Автореферат и диссертация по медицине (14.00.33) на тему:Медико-социальный анализ православного учения о здоровье и форм сотрудничества Русской Православной Церкви с медицинскими и образовательными учреждениями

АВТОРЕФЕРАТ
Медико-социальный анализ православного учения о здоровье и форм сотрудничества Русской Православной Церкви с медицинскими и образовательными учреждениями - тема автореферата по медицине
Тулякова, Татьяна Ивановна Санкт-Петербург 2004 г.
Ученая степень
кандидата медицинских наук
ВАК РФ
14.00.33
 
 

Автореферат диссертации по медицине на тему Медико-социальный анализ православного учения о здоровье и форм сотрудничества Русской Православной Церкви с медицинскими и образовательными учреждениями

На правах рукописи

ТУЛИКОВА Татьяна Ивановна

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ФОРМ СОТРУДНИЧЕСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С МЕДИЦИНСКИМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

14.00.33 - общественное здоровье и здравоохранение

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Санкт-Петербург - 2004

Работа выполнена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования

Научный руководитель: член-корреспондент РАЕН, доктор медицинских наук, профессор

Дюкарева Анна Михайловна

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор

Микиртичан Галина Львовна

академик МАНЭБ, доктор медицинских наук, профессор

Шапиро Клара Ильинична

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская Государственная медицинская академия имени И.И. Мечникова» Министерства Здравоохранения Российской Федерации

Защита диссертации состоится «21» сентября 2004 г. в_ч. на заседании диссертационного совета К-208.087.01 при ГОУВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации» (194100, Санкт-Петербург, ул. А. Матросова, д. 22)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 16)

Автореферат разослан «20» августа 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат медицинских наук,

доцент Н.В. Здоровцева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние годы проблемам здоровья, а также факторам, его определяющим, стало уделяться большое внимание. Приоритетным направлением деятельности здравоохранения является «переход от системы, ориентированной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на здоровом образе жизни и направленной на профилактику болезни» [Стратегический план развития здравоохранения на 2004-2010 гг., 2001].

В «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» (1997) отмечена необходимость поиска действенных форм сотрудничества системы здравоохранения с общественными, благотворительными и религиозными организациями.

В «Основах законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации» (1993) сказано, что «государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». В связи с этим большой научно - практический интерес представляет отношение православного учения к проблемам здоровья и здорового образа жизни.

В настоящее время в связи с возрастающей ролью Русской Православной Церкви в социальной жизни общества становится актуальным изучение роли православных организаций в сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни населения. «Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви» [Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2001].

Взаимоотношение Русской Православной Церкви с государственной системой здравоохранения определяет «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Церковью» от 3 марта 2003 года.

Учитывая убедительные исторические доказательства важной роли православного христианства в сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни населения, следует признать правомерным в современных условиях необходимость разработки специальных программ-сотрудничества здравоохранения и Русской Православной Церкви.

Все вышесказанное определяет необходимость и значимость данного комплексного социально-гигиенического исследования, проведенного с позиции системного подхода, углубленного анализа, а также обоснование и внедрение полученных результатов в практическое здравоохранение и комплексные программы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.

Цель исследования. На основе медико-социального анализа православного учения о здоровье и изучения форм сотрудничества медицинских и обРОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ!

БИБЛИОТЕКА

ОЭ »0

разовательных учреждений с Русской Православной Церковью осуществить научное обоснование комплекса мероприятий по совершенствованию взаимодействия системы здравоохранения и медицинских образовательных учреждений с православными религиозными организациями с целью сохранения здоровья населения в современных условиях.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) провести медико-социальный анализ православного учения о здоровье;

2) изучить отношение православных христиан к соблюдению религиозных традиций;

3) представить медико-социальную характеристику образа жизни православных христиан;

4) оценить состояние здоровья православных христиан в зависимости от степени реализации ими религиозных традиций;

5) изучить историческую роль православного христианства в становлении медицинского образования и охране здоровья населения;

6) исследовать формы сотрудничества Русской Православной Церкви с лечебно-профилактическими и средними медицинскими образовательными учреждениями по проблемам охраны здоровья населения;

7) разработать комплекс мероприятий по оптимизации сотрудничества Русской Православной Церкви с медицинскими и образовательными учреждениями, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни населения.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на примере Тобольско-Тюменской епархии, а также лечебно-профилактических и средних медицинских учреждений Тюменской области осуществлен научный медико-социальный подход к изучению основ православного учения, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни верующих; составлена медико-социальная характеристика особенностей образа жизни и показателей здоровья православных христиан с учетом степени реализации ими религиозных традиций; изучена историческая роль православного христианства в становлении среднего медицинского образования и развитии форм оказания медицинской помощи населению; проведен мониторинг общественного мнения о сотрудничестве религиозных организаций с учреждениями здравоохранения и образования; исследованы формы сотрудничества Русской Православной Церкви с органами здравоохранения, лечебно - профилактическими и средними медицинскими образовательными учреждениями в современных условиях; научно обоснован комплекс мероприятий по оптимизации взаимодействия Русской Православной Церкви с медицинскими и образовательными учреждениями.

Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволившими разработать предложения по оптимизации взаимодействия медицинских и образовательных учреждений с православными религиозными организациями с целью сохранения и укрепления здоро-

вья, формирование здорового образа жизни населения. Проведенное исследование особенностей образа жизни и состояния здоровья православных христиан в зависимости от степени реализации ими религиозных традиций может быть положено в основу профилактических медико-социальных программ. На основании материалов исследования Департаментом здравоохранения Тюменской области принято решение о подготовке сестер милосердия в Тобольском медицинском училище. Разработана программа «Духовные основы милосердия», которая реализуется в учебном процессе Тобольского и Тюменского медицинских училищ. По данным исследования осуществлено возрождение в гг. Тобольске, Тюмени, Нефтеюганске, Ялуторовске общественных организаций «Сестры милосердия». Разработанный комплекс мероприятий по взаимодействию медицинских и образовательных учреждений включен в «Программу взаимодействия администрации города Тобольска, Тобольского городской Думы и Тобольске - Тюменской епархии на 20022005 гг.». Научно-практические рекомендации на основе проведенного в Тюменской области исследования могут быть использованы для разработки мероприятий по координации сотрудничества средних медицинских образовательных и лечебно-профилактических учреждений с Русской Православной Церковью на других территориях.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность областных учреждений здравоохранения Тюменской области, муниципальных учреждений здравоохранения г. Тобольска, Тобольской городской Думы, автономной некоммерческой организации «Сестры милосердия», а также в учебный процесс Тобольского медицинского училища имени В. Солдатова, Тюменского медицинского колледжа, Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева, Тюменской государственной медицинской академии, Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования, Тобольской духовной семинарии. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Медико-социальный анализ православного учения выявил, что в нем уделяется большое внимание физическому, душевному и духовному здоровью человека.

2. Особенности образа жизни и состояния здоровья православных христиан в зависимости от степени реализации ими религиозных традиций.

3. Целесообразность и обоснованность взаимодействия лечебно — профилактических и средних медицинских образовательных учреждений с Русской Православной Церковью, формы сотрудничества между ними.

4. Научное обоснование комплекса мероприятий по оптимизации сотрудничества медицинских и образовательных учреждений с религиозными православными организациями.

Апробация материалов диссертации. Материалы диссертационной работы представлены и обсуждены: на заседаниях научно-практических конференций: «Актуальные проблемы медицинской науки, технологии и профес-

сионального образования» (Челябинск, 2000); «Психологическая служба образования, как фактор в сохранении психического здоровья детей и подростков» (Тобольск, 2001); «Новые подходы к обучению и воспитанию студентов ссузов» (Тюмень, 2001); третьей научно-практической конференции Няган-ской городской больницы Ханты-Мансийского автономного округа (Нягань,

2001); «Проблемы городского здравоохранения» (Санкт-Петербург, 2001); «Инновации в сестринском деле», (Тюмень, 2002); «Стратегия развития сестринского дела» (Самара, 2002); «Проблемы и перспективы развития сестринского дела в Тобольске» (Тобольск, 2002); «Перспективы сотрудничества образовательных учреждений Тобольско-Тюменской епархии в деле воспитания подрастающего поколения» (Тобольск, 2002); молодежного межрегионального общественного движения «Сибирь Молодая Православная» (Тобольск,

2002); «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Тюменской области» (Тюмень, 2003); «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» (Тобольск, 2003); «Медико-социальные функции здравоохранения и их роль в защите физического и духовного здоровья населения» (Тюмень, 2003).

Личный вклад автора в проведенное исследование. Автору принадлежит инициатива проведения многопланового комплексного медико-социального исследования основ православного учения о здоровье, а также форм взаимодействия Русской Православной Церкви с учреждениями здравоохранения в современных условиях. Для осуществления поставленной цели автором лично разработан план, проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме, разработана программа, подобран комплекс методов исследования, проведен сбор медико - социальной и статистической информации и обработка полученных данных.

Промежуточные результаты исследования систематически проверялись научным руководителем. Анализ, интерпретация, изложение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций в основном выполнены автором лично. Доля участия автора в накоплении информации — до 100 %, математике- статистической обработке более 80 %, в обобщении и анализе материала 100 %.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Библиографический указатель содержит 288 публикаций отечественных и 31 зарубежных авторов, 38 источников из архивных фондов. Общий объем диссертации составляет 240 страниц машинописного текста. Работа иллюстрирована 7 рисунками, 6 таблицами и 2 фотографиями.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи и методы исследования, изложены научная новизна, практическая значи-

мость работы и сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе представлен обзор отечественных и зарубежных источников, посвященных медико — социальным и организационным проблемам здоровья с позиций православного учения, а также вопросам интеграции медицины и религии.

Во второй главе изложено описание базы, программы и методики исследования.

Настоящее исследование проводилось в Тюменской области, одном из наиболее крупных регионов Российской Федерации, административные границы которой совпадают с границами Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви (площадь 1435,2 кв.км.). Общая численность населения Тюменской области на 1 января 2003 года составляло 3291,4 тыс. человек. Городское население составляет 76,7% от общего количества населения, сельское - 23,3%.

Программа исследования включала 7 основных разделов (табл. 1).

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе был использован комплекс современных методов научного анализа, включающий натурное наблюдение, социологический (анкетирование, интервьюирование), исторический, статистический с расчетом показателей, формирование логических и экспертных оценок, углубленное медицинское обследование исследуемого контингента комплексной бригадой врачей. Методы, использованные нами, позволили обеспечить углубленный всесторонний анализ и достоверность полученных данных.

Для сравнительного анализа особенностей образа жизни и общей заболеваемости (по обращаемости) с учетом степени реализации православных традиций в области охраны здоровья осуществлена типологическая выборка из студентов Тобольской духовной семинарии с учетом возраста, пола, места жительства в Тюменской области, обучения на ЫП курсах. Последующим методом пропорционально направленного отбора по отношению к студентам духовной семинарии была сформирована выборочная совокупность студентов медицинских училищ Тюменской области. Выборочная совокупность составила 794 студента Тобольской духовной семинарии и 794 студента медицинских училищ Тюменской области в возрасте от 17 до 25 лет, из них 625 мужчин, 169 - женщин, что составляет 78,6% и 21,4% соответственно.

Выкопировка данных об общей заболеваемости (по обращаемости) осуществлена из учетной документации медицинских пунктов обоих образовательных учреждений и медицинских учреждений Тюменской области. Была совершена выкопировка данных общей заболеваемости (по обращаемости) с расчетом среднегодовых показателей заболеваемости за период полного учебного года соответствующего курса с 2000 г. по 2002 г. На данном же контингенте проведен углубленный медицинский осмотр врачами пяти специальностей: хирург, терапевт, невролог, офтальмолог, оториноларинголог.

Таблица 1

Программа и методика исследования_

Раздел программы Методика получения информации Источник информации, статист, совокупность

I. Медико - социальный анализ православного учения о здоровье. Анализ православного учения. Библия, труды православных ученых (66 источников).

И. Оценка отношения православных христиан к соблюдению религиозных традиций. Социологический опрос по анкетам: «Отношение православных христиан к религиозным традициям»; 794 студента Тобольской духовной семинарии, 100 священников, 200 прихожан, (1094 анкет).

«Отношение студентов-медиков к православному христианству». 1200 студентов медицинских училищ Тюменской области (1200 анкет).

III. Медико - социальная характеристика образа жизни православных христиан. Социологический опрос по анкетам: «Характеристика знаний и навыков гигиенического поведении молодежи»; 794 студента Тобольской духовной семинарии, 794 студента медицинских училищ (1588 анкет).

«Отношение студентов-медиков к здоровому образу жизни». 794 студента медицинских училищ Тюменской области (794 анкеты).

IV. Состояние здоровья православных христиан в зависимости от степени реализации ими религиозных традиций. Медицинские осмотры студентов духовной семинарии и медицинских училищ. 794 студента Тобольской духовной семинарии и 794 студента медицинских училищ.

Выкопировка данных из медицинской учетной документации. Фф. № 095/у, 12/у, 11/у, 7/у, 066/у, 111/у, 113/у, 025/у, 096/у, 003-1/у, 006-1/у (488 документа).

V. Оценка исторической роли православного христианства в становлении медицинского образования и охране здоровья населения. Анализ архивных материалов Материалы Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области, архивных фондов Тобольского музея - заповедника и Тобольского медицинского училища (67 документов).

VI. Анализ форм сотрудничества Русской Православной Церкви с медицинскими и образовательными учреждениями.

Анализ отчетной документации за 2000-2003 гг.

Социологический опрос по анкетам: «Отношение к религии населения Тюменской области»;_

«Отношение руководителей ЛПУ к сотрудничеству с православными организациями»;

«Мнение пациентов о влиянии религии на процесс выздоровления».

Отчеты органов управления Тюменской области по здравоохранению, образованию, по делам национальностей, лечебно -профилактических учреждений, медицинских училищ, Тобольско - Тюменской епархии (209 документов);_

1500 жителей Тюменской области (1500 анкет).

200 руководителей лечебно - профилактических учреждений Тюменской области (200 анкет).

200 пациентов лечебно-профилактических учреждений Тюменской области (200 анкет)._

VII. Разработка комплекса мероприятий по оптимизации сотрудничества медицинских и образовательных учреждений с Русской Православной Церко-_вью, направленного на укрепление и сохранение здоровья населения._

Всего в ходе социально - гигиенического исследования проанализировано 6576 анкет. Всего изучено 9007 документов. Оценки достоверности различных показателей выборочной и генеральной совокупности проведены с помощью доверительной вероятности (р). Объем исследуемых совокупностей обеспечивает ее репрезентативность и вполне отвечает задачам проводимого исследования.

В третьей главе представлен медико — социальный анализ православного учения о здоровье и здоровом образе жизни верующих. В православном учении организм человека рассматривается как духовно-биологическая многоуровневая саморегулирующая система, которая находится в тесной гармонии с обществом, природой, мирозданием и состоит из трех уровней организации - физического, нервно-психического и духовного. Именно высокая степень гармонии этих уровней с природой, обществом и Богом определяет состояние здоровья и качество жизни человека, а ее нарушение приводит к дисфункциям и болезням организма. В Постановлении Юбилейного Архиерейского Собора (2000) отмечено, что «Господь Иисус Христос, проповедуя ело-

вом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и наипаче о душе, а в итоге о целостном составе личности...».

Важным моментом сохранения здоровья в Библии считается правильное питание человека. В Библии неоднократны предостережения о пагубности чревоугодия. «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним; страдание бессонницею и холера, и резь в животе бывают у человека ненасытного» (Сир. 31, 21-23). В практике православия лекарством от чревоугодия является пост.

Постные периоды и дни установлены Церковью и предполагают особый режим питания в определенное время, который не позволяется нарушать без какой-либо причины. Законы о пище неразрывно связаны с указаниями о гигиене питания и быта. Перед любой трапезой предполагалось омовение рук. (Исх.14-15).

В православном учении осуждаются вредные привычки, алкоголизм, наркомания, курение, причина возникновения которых, с православной точки зрения, в бездуховности, неудовлетворенностью жизнью и «утрате смысла Бытия». Церковь считает пьянство, и тем более наркоманию тяжким и сознательным грехом, который со временем «обрастает» многими другими грехами [Ярошевский М.Г., 1996]. В Святом Писании говорится, что пьянство «отягчает сердце» (Лук. 21,34), «заставляет человека терять ум» (Притч. 20, 1), «забывать закон, попирать права бедных и угнетаемых» (Притч. 31, 5), «привлекает на голову человека наказание» (Мф. 24, 49-51) и «исключает из Царствия Небесного» (1^^. 6, 10; Гал. 5, 21).

Важное значение в православном учении имеют и законы о браке. Святость семьи была одним из доминирующих догматов морали и этики древнего человека. (Лев. 16-18). Церковь благословляет человеческие дух, душу и тело на соучастие в Христовой любви, на рождение и воспитание в этой любви детей. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф 19, 6).

Библия также содержит общие представления об источниках возникновения болезней, среди которых наиболее значимыми считаются такие человеческие слабости, как зависть, жадность, гнев, неумеренность в еде, невыполнение предписаний гигиены и санитарии. Здоровье считается даром, которого человек может быть лишен для наказания (Ин. 9,1-2), исправления (1 Кор. 5,1-5), профилактики греха (2 Кор. 12,7-10), или испытания веры (Иов. 2,113).

О неразрывном единстве всех органов в целом и друг с другом и «о страдании одного органа, неминуемо влекущем за собой страдание прочих» уже в 1 веке писал апостол Павел (1^^. 12, 26). С точки зрения православного учения многие болезни имеют среди своих причин греховный образ жизни, который является нарушением установленных Богом законов и правил. «Если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, и делать угодное пред очами

Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать вес уставы Его, то не наведу на тебя ни одну из болезней...» (Исх. 15,26).

За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни, эмоционального состояния и физического здоровья: «Человек злоязычный не утвердится на земле, - зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139, 12). Постепенно на смену представления о том, что единственным целителем человека является священник, приходит понимание значения врача. Христианское вероучение предписывает обращаться за медицинской помощью при возникновении проблем со здоровьем и уважительно относится к профессии врача. «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства (полезные лекарства), и благоразумный человек не будет пренебрегать ими», - так благословляется подлинное врачебное искусство (Сир.38, 1-4). Врачебное искусство должно иметь и благотворное практическое применение, служить для больного одним из орудий Божественного милосердия о нем. «Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен» (Сир. 7, 38).

В четвертой главе проанализированы особенности образа жизни и состояния здоровья православных христиан на примере студентов Тобольской духовной семинарии и медицинских училищ Тюменской области в зависимости от степени реализации ими религиозных традиций.

Исследование отношения православных христиан к религиозным традициям выявило, что все респонденты — священнослужители, прихожане То-больско-Тюменской епархии и студенты Тобольской духовной семинарии «верят в Бога», православные храмы посещают «2-3 раза в неделю» - 96,4%. Посещение храма воздействует успокаивающее на 76,0%, «придает силы и уверенности» - 72,3%, «чувствуют себя защищенными» - 41,5%, «становятся добрее» - 32,4% респондента. Установлено, что преобладающее большинство верующих (87,3%) обращается к Богу «в случае болезни». Результаты исследования выявили, что «знают и соблюдают религиозные праздники» - 96,0% верующих. Почти все верующие (92,0%) «читают дома молитвы ежедневно». По данным опроса верующие «строго соблюдают пост» в 84,0% случаев и «иногда не соблюдают по состоянию здоровья» - 16,0% респондентов. Все верующие считают, что «пост полезен для здоровья» и считают нужным его соблюдение. Среди причин обращения к Богу наиболее частыми (74,1%) являются молитвы о «здоровье себе и близким». К другим причинам относятся: «помощь в устранении вредных привычек для знакомых и близких людей» — 21,4%. Анализ мнения верующих о необходимости молельных комнат и больничных храмов в лечебно-профилактических учреждениях выявил, что 94,2% считают такую практику обязательной. Отношение к введению в школьную программу предметов религиозной направленности у 97,1% респондентов положительное.

Изучение образа жизни студентов духовной семинарии выявило, что 98,6% студентов семинарии следуют распорядку дня, установленному для них в учебном заведении.

Оценка гигиенического поведения показала, что «чистят зубы два раза в день» - 61,8% студентов семинарии, «один раз в день» - 38,2%. Большинство студентов (89,1%) моют руки во всех случаях, перечисленных в анкете. Почти все студенты (92,3%) «моют ноги ежедневно», и только 7,7% - «один раз в неделю». Основная часть студентов семинарии (87,7%) «моет тело один раз в неделю». «Начинают свой день с утренней гимнастики» лишь 12,3% студентов семинарии. На свежем воздухе ежедневно «более 3 часов» пребывает 12,4%, «от 1,5 до 2 часов в день» - 41,6% студентов, а 46,0% бывает на свежем воздухе «менее 1 часа». Соответствующий распорядок дня Тобольской духовной семинарии (вечерняя молитва в Покровском Соборе) обеспечивает совершение прогулок перед сном у всех студентов семинарии. Сон, необходимой продолжительности (7-8 часов) реализуют 82,6% студентов семинарии. Анализ физической активности установил, что «занимаются спортом регулярно» только 18,0% студентов. Дополнительно установлено, что 56,6% студентов «проходят пешком в течение дня менее 1,5 километров», 43,4% -«более 4 километров в день». Значительное место в сфере здорового образа жизни человека отводится медицинской активности. Нами установлено, что «не болели» за исследуемый период 29,8% студентов духовной семинарии. При этом обращаются за медицинской помощью «всегда» лишь 19,7% студентов, пропускают занятия по болезни «часто» 10,3%, «редко» — 17,7%, «посещают занятия больными» — 13,7% студентов. На диспансерном учете состоит 22,0% студентов духовной семинарии.

Большинство студентов духовной семинарии (95,4%) «принимают пищу 4 раза в сутки». Установлено, что все студенты имеют завтрак, который состоит из каши и напитка в 100% случаев. Указали, что «имеют промежуточный прием пищи 1-2 раза в день» - 35,4% студентов. «Ощущение легкого голода после приема пищи» характерно для значительного большинства студентов духовной семинарии (94%). «Переполнение желудка» встречается лишь у 6,0% студентов. Последний прием пищи у всех студентов осуществляется «за 2-3 часа до сна». Следует отметить тот факт, что 100% студентов семинарии «соблюдают пост». Результаты исследования показали, что вес соответствует росту и возрасту у 91,2% студентов семинарии.

«Конфликтность и безразличие» в их семьях встречаются только в 5,4% случаев. В преобладающем большинстве студенты отметили, что они находят «выход из эмоциональных стрессов в молитве» (71,4%). «Совпадение взглядов с родителями» у студентов семинарии составляет 30,6%. Анализируя данные анкет о вредных привычках студентов установлено отсутствие последних у всех респондентов. Но знакомство с «одурманивающими» веществами у студентов произошло в детстве в возрасте от 10-15 лет - 15,7% студентов семинарии пробовали курить и 32,0% употребляли спиртное. При этом

они никогда не пробовали употреблять наркотики и считают, что наркомания - «угроза для потомства» (97,1%).

Анализом общей заболеваемости (по обращаемости) установлено, что среднегодовые показатели общей заболеваемости православных христиан, на примере выборочной совокупности студентов Тобольской духовной семинарии, по всем классам болезней за 2000-2002 гг. составляют 864,8 на 1000 обратившихся. При детальном исследовании структуры заболеваемости студентов духовной семинарии за период 2000-2002 гг. выявлено, что наибольшая частота обращений связана с заболеваниями органов дыхания - 238,5%о, болезни системы кровообращения - 136,9%о, болезни органов пищеварения -103,7%о. В результате исследований установлено, что по болезни студенты пропустили 126 учебных часов Выявлено, что среднегодовые показатели заболеваемости по результатам медицинского осмотра составили 791,7%о. Уровень патологии репродуктивной системы женщин семинарии составил 18,4%о.

Полученные данные, характеризующие особенности здоровья студентов Тобольской духовной семинарии, позволили осуществить его комплексную оценку: наибольшую группу обследованных составляют «практически здоровые» студенты — 34,0%, к группе «здоров» отнесены 24,7% студентов, а группу «больной» составляет 11,3%.

Изучение отношения студентов медицинских училищ Тюменской области к религии выявило, что преобладающее число (69,3%) «считают себя православными христианами», 20,0% являются приверженцами других религий и только 11,7% - «не относят себя к верующим» Анализ религиозного поведения православных студентов установил, что варианты его различны. Наибольшее число студентов свои посещения Церкви считают «случайными» (46,6%), связывают «с религиозными праздниками» - 34,2% и только 19,2% православных студентов — медиков «посещают церковь регулярно». При посещении Церкви 43,5% студентов «молятся». Больший процент студентов от посещения Церкви получает положительный эффект (61,5%), который выражается в «успокоении», 26,5% получают «ощущение защищенности», 13,5% «становятся добрее». Таинство крещения приняли 73,4% студентов. При этом большинство «крестились до 14 лет» (70,8%), а «будучи взрослыми» толька 29,2% студентов. Среди причин крещения основной является «решение родителей» - 43,2%.«таинство исповеди» совершали всего лишь 12,5% из числа православных студентов - медиков. Преобладающее большинство студентов (60,4%) «не знают молитв». «Религиозные традиции в семье соблюдаются» у 48% исследуемых. У большинства студентов «в доме есть иконы» (88,5%). «Знают православные праздники» 68,6% студентов. Изучение окружения студентов - медиков выявило, что 89,2% имеют среди своих друзей - «верующих».

Установлено, что «пост соблюдают» лишь 12,7% студентов и «частично» соблюдают- 13,8%.К причинам, по которым пост не соблюдается, большинство студентов отнесли «отсутствие желания» (55,4%), «недостаток силы во-

ли» (33,1%)» «незнание традиций поста» (19,2%). При этом почти половина студентов (46,5%) считает, что «пост полезен», «сомневаются в пользе» -36,9% и только 16,2% «считают пост вредным».

Выявлено, что обращение к Богу большая часть студентов медицинских училищ связывает с «неприятностями» (80,0%), а с «болезнью» — 16,9%. «Просят у Бога здоровья себе и близким» — 70,5% православных студентов-медиков, 56,2% студентов считают- «Бог им помогает».

В соответствии с государственным образовательным стандартом медицинский работник должен уметь «пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья». Это требование полноценно может выполнить лишь специалист, знающий основы здорового образа жизни и следующий ему. По результатам социологического исследования студентов медицинских училищ было установлено, что наивысшей ценностью для большинства из них является «здоровье» (81,4%) и «семья» (78,2%). Установлено, что «соблюдают режим дня» 23,9% студентов — медиков, «утреннюю гимнастику делают» только 2,7%, «чистят зубы 1 раз в день» 50,2%, «два раза в день» - 49,8% студентов. Большинство респондентов (83,5%) указали, что «моют руки часто». Гигиенические процедуры в отношении тела студенты выполняют ежедневно в 72,7% случаев. Исследование показало, что на свежем воздухе ежедневно «более 3 часов» пребывает 35,6% студентов и столько же от «1,5 до 2 часов в день», «менее 1 часа» - 28,8%. «Прогулки перед сном» совершают 40,7% респондентов. Студенты нарушают гигиенические требования сна: «до 22 часов» ко сну отходит 12,6%, в период «с 22 до 24 часов» — 58,8%, а «после 24 часов» ложатся спать 28,6% студентов. У 60,8% респондентов длительность ночного сна «составляет 8 часов», 29,1% спят «6-7 часов», а 10,1% студентов - медиков уделяют сну лишь «5-6 часов» в сутки.

Установлено, что «простудными заболеваниями несколько раз в год» болеет 45,3% студентов, обращаются за медицинской помощью «всегда» только 3,9% респондентов. «Пропускают занятия в связи с болезнью» 41,3% студентов, «редко» -36,8% и «посещают занятия больными» 21,9%. На диспансерном учете состоит 34,1% студентов.

Анализ рационального питания студентов выявил, что принимают пищу «4 раза в сутки» лишь 38,6% из них, а «ежедневный завтрак» имеют 49,4% студентов. «Завтрак состоит из каши и напитка» - у 17,2% студентов, 53% предпочитают утром «бутерброд и напиток», «Промежуточных приемов пищи» не бывает у 29,4% студентов. «Ощущение легкого голода после приема пищи» характерно для 34,3% респондентов. «Переполнение желудка» встречается у студентов - медиков в 65,7% случаев. «Соблюдают пост» лишь 12,7% православных студентов - медиков. «Последний прием пищи за 2-3 часа до сна» бывает у 40,5% опрошенных. Вес соответствует росту и возрасту у 46,9% студентов медицинских училищ.

Анализ социально-психологических аспектов семьи показал, что воспи-

тание большинства студентов медицинских училищ Тюменской области проходило «в полных семьях» (79,2%). «Конфликтность и безразличие в семьях» встречаются у 27,4% респондентов. В студенческом коллективе процент «доброжелательности во взаимоотношениях» составляет 68,3%, Между тем больше половины студентов «подвержены сменам настроения» (55,1%), «присутствует ощущение одиночества» (42,2%) и «безысходной тоски» (28,8%). Указали, что «во время неприятностей чаще идут к друзьям» 60,3% студентов, «ищут причину в себе» - 21,4%, «сидят дома» — 18,3%. Значительная часть респондентов (42,2%) «находят выход из стресса во вредных привычках». Совпадение взглядов с родителями у студентов медицинских училищ составляет лишь 23,0%. «Занимаются регулярно физической культурой» всего лишь 16,0% студентов медицинских училищ. Анализируя данные анкет о вредных привычках, выявлено, что «курят» 49,2% и «употребляют спиртное» 97,2% опрошенных студентов медицинских училищ. Установлено, что в возрасте «от 10 до 15 лет» пробовали курить 3,4% и «употребляли спиртное» - 28,8% респондентов. «К возрасту 18-19 лет испробовали действие анаши» -21,3%, «внутривенное введение наркотических препаратов» - 3,4%, «таблети-рованное употребление» - 6,4% респондентов. Всего процент эксперимента

составил 31,1%.

Изучение общей заболеваемости (по обращаемости) студентов медицинских училищ Тюменской области выявило, что среднегодовые показатели по всем классам болезней составили 1399,4 на 1000 обратившихся.

В ранговом порядке мест за 2000-2002гг. показатели распределились сле-дуюшим образом: болезни органов дыхания - 363,6 0/00 болезни мочеполовой системы - 172,80/00, болезни системы кровообращения - 162,00/00. По болезни студентами было пропущено 270 часов на 100 студентов в год.

Установлено, что среднегодовые показатели заболеваемости по результатам медицинского осмотра студентов медицинских училищ составили — 1438,8 на 1000 обратившихся. Для получения наиболее полной информации о заболеваемости, связанной с репродуктивным здоровьем, мы проанализировали результаты целевых гинекологических осмотров студенток. Они показали высокий уровень патологии репродуктивной системы - 142,1%о. По данным обращаемости в женскую консультацию заболеваемость студенток составила 136,4 на 1000 осмотренных, а рост этого показателя в 3-х летней динамике составил 34,5%. Исследования показали, что за 3-х летний период число беременностей у студенток составило 162,1, а число абортивного ее исхода 97,6. Доля абортов у первобеременных составила 48,7%.

Полученные данные, характеризующие особенности здоровья студентов медицинских училищ позволили осуществить его комплексную оценку. Исследование выявило следующие группы: «здоров» - 9,5%, наибольшую группу составила группа «практически здоров» - 51,1% и «больной» - 29,4%.

В пятой главе отражено взаимодействие Русской Православной Церкви с органами и учреждениями здравоохранения.

Анализ религиозной ситуации в Тюменской области выявил возрастание роли религиозных общественных объединений. По данным на 1 января 2003 года в области официально зарегистрировано 221 религиозная организация 20 вероисповеданий, среди которых доминирующее влияние принадлежит То-больско - Тюменской епархии. За период с 1997 г. по 2003 г. наблюдается увеличение количества приходов с 122 до 153, храмов - с 58 до 85, священнослужителей — с 68 до 132, православных гимназий — с 5 до 8, православных школ — с 30 до 54. Установлено, что за период с 2000 г. по 2002 г. на территории Тобольско-Тюменской епархии число крещений увеличилось на 8,0%, венчаний - на 6,0%, отпеваний — на 9,0%.

Установлено, что верующими считают себя 54,7% населения Тюменской области. Категория активно верующих и участвующих в жизни религиозных общин, увеличилась с 4,7% в 2001г. до 6,9% в 2003г.

При исследовании конфессиональной самоидентификации населения в Тюменской области выявлено, что 87,1% опрошенных относят себя к православию; 5,6% - к исламу; 0,8% - к католицизму; 0,5% - к протестантизму, в том числе 0,3% - к баптизму и 0,2% являются Свидетелями Иеговы. Изучение возрастной динамики православных верующих показала, что наибольшее число верующих составляет старше 80 лет. Кроме этого, выявлена тенденция увеличения верующих среди возрастной категории 18-26 лет, что подтверждает усиление роли Русской Православной Церкви в жизни общества. Большинство респондентов (60,5%) относится положительно «к введению в школьную программу предметов религиозной направленности».

В настоящее время отечественное здравоохранение стало той государственной структурой, которая часто взаимодействует с православной Церковью. Социологическое исследование по изучению отношения пациентов лечебных учреждений к религии распределилось следующим образом: преобладающее большинство респондентов (90%) считают себя верующими, из них 76,1% относят себя к православным христианам. Выявлено, что «следуют православной вере»: более 10 лет 47,6% опрошенных, менее 10 лет - 42,9%, «обратились к вере в текущем году» - 5,4%. При этом установлено, что 4,1% опрошенных обратились к вере, находясь в стационаре, причиной чего явились различные заболевания.

Изучение мнения пациентов о причинах их заболеваний выявило, что 28,8% считают болезнь «неизбежностью», 23,0% - «случайностью», 21,8% -«испытанием» и 19,3% - «наказанием». Категория респондентов, считающих себя православными христианами, указала, что «важным фактором в процессе лечения и выздоровления для них явилась вера в Бога». Эта категория составила 74% респондентов. Среди основных причин обращения к Богу пациенты отметили: «переосмысление жизненных ценностей» в 39,5% случаев и «внутреннее беспокойство» в 29,9% случаев. Другими причинами обращения к Богу пациентов являются: «болезни» — 15,0%, «потеря родственников» — 8,0%, «пример родителей» - 4,0%, «страх перед будущим» - 3,6%.

В настоящее время во многих лечебно-профилактических учреждениях Тюменской области организованы молельные комнаты, больничные храмы и часовни. Большинство руководителей (72,0%) и пациентов (64,0%) лечебно-профилактических учреждений отмечают положительное влияние работы священнослужителей на состояние их здоровья.

Выявлено, что инициатором открытия молельной комнаты в 60% случаев явились руководители лечебно-профилактических учреждений и в 40% случаев - священнослужители. Установлено, что удельный вес лечебных учреждений, имеющих молельные комнаты, составляет 12,0%. По результатам работы молельных комнат выявлено, что посещают их более 30,0% пациентов. Большинство посещений молельных комнат приходится на хирургические отделения (52,0%). Удельный вес посещений больных терапевтических отделений составляет 31,3%. Причинами посещения молельных комнат пациентами являются: «подготовка к операции» — 64,2%, «проведение процедуры» -41,4%, «поступление в лечебное учреждение» — 36,2%, «выписка из стацио-нара»-18,3%.

Большое значение придается посещению тяжелобольного священником -40,0% пациентов отметили, что «хотели бы, чтобы их посещал священнослужитель». При этом установлено, что 49,3% пациентов считают «необходимым учитывать их религиозные убеждения в период пребывания в лечебном учреждении». Исследование показало, что большинство пациентов (64,4%) считают «необходимым для медицинских работников владение специальными навыками общения с верующим пациентом и знание их потребностей».

Большинство руководителей лечебных учреждений относятся к сотрудничеству с православными организациями положительно (84,2%). По мнению 83,0% руководителей средний медицинский персонал в большей степени, чем врачебный, способен обеспечить необходимые условия для верующих пациентов во время их пребывания в стационаре. 36,0% пациентов хотели бы, чтобы за ними ухаживала сестра милосердия.

Нами изучен опыт сотрудничества Тюменского областного онкологического диспансера с Тобольско-Тюменской епархией, в рамках которого открыта молельная комната (12.04.2002), где регулярно проводятся встречи священнослужителя с пациентами диспансера, работают группы сестричества по уходу за больными, организован церковный киоск. Выявлением пациентов, нуждающихся в посещении священника, занимаются члены групп сест-ричества. По субботам и воскресеньям в молельной комнате идет богослужение, которую посещают в среднем 30 человек. По отчетным данным работы диспансера с момента открытия молельной комнаты на 47% уменьшилось количество случаев нервно-психических состояний и заболеваний на фоне основного диагноза. В 2001 г. в Тобольском медицинском училище при активном участии автора и руководителя диссертационной работы создана общественная организация «Сестры милосердия», целью которой является воспитание студентов в духе гуманизма и милосердия, пропаганда здорового

образа жизни и охрана здоровья граждан. Деятельность организации направлена на привлечение студентов, учащихся старших классов средних школ и других добровольцев к оказанию социальной, медицинской и иной помощи инвалидам, одиноко живущим престарелым, детям-сиротам и другим категориям населения. В целях духовно-нравственного воспитания населения на основе принципов духовной и светской культуры принята «Комплексная программа сотрудничества Администрации города Тобольска и Тобольской городской Думы с Тобольско-Тюменской епархией на 2002-2005 годы». В рамках этой программы предполагается: духовно-нравственное воспитание; благотворительная деятельность и социальное служение; взаимодействие с общественными организациями и лечебными учреждениями.

Исследованием выявлена историческая роль православного христианства в становлении медицинского образования и охране здоровья населения. Установлено, что первые медицинские классы были открыты при семинариях 15 августа 1802 г., а 20 октября 1802 года правление Тобольской семинарии открыло медицинские классы для 38 слушателей. О пользе от учреждения подобных классов свидетельствует резолюция, в которой сказано: «как учение медицине есть полезнейшее и нужное средство для всякого человека, то велеть в оный класс ходить не только студентам и ученикам, но и градотоболь-ским служителям...». 15 августа 1878 г. в Тобольске открылась повивальная школа, где учащиеся получали не только медицинскую, но и духовную подготовку. В 1894 г. начала свою деятельность Тобольская община сестер милосердия, в которую принимались вдовы и девицы всех сословий от 18 до 40 лет христианского вероисповедания. Для социального института медицины роль сестры милосердия была прообразом роли медицинской сестры. Основными аспектами их деятельности считались религиозные и профессионально-медицинские.

Законоучителем на момент открытия школы был назначен священник Бо-городице-Рождественнской церкви Алексей Михайловский. Учащимися в течение трех лет непрерывно изучались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и чистописание, арифметика и непосредственно родовспомогательное искусство. В 1903 г. директором школы был назначен В.К. Лиденберг (1867-1933 гг.), который возглавлял Общину Красного Креста. Постепенно движение расширяло свою работу, были открыты уездные комитеты Красного Креста в Кургане, Тюкалинске, Ишиме, Ялуторовске и других населенных пунктах. Устройство общины было настоятельной потребностью, чтобы обеспечить губернию «опытным женским санитарным персоналом».

Освоение Тюменской области повлияло на развитие системы здравоохранения, в том числе и на подготовку средних медицинских работников.

В настоящее время коллективами училищ совместно с преподавателями и студентами Тобольской духовной семинарии успешно реализуется программа духовно-нравственного воспитания молодежи по нескольким направлениям.

С 2000 г. в учебный процесс медицинских училищ Тюменской области

введен факультатив «Духовные основы милосердия», который посещают до 100 студентов. Регулярно проводятся встречи студентов медицинских училищ с семинаристами и священниками. В настоящее время в Тобольском, Тюменской и Ялуторовском медицинских училищах функционирует общественные организации «Сестры милосердия», в состав которых входит более 150 студентов. С 2003 г. в Тобольском медицинском училище начата подготовка сестер милосердия. Наряду с предметами в соответствии с государственными образовательными стандартами по специальности «Сестринское дело» (0406) сестры милосердия изучают библейскую историю, катехезис, литургику.

Исследованием выявлено, что Тобольско-Тюменской епархией за период 2000-2003 гг. проведен ряд мероприятий, имеющих значение для решения проблем здравоохранения, образования и духовно-нравственного воспитания молодежи. В семинаре "Православие и средства массовой информации» (2002) приняли участие 75 журналистов из 17 городов Уральского Федерального округа. В марте 2002 года в Тобольске прошел семинар учителей по предмету «Основы Православной культуры» с участием преподавателей Тобольской духовной семинарии и Московских духовных школ. Курс лекций прослушали 205 преподавателей из 41 города и поселка Тюменской области. В ежегодном Собрании духовенства и мирян Тобольско-Тюменской епархии в 2001 г. приняли участие 253 человека и в 2002 г.- 376 человек из 83 населенных пунктов Тюменской области. В 2002 г. в Тобольской духовной семинарии прошло совещание «Перспективы сотрудничества образовательных учреждений г. Тобольска и Тобольско-Тюменской епархии в деле воспитания подрастающего поколения». В работе совещания приняли участие руководители и 43 педагога образовательных учреждений. В 2002 г. в г. Тобольске проведен общеепархиальный съезд молодежного общественного движения «Сибирь Молодая Православная», в работе которого приняли участие 320 делегатов. Ежегодно в г. Тобольске проходит епархиальный фестиваль детских хоровых коллективов «Духовная песнь православной Сибири». В 2001 г. зарегистрировано 504 участника, а в 2002 г. - 587 участников (всего 33 детских коллектива) из 19 городов Тюменской области. Также проведены теле-марофон «Пусть он увидит солнце», посвященный проблемам абортов, детской беспризорности в г. Нефтеюганске, акции «Нет наркотикам» в гг. Тюмень, Ялуторовск, Мегион и Лангепас.

Воспитанники Тобольской духовной семинарии активно содействуют приобщению молодежи к духовной культуре православия. За 2002 г. православные святыни г. Тобольска в сопровождении семинаристов посетило 5932 человек (198 групп), а за 2003 г. - 6074 человека (205 групп). На территории Тюменской области распространена епархиальная и приходская периодическая печать, на страницах которой широко освещаются вопросы здорового образа жизни и здоровья. На территории Тюменской области в гг. Тюмень, Нефтеюганск, Нижневартовск активно работают общества православных вра-

чей, которые имеют координирующее значение и осуществляют регулярный обмен мнениями представителей православной медицинской общественности по различным вопросам сотрудничества.

На областном и региональном телевидении и радио регулярно выходят телевизионные передачи и радиопрограммы духовно-нравственного содержания с участием управляющего епархией и священнослужителей.

В епархии действуют православные детские лагери в гг. Тюмени, Ялуторовске, Нефтеюганске и п. Пойковский. Всего за 2002 год в православных лагерях побывало более 600 детей.

В заключении диссертации кратко изложена суть и подведены итоги проведенного исследования.

ВЫВОДЫ

1. В основе православного учения заложено признание здоровья в качестве существенного блага, сохранение которого является долгом православного христианина, святость семьи и брака, рождение и воспитание в любви детей, поддержка принципов здорового образа жизни, неприятие вредных привычек, которые наносят ущерб здоровью личности и общества, утверждение необходимости лечения в случае болезни, признание важности социального служения, к которому относится уход за больными.

2. Исследованием выявлена категория православных христиан, состоящая из студентов Тобольской духовной семинарии, священников и прихожан, с высоким уровнем реализации религиозных традиций. Все они «верят в Бога», регулярно «2-3 раза в неделю» посещают храмы (96,4%), где все они молятся, знают и соблюдают религиозные праздники (96,0%), читают дома молитвы ежедневно (92,0%), строго соблюдают пост (94,0%), «иногда не соблюдают пост по состоянию здоровья» (16%). Посещение храма действует на них успокаивающе.

3. Изучение отношения студентов медицинских училищ Тюменской области к религии выявило, что преобладающее большинство (69,3%) «считают себя православными христианами», но из них регулярно посещают церковь 19,2%, знают молитвы 26,0%, соблюдают пост 13,7%, совершали таинство исповеди 12,5% респондентов.

4. Результаты специального выборочного исследования показали, что у студентов духовной семинарии выявлены более благоприятные показатели здорового образа жизни по сравнению со студентами медицинских училищ. Православные христиане с высоким уровнем реализации православных традиций соблюдают особый образ жизни, пост, уравновешенность эмоциональной сферы, религиозную веру, имеют положительные жизненные устремления личности, не имеют вредных привычек.

5. По результатам исследования заболеваемости православных христиан выявлено, что студенты медицинских училищ, не в полной степени соблюдающие религиозные традиции, имеют худшие показатели здоровья,

чем студенты духовной семинарии. Так, у студентов — медиков показатели общей заболеваемости (по обращаемости) на 534,60/сю и по данным углубленных медицинских осмотров на 647,\%о больше, чем у студентов духовной семинарии.

6. По комплексной оценке состояния здоровья к группе «здоров» отнесены 24,0% студентов духовной семинарии, к группе «практически здоров» -34,0%, к группе «больной» - 11,3%, а среди студентов медицинских училищ соответственно 9,5%, 51,1%, 29,4%.

7. Исследованием выявлена историческая роль православного христианства в становлении медицинского образования и охране здоровья населения. Первые медицинские классы были открыты при семинариях в 1802 году, где учащиеся изучали медицинские предметы и получали духовное образование. В 1894 году начала свою деятельность Тобольская община сестер милосердия. Основными аспектами деятельности считались религиозные и профессионально — медицинские.

8. Анализ религиозной ситуации в Тюменской области выявил тенденцию активизации деятельности религиозных объединений и организаций, среди которых ведущая роль принадлежит Русской Православной Церкви. Установлено, что верующими считают себя 54,7% населения Тюменской области, из них 87,1% относят себя к православию.

9. Исследованием установлено, что большинство руководителей (84,2%) лечебно-профилактических учреждений относятся положительно к сотрудничеству с православными организациями. Выявлено, что 64% пациентов отмечают положительное влияние работы священнослужителей на состояние их здоровья, 64,4% пациентов считают необходимым для медицинских работников владение специальными навыками общения с верующими пациентами и знание их потребностей.

10. Установлено разнообразие форм сотрудничества Русской Православной Церкви с медицинскими и образовательными учреждениям в сфере охраны здоровья граждан: открытие молельных комнат, посещение тяжелобольных священником, возможность совершения обрядов и таинств в учреждениях здравоохранения, получение религиозной литературы, уход за больными, финансовая помощь, проведение конференций и семинаров по вопросам здоровья и здорового образа жизни, работа обществ сестер милосердия, реализация программ духовно-нравственного воспитания молодежи.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Руководителям медицинских и образовательных учреждений развивать работу по сотрудничеству с Русской Православной Церковью по реализации «Соглашения между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения РФ».

2. Органам управления государственной власти и Тобольско-Тюменской епархии осуществлять дальнейшую работу по координации сотрудничества в сфере духовно-нравственного воспитания населения, формирования здорового образа жизни, особенно детей и молодежи, на примере православного христианства. Рассмотреть возможность установления аналогичных отношений с другими традиционными религиозными конфессиями Тюменской области.

3. Руководителям средних медицинских образовательных учреждений использовать опыт Тобольско-Тюменской епархии в преподавании «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», посвященных вопросам охраны здоровья населения.

4. Органам местного самоуправления развивать координацию совместной деятельности православных общин, отделов социальной защиты и групп сестер милосердия по оказанию помощи больным, многодетным семьям, престарелым и инвалидам.

5. Органам управления здравоохранением и руководителям лечебно-профилактических учреждений развивать работу по реализации прав пациента на посещения священнослужителя в лечебно-профилактическом учреждении, открытие в них молельных комнат и храмов.

6. Руководителям образовательных учреждений обратить внимание на подготовку и повышение квалификации преподавателей средних медицинских образовательных учреждений по основам православной культуры.

7. Рекомендовать средним медицинским образовательным учреждениям к внедрению опыт сотрудничества Тобольского медицинского училища имени В. Солдатова с Тобольско-Тюменской епархией по подготовке сестер милосердия.

8. При органах управления здравоохранением создавать Координационные советы по анализу, обобщению и распространение накопленного опыта по реализации «Соглашения между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации».

9. Полученные результаты могут быть использованы для разработки мероприятий по координации сотрудничества медицинских образовательных и лечебно-профилактических учреждений с Русской Православной Церковью на других территориях.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ»

1. Тулякова, Т. И. Отношение студентов к православному христианству и милосердию / Т. И. Тулякова // Медицинская сестра. - 2004. - №2. - С. 30.

2. Тулякова, Т. И. Духовные основы медицинского образования в Сибири / Т. И. Тулякова // Среднее профессиональное образование. - 2003. - № 10. -С. 25-27.

3. Тулякова, Т. И. Исторические аспекты становления и развития Тобольского медицинского колледжа им. В. Солдатова / Т. И. Тулякова // Исто-

рия и перспективы развития среднего профессионального образования в России: сб. материалов межрегиональной научно - практической конференции. - Тобольск. - 2003. - С. 3 - 12.

4. Тулякова, Т. И. Отношение молодежи к православному христианству / Т. И. Тулякова // Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи: Рождественские чтения: материалы областной научно-практической конференции. - Тюмень, 2003. - С. 235 - 239.

5. Тулякова. Т. И. Сестринское дело в формировании здорового образа жизни на .примере православного христианства /Т. И. Тулякова // Проблемы управления образовательным процессом в современных условиях. Сб. науч. тр. - Омск. - 2002. - С. 129 - 130.

6. Тулякова, Т. И. Духовно-нравственный подход к сохранению здоровья населения / Т. И. Тулякова // Становление и перспективы развития сестринского дела в г. Тобольске: материалы научно-практической конференции. - Тобольск, 2002. - С. 4 - 9.

7. Тулякова, Т. И. Опыт и перспективы сотрудничества средних медицинских образовательных учреждений с православными организациями / Т. И. Тулякова // Медицина и охрана здоровья 2002: материалы международного симпозиума. - Тюмень, 2002. - С. 116.

8. Тулякова, Т. И Опыт работы автономной некоммерческой организации «Сестры милосердия» / Т. И. Тулякова // Стратегии развития сестринского дела: сб. науч. тр. - Самара. - 2002. - С. 280 - 282.

9. Тулякова, Т. И. Влияние православного христианства на формирование личности медсестры / Т. И. Тулякова, А. М. Дюкарева // Проблемы городского здравоохранения. - СПб, 2001. - №6. - С. 365 - 367.

10. Тулякова, Т. И. Роль православного христианства в формировании личности медицинской сестры / Т. И. Тулякова // Третья научно-практическая конференция Няганской городской больницы ХМ АО: сб. науч. тр. - Нягань, 2001. - С. 66 - 67

11. Тулякова, Т. И. Влияние православного христианства на сохранение и формирование здорового образа жизни верующего / Т. И. Тулякова // Актуальные проблемы медицинской науки, технологий и профессионального образования: материалы Второй Уральской научно-практической конференции (Челябинск, 18-19 мая 2000 г.). - Челябинск. - 2000. - Вып. 2. -С. 36 - 37.

Подписано в печать 14.06.04 г. Заказ № 454. Тираж 100 экз. Усл. печ. лист 1,0. Типография ООО «Тобольск-Нефтехим». Отпечатано с готовых диапозитивов.

# 1 5 565