экспериментальная фонетика и фониатрия / E.H. Малютин. // Вестник оториноларингологии.- 1936.-№ 3- с. 3-12.

27. Зй.Митрипович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха: Пер. с польского / А. Митринович-Моджеевска,— Варшава: польское гос. мед. изд., 1965.-356 с.

28. Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов- Л.: Наука, 1967204 с.

29. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов.- М.: ИП РАН, МГК им. Чайковского, центр «Искусство и наука», 2002.- С. 496.

30. АХ.Павлихип О.Г. Роль спектрального компьютерного анализа в определении типа голоса певца и профилактике заболеваний голосового аппарата у вокалистов / О.Г. Павлихин, А.ГТ. Мещеркин // Вестник оториноларингологии 2003.- № 1 — С. 9-11.

31. Павлова И. К вопросу об определении голоса певцов при помощи ларингоскопии / И. Павлова*, И. Казанский* // ЖУНГБ 1938— Т. 15, № 1.-С. 79-82.

32. АЗ.Плешков И. В. Клинико-акустические критерии определения профпригодности к речевой и певческой профессии / И.В. Плешков // Российская оториноларингология (приложение).—2002.—№ 1- С. 50-51.

33. АА.Рубишитейн СЛ. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / СЛ. Рубинштейн // Вопросы психологии — i960 —№ 3 С. 3-15.

34. А5.Русалов В.М. Темперамент как предпосылка творческих способностей / В.М. Русалов, Л.И. Полтавцева // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова 1997.- Т. 47, № 3.- С. 451-460.

35. Савельев ILM. Эндофотография как метод определения вида голоса у обучающихся пению / Н.М. Савельев // ЖУНГБ 1963.- № 3 - С. 55-59.

36. Строгая Е.З. К вопросу о наследовании музыкальных способностей / Е.З. Строгая // Бюро по генетике. Известия 1925.-№ 2 — С. 85-88.

37. ЪО.Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплое.— М.: АПН РСФСР, 1947.- 345 с.

38. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплое.- М.: Наука, 1961.-535 с.52 .Филипчепко Ю.А. Результаты обследования ленинградских представителей искусства / Ю.А. Филипчепко // Бюро по генетике. Известия 1924.-№ 2 - С. 5-28.

39. ЗЗ.Филипченко Ю.А. Интеллигенция и таланты / Ю.А. Филипчепко // Известия бюро по евгенике 1925 — № 3— С. 83-96.

40. Фомичёв М.И. Определение вида голоса. / М.И. Фомичёв. Сборник трудов ленинградского научно-практического института по болезням уха, горла, носа и речи-Л., 1940-Т. 6.-С. 109-118.

41. Фомичёв М.И. Основы фониатрии / М.И Фомичёв- Л.: Медгиз, 1949 — 188 с.

42. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев, Л.М. Телеляева, С.Л. Таптапова и др.— М.: Медицина, 1990 — 272 с.

43. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В.Д Шадриков. // Психологический журнал 1982-Т. 3, № 5 -С. 13-26.

44. Штерн К. Основы генетики человека: Пер. с англ. / К. Штерн- М.: Медицина, 1965 690 с.

45. Эрбштейн М.С. Анатомия, физиология и гашена дыхательных и голосовых органов / М.С. Эрбштейн.- СПб., 1908 — 209 с.

46. Юрьев Ю.М. Записки. В 2-х томах / Ю.М. Юрьев JT - М.: Искусство, 1963.

47. Andrews B.R. Auditory Те sts. iv. Tests of Musical Capacity / B.R. Andrews // Amer. Journ. of Psychol 1905- №16.

48. Bernstein F. Uber die Tonlage der menschlichen singstimme / F. Bernstein, B. Schlaper // Sitzungsberichte der Preuss. Berlin: Akad. Wiss, Math-physikal. Klasse. 1922.

49. Bharadway R. Intelligence, sex and age as correlates of the components of creativity / R. Bharadway // Asian J. Psychol, and Educ.- 1985.- Vol. 16 (3).-P. 41.

50. Coon H.y Genetic and environmental determinants of musical ability in twins / H. Coon, G. Carey// Behav Genet.- 1989.-№ 19.-P. 183-193.

51. Hacker, Th. Ziehen. Leipzig.: Barth, 1922,- 186 p.

52. Koch. Die erblichkeit der musicalität / Koch,* Hans.* // Y. Ambrosius 1926-S. 16-73. (Aus dem winderem labarator).

53. Luchsinger R, Die Vererbung von Sprach — und Stimmstörungen / R. Luchsinger I I Folia Phoniatrica 1959 — № 11-P. 1-3.lü.Luchsinger R. Genetics of the voice. / R. Luchsinger, G.E. Arnold. Voice -speech — language-Belmont-Wadsworth, 1965 —P. 122-130.

54. Mjöen. Zur erbanalyse der musikalischen begabung / Mjöen,* Alfred J. // Separat ur Hereditas.- 1923-№7.-S. 109-128.

55. Kl.Prentky R. Creativity and psychopathology: gambling at the seat of madness / R. Prentky. Handbook of creativity / Ed. Glower J. A. et al.- N. Y.- L.: Plenum Press, 1988.-P. 243.

56. Revesz G. Prüfung der Musikalität / G. Revesz // Zeits. f. Psychol 1920 — № 85.

57. M.SataloffR.T. Genetics of the Voice / R.T. Sataloff//Journal of Voice 1995-Vol. 9,№ l.-P. 16-19.

58. Schilling R. Uber die Stimme erbgleicher Zwillinge / R. Schilling Klin Scher, 1936.-Vol. 15.-P. 756.

59. Schilling R. Uber die Stimme erbgleicher Zwillinge / R. Schilling // Folia Phoniatrica.- 1950.-№ 2.-P. 98-119.

60. Sl.Schoen M. Recent Literature on the psychology of the Musician / M. Schoen // Psychol. Bull.- 1921.—№ 18.

61. Seashore C. Measures of Musical Talent / C. Seashore // Psychol. Rew— 1930.-№37.

62. Seeman M. Die Bedeutung der Zwillingspathologie fur die Erforschung / M. Seeman// Sprach-Stimmheilk- 1937-№ l.-P. 88.

63. Tarneaud J. Traite pratique de Phonologie et de Poniatrie / J. Tarneaud-Paris Maloine, 1941.

64. Trendelenburg W. Ein Apparat zur Vorführung und zur Ausmessung des Kehlkopfspiegelbildes / W. Trendelenburg // Z. Hals. Nas. - u. Ohrenheilk.-1929.-№ 22.-P. 159-164.

65. Vernon P.E. The nature — nature problem in creativity / P.E. Vernon. Handbook of creativity / Ed. Glower J. A. et al N. Y.- L.: Plenum Press, 1988.- P. 93.

66. Звёздочками отмечены авторы, у которых в оригинальных статьях нетуказания на имя или отчество.